Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Некоторые общие принципы






Бакли рассматривал отношения между социокультурными, механическими и органическими системами. Он сосредоточился на описании существенных разли­чий между ними. В некоторых системах координат континуум движется от меха­нических систем к органическим и к социокультурным системам. То есть он идет от наименьшей сложности элементов к наибольшей, от низшей их нестабильно­сти к наивысшей и от самой низкой степени зависимости элементов от системы в целом к самой высокой ее степени.

При других измерениях системы различаются качественным образом, а не про­сто количественно. В механических системах взаимоотношения частей основаны на передаче энергии. В органических системах они больше базируются на обмене информацией, чем на энергии. В социокультурных системах эти взаимоотноше­ния еще больше основываются на информационном обмене.

Эти три типа систем также различаются по степени открытости — закрытости, т. е. по степени взаимного обмена с элементами более обширного окружения. Бо­лее открытая система более способна к избирательной реакции на более обшир­ное по набору и деталям нескончаемое разнообразие внешней среды. С этой точ­ки зрения механические системы скорее замкнуты, органические системы более открыты, а социокультурные — наиболее открыты из рассматриваемых видов си­стем (как мы увидим, Луман не согласен с последним утверждением). Степень открытости системы связана с двумя важнейшими понятиями теории систем: эн­тропией, или тенденцией систем к неупорядоченности, и негантропией (отрица­тельной энтропией), или их тенденцией к выработке структур (Bailey, 1990). Замкнутые системы скорее имеют энтропийный характер, тогда как открытые — негантропийный. Социокультурные системы также имеют тенденцию к больше­му внутреннему конфликту, чем два других типа. Наконец, социокультурные си­стемы могут иметь целенаправленный и целеустремленный характер, поскольку получают из внешней среды обратную связь, позволяющую продолжать движе­ние к целям.

Обратная связь представляется существенным аспектом кибернетического подхода, применяемого теоретиками систем к социальной системе. Такой подход противоположен равновесному, характерному для многих социологов (например, Парсонса), претендовавших на исследования с точки зрения системного подхода. Ис­пользование обратной связи позволяет приверженцам кибернетического подхода в теории систем исследовать конфликт, рост, эволюцию и внезапные изменения. От­крытость социальной системы внешней среде и влияние на систему внешних фак­торов — важные моменты для этих теоретиков систем.

На социальные системы также оказывают влияние разнообразные внутренние Процессы. Здесь важны два других понятия. Морфостаз относится к процессам, способствующим самосохранению системы, тогда как морфогенез обозначает


[218]

процессы, содействующие изменениям и росту сложности систем (более подробно об этих процессах см. обсуждение творчества Арчер в главе 11). Социальные системы порождают все более сложные «промежуточные системы», находящиеся между внеш­ними силами и действием системы. Некоторые из этих промежуточных систем способствуют самоподдержанию системы, другие содействуют изменениям. Эти промежуточные системы» становятся все более независимыми, автономными и оп­ределяющими действия системы. Иначе говоря, благодаря этим промежуточным си­стемам социальная система становится менее зависимой от внешней среды.

Эти сложные промежуточные системы выполняют в социальной системе раз­нообразные функции. Например, они позволяют системе временно приспосабли­ваться к внешним условиям. Они могут направить систему от враждебного к бо­лее подходящему окружению. Они могут позволить системе реорганизовать свои элементы, чтобы более эффективно взаимодействовать с внешней средой.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал