Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная экологическая экспертиза.
Государственная экологическая экспертиза – один из важнейших и эффективных правовых инструментов, с помощью которого удается предотвратить нанесение вреда окружающей среде. Она выполняет функции предупредительного контроля, служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований, является правовым средством реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и способствует учету общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Один из основных принципов экологической экспертизы – принцип научной обоснованности, объективности и законности заключений. Объектами ГЭЭ, в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона “Об экологической экспертизе”, являются: - проекты правовых актов Российской Федерации нормативного и ненормативного характера, реализация которых может привести к негативным воздействиям на окружающую природную среду, нормативно-технических и инструктивно-методических документов, утверждаемых органами государственной власти российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказывать воздействие на окружающую природную среду, в том числе использование природных ресурсов и охрану окружающей природной среды; - материалы, предшествующие разработке прогнозов развития и размещения производительных сил на территории Российской Федерации (программы, планы, схемы развития и т.д.); - технико-экономические обоснования и проекты строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности- материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду, выдача которых относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции федеральных органов исполнительной власти; - иные виды документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая способна оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую природную среду. Государственная экологическая экспертиза проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: предоставление всех материалов и предварительная оплата. Государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан начать ее не позднее чем через один месяц после выполнения заказчиком указанных условий: создать экспертную комиссию, как правило, из внештатных экспертов; утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря, организовать получение экспертами материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку сводного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев. Проведение ГЭЭ включает: - Организацию и проведение анализа и оценки объектов экспертизы с позиций: эффективности, полноты, обоснованности предусмотренных в них мер по охране здоровья населения; рациональному использованию природных ресурсов, охране окружающей природной среды; правильности определения заказчиком степени экологического риска и опасности намечаемой деятельности; экологически вредных воздействий экспертируемых объектов на окружающую природную среду, а также возможных социальных экономических и экологических последствий. - Оценку соответствия экологическим стандартам экспертируемых объектов, намечаемых к реализации, на стадиях, предшествующих принятию решения об их реализации. - Анализ всей документации и информации, характеризующих предполагаемое воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду. - Подготовку выводов ГЭЭ, своевременную передачу их государственным и иным органам, принимающим решение о реализации объекта экспертизы. - Информирование заинтересованных лиц, общественности и граждан о возможных неблагоприятных воздействиях на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических, экологических и иных последствиях намечаемой деятельности. В настоящее время функции проведения государственной экологической экспертизы осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, находящаяся в ведении Министерства природопользования России. Часть проектов рассматривает Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору при Правительстве РФ. Результатом экспертизы является заключение, которое содержит выводы: во-первых, о допустимости воздействия на окружающую среду хозяйственной или иной деятельности, во-вторых, о возможности реализации объекта экспертизы. Заключение может быть положительным или отрицательным и считается одобренным, если с его выводами согласно квалифицированное большинство списочного состава экспертной комиссии. Экологическая экспертиза может быть: – по субъекту организации и проведения – государственной и общественной; – по времени и процедуре рассмотрения – первичной и повторной (повторная делится на добровольную и по решению суда); – по результатам – пришедшей к положительному и к отрицательному заключению.
|