Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контроль в структуре учебной деятельности.




В общей структуре учебной деятельности значительное место отводится действиям контроля (самоконтроля). Это обусловливается тем, что всякое другое учебное действие становится произвольным, регулируемым только при наличии контролирования и оценивания в структуре деятельности. Действие контроля - ϶ ᴛ ᴏ указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. Всякая информация о процессе или результате выполнения действия есть обратная связь, осуществляющая контроль, регуляцию и управление. Контроль может осуществляться как со стороны учителя, так и со стороны самого школьника, как самоконтроль. Школьник, приходя в школу, не умеет контролировать свою деятельность, в связи с этим все контрольные функции первоначально выполняет учитель. Контроль учителя здесь должен быть постоянным и за ходом выполнения ребенком заданий, и за организацией им своей учебной деятельности, и за ее результатами. Параллельно учитель должен объяснять и показывать ученикам, как осуществлять контроль за своей работой, предъявлять образцы, на которые нужно ориентироваться. Легче всего ребенку контролировать свои действия, соотнося их с результатом. Тяжелее всего контролировать организацию своей деятельности. В подростковом возрасте разброс сформированности действий контроля достаточно широк - от тех, кто владеет начальными навыками контроля, до тех, кто достаточно хорошо контролирует свою учебную деятельность. В старших классах с контрольными действиями справляются практически все. Со стороны учителя выделяют 3 базовых вида контроля - предварительный, текущий и итоговый. Контроль предполагает три звена: 1) Модель, образ потребного, желаемого результата действия; 2) Процесс сличения этого образа и реального действия. 3) Принятие решения о продолжении или коррекции действия. Эти три звена представляют структуру внутреннего контроля субъекта деятельности за ее реализацией. Показателями сформированности у учащихся действий контроля служат следующие умения˸ 1) Перед началом деятельности спланировать ее и определить субъективные трудности; 2) Изменять состав действий в соответствии с изменившимися условиями деятельности; 3) Осознанно чередовать развернутые и сокращенные формы контроля; 4) Переходить от работы с натуральным объектом к работе с его знаково-символическим изображением; 5) Умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий. Высшей стадией развития контрольных действий является самоконтроль. Выделяют 4 стадии проявления самоконтроля (П.П. Блонский). 1. Отсутствие самоконтроля. Контроль осуществляет учитель. 2. Полный самоконтроль. Учащийся контролирует, насколько полно и правильно он воспроизвел матери­ал, но при этом замечает не все отдельные ошибки. 3. Выборочный самоконтроль. Учащийся контролирует только главное. Ошибки исправляет сам, но после того, как их сделал. 4. Внутренний самоконтроль. Контроль осуществляется учащимся на базе каких-то личных примет. Уже начиная делать ошибку, тут же исправляет ее. Значимость роли контроля (самоконтроля) в структуре уч. дея-ти обусловливается тем, что она раскрывает внутренний механизм перехода внешнего действия во внутреннее, интерпсихического в интрапсихическое (Л.С. Выготский), ᴛ.ᴇ. действий контроля и оценки учителя в действия самоконтроля и самооценки ученика.


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал