Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Правительство – Совет министров РБ
Совет Министров Республики Беларусь (Правительство Республики Беларусь) является коллегиальным центральным органом государственного управления Республики Беларусь, осуществляющим в соответствии с Конституцией Республики Беларусь исполнительную власть в Республике Беларусь и руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов. Компетенция Совета Министров Республики Беларусь определена Конституцией Республики Беларусь и Законом Республики Беларусь от 23 июля 2008 года «О Совете Министров Республики Беларусь».
В состав Правительства Республики Беларусь входят:
- Премьер-министр Республики Беларусь;
- Глава Администрации Президента Республики Беларусь;
- Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь;
- Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь;
- заместители Премьер-министра Республики Беларусь;
- министры;
- председатели государственных комитетов;
- Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь;
- Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси;
- Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ;
- иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Работой Правительства руководит Премьер-министр, который назначается на эту должность Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей.
Премьер-министр Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, актами Президента Республики Беларусь:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью Совета Министров Республики Беларусь и несет персональную ответственность за его работу;
- организует работу Совета Министров Республики Беларусь, руководит его заседаниями;
- подписывает постановления Совета Министров Республики Беларусь;
- издает распоряжения;
- в двухмесячный срок после своего назначения представляет Палате представителей Национального собрания Республики Беларусь программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь, а в случае ее отклонения представляет повторную программу деятельности Совета Министров Республики Беларусь в течение двух месяцев;
- информирует Президента Республики Беларусь об основных направлениях деятельности Совета Министров Республики Беларусь и о всех важнейших его решениях;
- распределяет обязанности между заместителями Премьер-министра Республики Беларусь, координирует их деятельность;
- представляет без дополнительных полномочий Совет Министров Республики Беларусь в международных отношениях, в установленном порядке проводит переговоры и подписывает международные договоры;
- осуществляет полномочия Президента Республики Беларусь в случае вакансии должности Президента или невозможности исполнения им своих обязанностей по основаниям, предусмотренным Конституцией Республики Беларусь, до принесения Присяги вновь избранным Президентом Республики Беларусь;
- выполняет другие функции, связанные с организацией и деятельностью Совета Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции обеспечивает исполнение Конституции, законов, актов Президента Республики Беларусь, осуществляет контроль за их исполнением подчиненными ему республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, а также местными исполнительными и распорядительными органами, физическими лицами и организациями.
Совет Министров Республики Беларусь обладает полномочиями:
В экономической сфере:
- обеспечивает проведение единой экономической политики;
- регулирует деятельность всех отраслей экономики Республики Беларусь и принимает меры по их развитию;
- осуществляет инвестиционную деятельность с учетом приоритетных направлений социального и экономического развития Республики Беларусь;
- обеспечивает проведение единой государственной политики, в том числе в области использования и экономии энергетических и материальных ресурсов;
- принимает меры по обеспечению Республики Беларусь энергетическими и материальными ресурсами;
- устанавливает меры государственного регулирования отдельных видов экономической деятельности;
- обеспечивает разработку и реализацию государственного прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, государственных программ;
- совершенствует экономический механизм содействия ускорению научно-технического прогресса, повышения технического уровня и качества продукции, создания высокоэффективных, экологически безопасных технологий;
- выступает от имени собственника в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, организует управление государственной собственностью;
- имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать республиканские юридические лица;
- содействует интеграции экономики Республики Беларусь и экономики других государств с учетом интересов Республики Беларусь, вносит соответствующие предложения Президенту Республики Беларусь и в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь;
- осуществляет государственное регулирование внешнеторговой деятельности, разработку программ развития внешнеторговой деятельности;
- обеспечивает противодействие монополистической деятельности и развитие добросовестной конкуренции;
- проводит государственную политику в области защиты прав потребителей;
- обеспечивает экономическую самостоятельность Республики Беларусь.
В финансовой сфере:
- обеспечивает проведение единой финансовой политики;
- в соответствии с бюджетным законодательством Республики Беларусь ежегодно представляет на рассмотрение Президенту Республики Беларусь проекты законов о республиканском бюджете на очередной финансовый год и об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год;
- ежегодно рассматривает и представляет Президенту Республики Беларусь проекты законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и об утверждении отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов за отчетный финансовый год;
- осуществляет регулирование внутреннего и внешнего государственного долга Республики Беларусь;
- обеспечивает привлечение, использование и погашение внешних государственных займов (кредитов), формирующих внешний государственный долг Республики Беларусь;
- выступает от имени Республики Беларусь при предоставлении государственных гарантий Республики Беларусь;
- определяет меры по обеспечению сбалансированности денежных доходов и расходов населения, улучшению финансового состояния отраслей экономики и использованию кредитных ресурсов.
В области науки, образования:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- участвует в формировании и обеспечивает реализацию государственной научно-технической и инновационной политики;
- принимает меры по развитию научного потенциала Республики Беларусь, повышению эффективности его использования, более широкому применению на практике результатов научных исследований, изобретательства и рационализаторства;
- осуществляет меры по развитию научных организаций, подготовке научных работников высшей квалификации;
- осуществляет общее управление системой образования;
- принимает меры по развитию и укреплению сети государственных учреждений образования;
- обеспечивает реализацию государственных программ развития образования в Республике Беларусь;
- принимает меры по совершенствованию системы профессиональной ориентации, создает условия для получения профессионально-технического образования, обучения новым специальностям, переподготовки и повышения квалификации с учетом общественных и производственных потребностей;
- осуществляет меры по формированию и реализации государственной молодежной политики;
- обеспечивает меры по государственной социальной поддержке обучающихся.
В области культуры, в сфере архивного дела:
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры;
- проводит государственную политику, направленную на сохранение и развитие белорусского и русского языков, создание надлежащих условий для развития языков других национальных общностей, проживающих на территории Республики Беларусь;
- осуществляет меры по развитию и улучшению работы организаций культуры, государственных архивных органов и учреждений, обеспечивает реализацию государственной политики в сфере охраны историко-культурного наследия, умножение и широкое использование культурных ценностей, в том числе народного творчества, для духовного и эстетического воспитания граждан, повышения их культурного уровня, а также содействует развитию профессионального искусства, литературы, национального книгоиздания и периодической печати;
- создает условия для свободного развития культуры всех национальных общностей, проживающих в Республике Беларусь;
- принимает меры по обеспечению права граждан Республики Беларусь на свободу вероисповеданий.
В области здравоохранения:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- обеспечивает разработку и реализацию государственных программ.
В области социального обеспечения, охраны и оплаты труда:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- определяет государственную политику в области обеспечения демографической безопасности и обеспечивает ее проведение;
- утверждает прожиточный минимум, бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения;
- создает условия для поддержания установленного законодательством Республики Беларусь уровня социального обеспечения, принимает меры по обеспечению социальной защиты граждан, совершенствует систему социальной защиты;
- определяет и реализует наиболее эффективные пути повышения доходов семьи, стипендий, пенсий, пособий, других социальных выплат;
- разрабатывает и осуществляет социально-экономические меры по улучшению положения женщин, детей, укреплению и поддержке семьи, обеспечивает контроль за соблюдением предоставленных женщинам прав и гарантий;
- принимает меры по предупреждению инвалидности и организации реабилитации инвалидов;
- принимает меры по реализации гражданами Республики Беларусь права на труд;
- организует разработку и реализацию республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- разрабатывает и осуществляет меры по рациональному размещению производительных сил, проведению в жизнь соответствующей политики народонаселения;
- устанавливает размеры минимальной заработной платы и базовой величины, а также размеры оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
В области охраны окружающей среды:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- обеспечивает разработку и выполнение государственных программ рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
- устанавливает порядок разработки и утверждения территориальных комплексных схем рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды и порядок их финансирования;
- устанавливает лимиты на природопользование;
- устанавливает порядок ведения государственных кадастров природных ресурсов, а также порядок государственного учета в области охраны окружающей среды;
- устанавливает порядок ведения Национальной системы мониторинга окружающей среды в Республике Беларусь, определяет порядок проведения мониторинга и использования его данных;
- объявляет отдельные участки территории Республики Беларусь зонами экологического риска и зонами экологического кризиса;
- обеспечивает формирование экологической культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов для осуществления деятельности в области охраны окружающей среды.
В области гидрометеорологической деятельности:
- обеспечивает проведение единой государственной политики;
- утверждает Схему государственной сети гидрометеорологических наблюдений;
- принимает решения о переносе действующих гидрометеорологических объектов государственной гидрометеорологической службы;
- определяет порядок ведения Государственного реестра производителей гидрометеорологической информации и выдачи свидетельств о регистрации в нем производителей гидрометеорологической информации;
- определяет порядок осуществления государственного контроля в области гидрометеорологической деятельности и перечень должностных лиц, осуществляющих этот контроль;
- определяет порядок ведения государственного климатического кадастра, а также состав данных государственного климатического кадастра и порядок предоставления государственным органам, иным организациям и физическим лицам его данных;
- определяет состав государственного гидрометеорологического фонда, а также порядок его ведения и использования.
В области обеспечения законности и правопорядка:
- принимает меры по обеспечению прав и свобод граждан, защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
- обеспечивает защиту личности от любых противоправных деяний, посягательств на жизнь, здоровье, имущество, честь и достоинство, а также защиту гражданина Республики Беларусь как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами;
- определяет основные направления правовой работы в подчиненных ему республиканских органах государственного управления и иных государственных организациях;
- руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций в области правового просвещения граждан;
- руководит деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по обеспечению законности и правопорядка, реализации государственных программ по борьбе с преступностью;
- вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов Республики Беларусь.
В области обеспечения национальной безопасности и обороноспособности государства:
- принимает меры по обеспечению национальной безопасности и обороноспособности, защите независимости и территориальной целостности Республики Беларусь;
- осуществляет контроль за выполнением государственной программы вооружения;
- организует разработку и формирование государственного оборонного заказа, оснащение Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций Республики Беларусь вооружением, военной техникой и другими материальными ценностями и ресурсами по их заказам, а также решает вопросы строительства и размещения на территории Республики Беларусь оборонных объектов;
- определяет объемы материальных ценностей и бюджетных ассигнований на нужды обороны, в том числе на реализацию государственной программы вооружения, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в области обороны, обеспечивает создание и сохранность государственного и мобилизационного материальных резервов, руководит мобилизационной подготовкой;
- осуществляет руководство подготовкой граждан Республики Беларусь к военной службе, их призывом на военную службу, службу в резерве и обеспечивает создание военнообученного резерва;
- вносит на утверждение Президенту Республики Беларусь план накопления материальных ценностей в государственном материальном резерве и план накопления материальных ценностей в мобилизационном материальном резерве;
- осуществляет руководство гражданской обороной Республики Беларусь;
- организует разработку и обеспечивает выполнение государственных программ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- устанавливает порядок осуществления государственного контроля за охраной и использованием территорий радиоактивного загрязнения;
- обеспечивает проведение единой государственной политики в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны;
- определяет государственную политику в области обеспечения пожарной, промышленной, ядерной и радиационной безопасности, ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
- осуществляет общее руководство деятельностью подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по противодействию экстремизму, контроль за этой деятельностью.
В области внутренней и внешней политики Республики Беларусь:
- разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики Республики Беларусь и принимает меры по их реализации;
- осуществляет координацию деятельности в области отношений Республики Беларусь с иностранными государствами и международными организациями;
- принимает практические меры по реализации и защите внешнеполитических интересов Республики Беларусь;
- заключает международные договоры по вопросам, относящимся к его компетенции;
- принимает меры по обеспечению исполнения международных договоров Республики Беларусь.
В области кадровой политики:
- разрабатывает и вносит на рассмотрение Президента Республики Беларусь предложения по осуществлению кадровой политики, направленной на создание необходимого резерва высококвалифицированных руководящих работников системы подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов, содействует обеспечению их подготовки и повышения квалификации;
- координирует и контролирует деятельность подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, а также местных исполнительных и распорядительных органов по осуществлению кадровой политики;
- участвует в формировании кадрового реестра Главы государства Республики Беларусь;
- утверждает кадровый реестр Совета Министров Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь осуществляет и иные полномочия, возложенные на него Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.
Совет Министров Республики Беларусь обладает правом законодательной инициативы. По поручению Президента, по собственной инициативе, а также в случаях, предусмотренных законами, Совет Министров Республики Беларусь организует разработку проектов законов Республики Беларусь.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с Советом Министров обеспечивает проведение единой денежно-кредитной политики Республики Беларусь и представляет Президенту Республики Беларусь для ежегодного утверждения Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь. Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою деятельность, проводят регулярные взаимные консультации.
Совет Министров Республики Беларусь в целях учета интересов Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц в соответствии с законодательством определяет вместе с местными Советами депутатов степень и порядок их участия в выполнении общегосударственных программ, совместных проектов, рассматривает предложения этих Советов.
В области отношений с местными исполнительными и распорядительными органами Совет Министров Республики Беларусь:
- руководит деятельностью местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров Республики Беларусь;
- организует контроль за исполнением местными исполнительными и распорядительными органами Конституции Республики Беларусь, законов Республики Беларусь, актов Президента Республики Беларусь, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, распоряжений Премьер-министра Республики Беларусь, получает информацию и заслушивает по этим вопросам их отчеты, принимает соответствующие решения;
- создает условия для подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов местных исполнительных и распорядительных органов;
- содействует местным исполнительным и распорядительным органам в организации их деятельности;
- регулирует вопросы взаимодействия между местными исполнительными и распорядительными органами и подчиненными Совету Министров Республики Беларусь республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, определяет порядок и степень их участия в выполнении государственных и региональных программ, мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, регулирует вопросы выделения им финансовых и материальных средств;
- передает при необходимости свои отдельные полномочия местным исполнительным и распорядительным органам;
- реализует полномочия, которые в установленном порядке могут передавать Совету Министров Республики Беларусь местные исполнительные и распорядительные органы.
· 16. Судебная власть Республики Беларусь.
· Статья 109. Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит судам.
· Система судов строится на принципах территориальности и специализации.
· Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом.
· Образование чрезвычайных судов запрещается.
· Статья 110. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону.
· Статья 111. Судьи не могут осуществлять предпринимательскую деятельность, выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.
· Основания для избрания (назначения) судей на должности и их освобождения предусматриваются законом.
· Статья 112. Суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.
· Статья 113. Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.
· Статья 114. Разбирательство дел во всех судах открытое.
· Слушание дел в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенным законом, с соблюдением всех правил судопроизводства.
· Статья 115. Правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе.
· Судебные постановления являются обязательными для всех граждан и должностных лиц.
· Стороны и лица, участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений.
· Статья 116. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
· Конституционный Суд Республики Беларусь формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированных специалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень.
· 6 судей Конституционного Суда назначаются президентом Республики Беларусь, 6 судей избираются Советом Республики. Председатель Конституционного Суда назначается Президентом с согласия Совета Республики. Срок полномочий членов Конституционного Суда – 11 лет. Предельный возраст членов Конституционного Суда – 70 лет.
|