Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Культура Киевской Руси
На развитие древнерусской культуры определяющее влияние оказало принятие христианства, поскольку оно способствовало приобщению Руси к достижениям более зрелой Византийской цивилизации. Однако корни древнерусской культурной традиции уходят в языческую эпоху. Лучше всего нам известно декоративно-прикладное искусство дохристианского периода. Объясняется это тем, что, во-первых, именно произведения художественного ремесла того времени дошли до нас в наибольшем количестве благодаря языческому погребальному ритуалу. Во-вторых, именно в ремесле языческие мотивы сохраняются дольше, чем в других отраслях производства, поскольку его секреты бережно хранились в роду, передаваясь от поколения к поколению, и были неразрывно связаны с семейными устоями. К памятникам древнеславянского художественного ремесла, в декоре которых отразились языческие мотивы следует в первую очередь отнести турьи рога в серебряной оправе из кургана Черная могила под Черниговом и бронзовые фибулы (застежки для плаща), найденные на Полтавщине, многочисленные амулеты-змеевики и женские украшения, выполненные в технике зерни и скани. Истоки древнерусского зодчества и монументального искусства также могут быть обнаружены еще в дохристианской эпохе. Об этом свидетельствует находка датируемого IX в. Збручского идола – четырехгранного каменного столба с рельефными изображениями языческих богов. В архитектуре гражданских построек также преобладали самобытные славянские традиции, но поскольку основным строительным материалом было дерево, об этой сфере культуры мы можем судить лишь по косвенным данным. Но определяющее воздействие на развитие древнерусского изобразительного искусства и зодчества оказало принятие христианства и связанное с этим храмовое строительство. Вскоре после Крещения Руси в Киеве строится Десятинная церковь, а в период правления Ярослава Мудрого – тринадцатиглавый Софийский собор, богато украшенный фресками и мозаиками. Другой выдающейся постройкой того же времени являются Золотые ворота – мощное фортификационное сооружение, увенчанное надвратной церковью. К числу самых значительных памятников древнерусского зодчества относятся также храм Софии в Новгороде, Спасский собор в Чернигове и Михайловский монастырь в Киеве. До нас дошло имя инока, расписывавшего храм этой обители – Алимпий – первое известное нам имя русского художника. Не менее значимым было воздействие христианства и на развитие письменности. Хотя имеются некоторые свидетельства ее существования и до Крещения Руси, но, во-первых, она, видимо, была примитивнее кириллицы, а во-вторых, принятие христианства способствовало усвоению не только самой системы письма, но и богатой литературной традиции южных славян. В XI в. появляется и оригинальные древнерусские произведения. Выдающимся памятником философской мысли того времени является «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона, в котором провозглашается особое историческое предназначение Руси как оплота христианской веры. В связи с политическими потрясениями XI в. одной из центральных тем русской литературы становится осуждение княжеских усобиц. Этой идеей проникнуто «Житие Бориса и Глеба», объясняющие распри наущением дьявола. О развитии этнического и политического самосознания, о стремлении постичь смысл истории свидетельствует зарождение в XI в. русского летописания. Важным показателем культурного развития Древней Руси является широкое распространение грамотности среди городского населения. Находки многих сотен берестяных грамот в Новгороде, Старой Руссе, Пскове, Смоленске, Витебске свидетельствуют, что умение читать и писать не было исключительной привилегией духовенства и считалось обыденным явлением среди мирян. Образованность чрезвычайно высоко ценилась в древнерусском обществе. Не случайно авторы «похвальных слов» князьям выделяли такие достоинства правителя, как начитанность и любовь к книгам. Повествуя о княжении Ярослава, древнерусские писатели особо подчеркивали его меры по созданию школ, библиотек и книжных мастерских. Не только за дальновидную политику, но и за любовь к книгам этот князь был прозван Мудрым.
|