Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и сущность политической идеологии.






Понятие идеологии относится к числу неоднозначных категорий, сложных и весьма трудных для понимания. Сегодня в понятие «идеология» включаются десятки вещей. В конце 19 века идеология – наука о продуктах человеческого разума. В современном значении идеология – одна из форм общественного сознания. Общественное сознание – это взгляды, идеи, теории, моральные принципы, другими словами, это совокупность духовной жизни, идей и взглядов, общих для большинства общественных групп, классов и общества в целом.

К идеологии относится та часть общественного сознания, которая находится в функциональной связи с интересами и действиями определенного класса.

Политическая идеология – это социально-значимая теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев, и которая служит обоснованием политических действий. Основным содержанием политической идеологии является политическая власть, отношение к различным политическим институтам. В политической идеологии фиксируется отношение к партийным массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются принципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общие идеалы и обосновывает их как значимые для всего общества.

Не всякая идеология содержит в себе политические директивы, указания как следует действовать. Эту функцию реализуют политические доктрины и программы. Политическая доктрина – система взглядов, определяющих направление и цели в конкретных исторических условиях данной эпохи. Политическая доктрина может служить основанием для политического движения, партии. В ней более или менее четко обозначаются средства, при помощи которых возможно достижение заданных целей. Политическая идеология и доктрина выполняют следующие функции:

1) Функция объяснения действительности

2) Формирование общественного мнения

3) Оправдание приемлемых для господствующего класса ценностей

4) Легитимация власти, определение политических сил и режимов.

5) Интеграционную и мобилизирующую функцию, объединяющую людей в социальное целое.

6) Критическая функция

7) Конструктивная функция, проявляется наиболее четко при принятии политических программ, которые реализуются затем на практике.

8) Компенсаторская функция. Вселяет надежды на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсирую социальную неудовлетворенность.

3. Консерватизм как политическая теория общественного развития.
К числу глобальных идеологических доктрин принадлежит консерватизм – идеологическая ориентация и политическое движение, противостоящее новым тенденциям социального развития, отстаивающее необходимость сохранение традиционных ценностей и порядков. Впервые термин был употреблен французским писателем Ф. Шатобрианом и обозначал идеологию феодально-аристократической реакции на Французскую буржуазную революцию конца XVIII в.

Основой консервативной идеологии является традиционализм, т.е. ориентация индивидуального или группового сознания в прошлое, которое обычно противопоставляется настоящему. С точки зрения Э. Бёрна, следовать традиционализму – значит действовать в соответствии с естественным ходом вещей.

В первой половине XIX в. в консерватизме господствовали три основные идеи: противостояние революции, критика рационализма и индивидуализма, противоборство с социальной атомизацией буржуазной цивилизации. Идеи взаимодействуют друг с другом. Составляют, с одной стороны, идеологическую позицию, а с другой – консервативную модель поведения индивидов в повседневной жизни. Представители консерватизма – Э. Бёрн, Р. Пиль, О. Бисмарк.

Один из наиболее влиятельных глашатаев консерватизма в США Томас Стерн Элиот выдвигал три главных принципа:
1) Необходимость основать социальное благополучие на традиционных ценностях.
2) Оказывать организационное и эффективное противодействие социальному равенству.
3) Необходимость каждому индивиду соблюдать социальную лояльность и долг перед общностью.
Позже эти принципы получили дополнение еще несколькими идеями:
а) отрицание желательности улучшения общества.
б) осторожное, преимущественно критическое отношение к социальным переменам.
в) критическое отношение к потенциальным возможностям совершенствования общества и человека с помощью политических и экономических средств.
г) вера в естественность и справедливость социальной иерархии в обществе.
д) нравственный абсолютизм, выражающийся в признании вечных истин, и неизменность нравственных ценностей.

Последовательные сторонники консерватизма отрицают идею, согласно которой человеческая история представляет собой непреклонное совершенствование общественной жизни и в силу этого гораздо более критичны по отношению к социальным изменениям, чем представители иных идеологических доктрин.

Консерваторы отрицают не саму по себе идею социального равенства, а концепцию осуществления равенства в результате спланированных социальных действий, которые, по их утверждениям, мешают естественным и желательным различиям между людьми.

Стабильность политического порядка, по убеждению сторонников консерватизма, обеспечивается постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс.

Основные идеи и принципы консерватизма:
- противостояние революции
- критика рационализма
- противостояние эгалитаризму
- отрицание мелиоризма
- неверие в возможность совершенствования общества и человека
- нравственный абсолютизм
- бессмысленность прогресса
- критическое отношение к социальным переменам
- критика социального атомизма

2 основные трактовки неоконсерватизма
1) как современного консерватизма, приспосабливающего традиционные для него ценности к нововведениям постиндуствриальной эпохи.
2) как идеологического течения, обогащающегося новыми идеями и выводами в процессе соперничества с либерализмом и социал-демократизмом.
Основные отличительные особенности неоконсерватизма:
- защита интересов крупного бизнеса
- поддержка технологических инноваций и социальных перемен
- поддержка принципов порядка и устойчивости рыночной системы
- опора индивида на собственные силы, а не на помощь государства
- сциентистско-технократические ориентации
- экспертирование правящих политических сил.

 

4. Социал-демократическая доктрина общественно-политического развития.
Одновременно с революционным направлением в социалистической идеологии сформировалось и другое, существенно отличное от него направление, которое тоже опирается на марксизм. Важнейший вклад в развитие этого направления, которое в последствии, уже в XXв. получило название социал-демократического, внесли Э. Берштейн, О. Бауэр, Ф. Адлер.

Э. Бернштейн, в частности, в отличие от К. Маркса и Ленина, отвергал неизбежность разрушения старого мира и крушения капитализма, а также диктатуры пролетариата. Путь к социализму, в его истолковании, это не социалистическая революция и следующая за ней отмена частной собственности, а поиск новых товарищеских форм производства в условиях непрерывного и мирного развития капиталистической экономики при непременном установлении социального равенства всех членов общества. Выдвинув свой знаменитый лозунг “Конечная цель ничто, движение все”, он считал, что единственно верный путь к социализму – социальные реформы, нацеленные на обеспечение наибольшей экономической эффективности и наибольшей свободы. Все последующее развитие этого типа идеологии шло в направлении утверждения мирных средств достижения социалистических целей, плавного примирения и утверждения созидательной роли государства в становлении социально справедливого общества. Основная задача поборниками данного направления определялась как построение такого общества, в котором бы оставались в неприкосновенности основные либерально-демократические свободы, утверждались ценности мировоззренческого и политического плюрализма, правового социального государства.

Преимущества такого пути социального реформирования были провозглашены в Венской программе Социалистической партии Австрии и Годесбергской программе социал-демократической партии Германии. Подобного же рода программные документы в последующем были приняты социал-демократами Швеции, Норвегии.

В концеXX - XXI в. социал-демократическое движение провозглашает приоритеты социального и международного мира, социального партнерства между предпринимателями и работниками (взамен марксистско-ленинского лозунга классовой борьбы между капиталистами и рабочим классом), проповедует необходимость осуществления принципов народовластия, свободы, солидарности и справедливости.
Основные идеи и принципы социализма:
- искоренение эксплуатации
- утверждение социального равенства
- уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом
- от каждого – по способностям, каждому – по труду
- свободное развитие каждого – условие свободного развития всех
- замена государства ассоциациями трудящихся
- устранение противоположности между городом и деревней
- осуществление социальной справедливости
- отвержение индивидуализма
- господство общественной собственности.

Серьезные трудности в осуществлении моделей демократического социализма и государства всеобщего благоденствия, а также кризисные явления в странах Восточной Европы, связанные с распадом СССР и крушением реального социализма, привели к резкому сужению диапазона влияния социалистической идеологии в современном мире. Тем не менее в России, Беларуси, Украине, ряде других стран на постсоветском пространстве социалистическая идеология, как в ее коммунистической, так и социал-демократической версиях, продолжает оказывать влияние на значительные массы населения, особенно на представителей его старших возрастов.

5. Либерализм как политическая теория.
Одной из наиболее влиятельных глобальных идеологий на протяжении последних полутора-двух столетий является либерализм. Его истоки сформулированы в работах Дж. Локка, А. Смита, Б. Франклина и др. Мировоззренческие, политические, экономические, социальные основы либерализма были сформулированы в 19 в. в трудах Г. Спенсера, И. Бентама.

Содержательное ядро либеральной идеологии составляют следующие принципы:
- приоритет свободы человека
- автономия индивидуально воли
- функционирование государства на основе консенсуса
- верховенство закона
- ограничение сфер деятельности государства
- идеалы свободного рынка и конкуренции
- защищенность частной жизни человека и свободы его действий во всех сферах общественной жизни
- развитие гражданского общества, независимого от государства
- господство частной собственности и её неприкосновенность
- разделение властей
- договорный характер отношений индивида и государства
- неотчуждаемые права человека
- абсолютная ценность личности и равенство всех людей

В рамках развития идеологической доктрины либерализма был разработан идеал равенства возможностей каждого члена каждого члена общества независимо от того, к какой социальной группе или классу принадлежит семья, в которой он родился, одобряется стремление добиваться повышения своего благосостояния и приобретения собственности, а также перемещаться на более высокие этажи социальной пирамиды, но непременно в соответствии с затраченными им усилиями, со степенью его трудолюбия, предприимчивости и других личных свойств.

Кризис классического капитализма и взлелеянного в его недрах классического либерализма привел к возникновению нового, социального либерализма – неолиберализма.
Основные идеи неолиберализма
1) Зрелое гражданство общество и правовое государство
2) Активное вмешательство государства в сферу рыночных и социальных отношений
3) Консенсус управляющих и управляемых посредством стимулирования участия масс в управлении производством и в политическом процессе.
По мнению новых либералов, государство должно принимать мер, способствующие реальному, а не декларативному выравниванию возможностей, и в этих целях повышать уровень социальной защищенности тех групп и слоев граждан, которые очутились в более трудном экономическом положении, оказывать им социальную помощь.
Современный либерализм включает множество течений и форм, между которыми имеются противоречия и возникают конфликты. Такие формы либерализма как политический либерализм, экономический либерализм, социальный либерализм, культурный либерализм в развитых странах смешиваются, а в развивающихся странах на передний план выходит либерализм третьего поколения. В РБ наиболее распространены идеи экономического, политического, социального либерализма.

8. Избирательное право, избирательные системы. Абсентеизм и его причины.
Избирательное право — это совокупность юридических норм, регулирующих участие граждан в выборах представительных органов власти, организацию и проведение выборов, взаимоотношения между избирателями и представительными учреждениями, порядок отзыва депутатов. Избирательное право регламентирует вопрос о том, кто может избирать и быть избранным, а также определяет порядок проведения выборов и подведения итогов голосования. В основу современного избирательного права заложены принципы всеобщих, прямых, тайных и равных выборов. Это предполагает, что все совершеннолетние граждане государства вне зависимости от пола, расы, национальности, возраста, религии, места жительства напрямую выбирают все вертикали власти. Голосование осуществляется тайно, то есть никто без ведома самого гражданина не вправе знать, за кого он голосовал. Принципы избирательного права, сформулированные философами- просветителями и апробированные в ходе буржуазных революций, никогда не соблюдались в полной мере. Происходило так потому, что политическая элита стремилась не выпускать из-под своего контроля такой важный инструмент собственного воспроизводства, как выборы. Существует большое количество форм и методов ограничения действия принципов избирательного права, в первую очередь через цензы. В Конституции Республики Беларусь (Раздел 3.Конституции Республики Беларусь) зафиксированы принципы всеобщности, равенства, тайного, прямого и свободного голосования. Так, принцип всеобщности предполагает, что право избирать имеют граждане, достигшие 18 лет, что не должно быть никаких имущественных и иных ограничений. На деле всеобщее избирательное право ограничено участием в выборах только электората, то есть тех граждан, кто по закону обладает правом голоса. Как правило, электорат и общее число граждан, достигших избирательного возраста, не совпадают.
Элеторат - электорат (от лат. elektor — избиратель), обозначает круг избирателей, голосующих за какую-либо политическую партию на парламентских, президентских или муниципальных выборах.
Принято различать активное и пассивное избирательное право.
Активное избирательное право — это право гражданина избирать, лично участвовать в выборах представительных учреждений и должностных лиц. В наше время отменены всевозможные сословные, имущественные, образовательные, расово- национальные и другие ограничения — цензы, и круг лиц, пользующихся избирательными правами, весьма широк. Однако некоторые цензы сохраняются до сих пор. Так, в некоторых мусульманских странах права голоса все еще лишены женщины, а в ряде стран женщины получили избирательные права не так давно
Пассивное избирательное право — это право быть избранным, это установленное законом право гражданина быть кандидатом в представительные органы или на выборную должность. Существуют ограничения и на право быть избранным. Президентом Беларуси может быть избран гражданин Республики Беларусь не моложе 35 лет, обладающий избирательным правом и проживающий в стране не менее 10 лет. Депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь может стать любой гражданин, обладающий избирательным правом, достигший 21 года. Членом Совета Республики может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территории соответствующей области, города Минска не менее 5 лет. По законодательству некоторых стран, отдельные должностные лица не могут избираться в представительные органы даже в течение определенного времени после того, как они покинули эти должности. Это относится к судьям, комиссарам полиции, префектам и др. Этого требует принцип разделения властей. В Республике Беларусь в соответствии со статьей 92 Конституции, депутаты Палаты представителей осуществляют свои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное не предусмотрено Конституцией. Депутат Палаты представителей может быть одновременно членом Правительства, но не может быть также и депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом двух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатом местного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременно членом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей парламентария с должностью Президента либо судьи.
Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов и приемов, с помощью которых определяются результаты голосования и распределяются депутатские мандаты. Функционирование любой избирательной системы можно оценить только во взаимосвязи с формой правления, политической культурой страны, природой ее политических партий. Потому электоральные законы перестают соответствовать своим целям по мере того, как меняются другие институты общества и государства. Не случайно в условиях крупных общественных перемен меняется и избирательная система. Так, изменилась избирательная система в России, в других постсоветских республиках.
В мире существует большое количество избирательных систем, однако их разнообразие может быть сведено к следующим трем типам: мажоритарная, пропорциональная, смешанная.
Мажоритарная система абсолютного большинства
В основе этого типа избирательной системы лежит принцип большинства при определении результатов голосования (фр. majoirite –- большинство). Избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей. Существует три разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства, относительного большинства, квалифицированного большинства. В первом случае избранным считается кандидат, собравший абсолютное большинство голосов — 50 процентов плюс один голос. В связи с тем, что не всегда удается кому-либо из кандидатов собрать более половины голосов в первом туре, то приходится проводить второй тур выборов. В Беларуси также используется система абсолютного большинства. В отличие от Франции, во второй тур, если первый был безрезультатным, выходят два кандидата, набравшие наибольшее число голосов. Избранным считается тот, кто получил большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы во втором туре признаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более 25 процентов избирателей, внесенных в списки. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Что касается второго тура выборов Президента Республики Беларусь, то они считаются состоявшимися, если в голосовании приняло участие более половины зарегистрированных избирателей, имеющих право участвовать в выборах. Избранным считается кандидат в Президенты, получивший более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Мажоритарная система относительного большинства
На выборах по мажоритарной системе относительного большинства кандидату для победы достаточно набрать больше голосов, чем кому-либо из его конкурентов, и не обязательно больше половины. Избирательные округа, как и при системе абсолютного большинства, являются, как правило, одномандатными, то есть от каждого округа избирается только один депутат. При этом если бы какой-то гражданин сумел добиться только своего выдвижения в качестве кандидата, то он бы автоматически стал депутатом без проведения голосования. При этой системе победителю достаточно одного голоса, который он может подать за себя сам.
Пропорциональная система
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Депутатские мандаты распределяются не между индивидуальными кандидатами, а между партиями в соответствии с числом поданных за них голосов. При этом от избирательного округа избирается не один, а несколько депутатов парламента. Избиратели голосуют за партийные списки, фактически за ту или иную программу. Конечно, партии стараются включать в свои списки людей наиболее известных, авторитетных, но сам принцип от этого не меняется. Партийные списки могут быть различных видов. Часть стран, например, Испания, Греция, Португалия, Израиль, Коста-Рика, придерживаются правил закрытых или жестких списков. Избиратели имеют право выбрать всего лишь партию, проголосовав за список целиком. Если, к примеру, в списке семь кандидатур, а партия выиграла три места, то депутатами станут три первых кандидата списка. Такой вариант усиливает власть партийной элиты, верхушки, так как именно лидеры партии решают, кто займет первые места в списке.
Смешанные избирательные системы
Смешанная система представительства соединяет в себе достоинства и недостатки обеих систем — мажоритарной и пропорциональной. Степень работоспособности органа государственной власти, избранного по смешанной системе, зависит от характера соединения в ней мажоритарных и пропорциональных элементов. На такой основе проходят выборы в Германии. Так, одна половина депутатов Бундестага избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая — по пропорциональной. Каждый избиратель в этой стране имеет два голоса. Один голос он отдает за кандидата, избирающегося по мажоритарной системе, а второй голос — за партийный список. При подведении итогов раздельно подсчитываются и первые, и вторые голоса избирателей. Представительство любой партии складывается из суммы мажоритарных и пропорциональных мандатов. Выборы проходят в один тур.
Абсентеизм. Этим термином принято обозначать равнодушное отношение населения к политической жизни, уклонение от участия в ней. Концентрированное выражение абсентеизм получает в уклонении избирателей от участия в голосовании на выборах разного уровня. Во многих странах абсентеизм — достаточно распространенное явление. Причины неявки избирателей на выборы могут быть разные: аполитичность, безразличие к общественным делам и к тому, кто победит на выборах, особенно если устраивает победа любой из политических сил. Причиной абсентеизма может быть и протест части избирателей против существующих порядков, против политических игр одних и тех же сил. Люди разочаровываются в партийных программах, в деятельности правительства, не ждут улучшения своего положения, не верят обещаниям и не хотят отдавать голоса за кого бы то ни было. Некоторые страны борются с абсентеизмом, вводя обязательное голосование. Это Австрия, Бельгия, Голландия, Италия, государства Латинской Америки. За уклонение от голосования могут налагаться моральное порицание, штрафы, ограничивается предпринимательская деятельность, поступление на государственную службу и т.д. В Турции, например, за уклонение от голосования граждане подвергаются тюремному заключению. Участие в голосовании рассматривается как важнейшая гражданская обязанность.

9.Избирательная система РБ.
Избирательная система – 1) порядок формирования выборных (прежде всего представительных) органов государства; 2) система распределения мест в выборных органах после установления результатов голосования.
Известны две основные избирательные системы: мажоритарная система (система большинства) и система пропорционального представительства.
Мажоритарная избирательная система — система выборов в коллегиальный орган (парламент) или должностного лица, при которой избранными считаются кандидаты, получившие большинство голосов избирателей по избирательному округу, где они баллотируются.
Пропорциональная избирательная система — одна из разновидностей избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы. При проведении выборов по пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально голосам, поданным за списки кандидатов, если эти кандидаты преодолели процентный барьер.
В Республике Беларусь применяется мажоритарная избирательная система, в соответствии с которой депутаты всех уровней и Президент Республики Беларусь избираются непосредственно избирателями Республики Беларусь. Это самая простая система, при которой избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, то есть больше голосов, чем любой из его соперников. Она результативна: единственный случай, когда результата может не быть, это получение одинакового наибольшего числа голосов двумя или более кандидатами.
Подготовка и проведение выборов включают несколько этапов.
Первым из этих этапов является этап назначения выборов. Избирательный кодекс Республики Беларусь регламентирует данный вопрос для выборов Президента в статье 56. Эта статья предусматривает, что выборы Президента Республики Беларусь назначаются Палатой представителей не позднее, чем за пять месяцев до истечения срока его полномочий, и проводятся в воскресенье не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Президента. Если по каким-либо причинам должность Президента является вакантной, то выборы проводятся не ранее чем через 30 дней и не позднее чем через 70 дней со дня открытия вакансии. Сокращенные сроки проведения предвыборных мероприятий устанавливаются Центральной комиссией.
Выборы в Палату представителей нового созыва назначаются Президентом Республики Беларусь не позднее четырех месяцев и проводятся не позднее 30 дней до окончания полномочий Палаты представителей действующего созыва. Если Палата представителей была распущена, то одновременно с этим актом Президент должен назначить новые выборы. Внеочередные выборы в Палату представителей проводятся в течение трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий Палаты представителей.
Вторым этапом в подготовке и проведении выборов является формирование избирательных комиссий.
Выборы Президента Республики Беларусь, депутатов парламента и местных Советов депутатов с определенными особенностями, зависящими от вида выборов, обеспечивают: Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов (далее – Центральная комиссия), территориальные избирательные комиссии – областные, Минская городская, районные, городские, поселковые, сельские, окружные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.
Третьим этапом в подготовке и проведении выборов является составление списков избирателей. Учитывая, что выборы в Палату представителей, Президента, в местные Советы депутатов проводятся регулярно, еще до назначения соответствующих выборов известна примерная численность избирателей, которая существенно не изменяется после проведения последних выборов. Однако, как правильно указывается в литературе, нужны не приблизительные, а уточненные данные, в которых были бы учтены все прошедшие события и действия (смерть избирателя, выезд в другой населенный пункт или за пределы республики, достижение совершеннолетия и т.д.).
Выдвижение кандидатов является четвертым этапом в подготовке и проведении выборов и, по существу, начальной стадией осуществления гражданином своего избирательного права. Именно на этой стадии определяется реальный круг кандидатов в депутаты и президенты.
Списки граждан, имеющих право участвовать в выборах, составляется по каждому участку для голосования и подписывается председателем и секретарем участковой комиссии.
Регистрация кандидатов является пятым этапом избирательного процесса. В Республике Беларусь порядок регистрации кандидатов в Президенты и депутаты всех звеньев представительной власти предусмотрен статьей 68 Избирательного кодекса. Регистрация кандидатов в Президенты и в члены Совета Республики осуществляется Центральной комиссией по выборам, а кандидатов в депутаты – соответствующей окружной, территориальной избирательной комиссией. Регистрация кандидатов в Президенты начинается за 35 дней, а заканчивается за 25 дней до выборов, кандидатов в депутаты – начинается за 40 дней и заканчивается за 30 дней до выборов; кандидатов в члены Совета Республики – начинается за 60 дней и заканчивается за 55 дней до окончания полномочий Совета Республики действующего созыва.
Шестым этапом избирательного процесса является предвыборная агитация. Она ведется как кандидатами, так и представителями различных политических партий «за» или «против» кандидатов.
К седьмому этапу проведения выборов относится подсчет голосов избирателей. Процедура подсчета голосов достаточно подробно регламентируется в избирательном законодательстве. Ящики для голосования вскрываются участковой (счетной при выборах в Совет Республики) комиссией после объявления ее председателем об окончании голосования.

Окончательный этап-сообщение об итогах выборов.

10. Референдум.
Референдум - народное голосование по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни. Это элемент прямой демократии. Родиной референдума является Швейцария. В марте 1991 г. проводился в референдум по вопросу о сохранении СССР. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 73–78) могут проводиться республиканские и местные референдумы. На республиканский референдум выносятся важнейшие вопросы, касающиеся всего государства и общества. Наместный – имеющие значение для населения поселка, города, района либо области. Республиканские референдумы в Республике Беларусь проводились 14 мая 1995 г., 24 ноября 1996 г., 17 октября 2004 г. Республиканский референдум назначается Президентом, при этом он принимает решение либо по собственной инициативе, либо по предложению двух палат Парламента, либо по предложению не менее 450 тыс., причем каждой области и от г. Минска должно быть не менее 30 тыс. подписей. Местные референдумы назначаются уполномоченным на то местным Советом. Решения, принятые на референдуме, могут быть отменены только референдумом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал