![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация учебных действий. Свойства учебного действия.
Учебные действия - это действия учащихся по получению и нахождению научных понятий и общих способов действий, а также по их воспроизведению и применению к решению конкретных задач. Общепринятая классификация учебных действий. 1. С позиции субъекта деятельности – Действия целеполагания, программирования, исполнительские, действия контроля (самоконтроля) и оценки (самооценки). Каждое из них соотносится с определенным этапом учебной деятельности и реализует его. 2. С позиции предмета учебной деятельности – Преобразующие и исследовательские действия. Эти действия бывают двух планов 1) учебные действия по обнаружению всеобщего, генетически исходного отношения в частном (особенном) материале и 2) учебные действия по установлению степеней конкретности ранее выявленного всеобщего отношения. 3. В соотнесенностью с психической деятельностью обучающихся – Мыслительные, перцептивные, мнемические действия, т.е. интеллектуальные действия, составляющие внутреннюю психическую деятельность субъекта. Каждое из них распадается на более мелкие действия (в определенных условиях — операции). Так, мыслительные действия (или логические) включают прежде всего такие операции, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, классификацию и др. Перцептивные действия включают опознание, идентификацию и т.д., мнемические — запечатлевание, фильтрацию информации, ее структурирование, сохранение, актуализацию и т.д. 4. По характеру воспроизведения - Репродуктивные и продуктивные действия. К репродуктивным относятся прежде всего исполнительские, воспроизводящие действия. Действия целеобразования, преобразования, воссоздания, а также контроля, оценки, анализа и синтеза, осуществляемые по самостоятельно сформированным критериям, рассматриваются как продуктивные. Отметим, что в учебной деятельности по критерию продуктивности и репродуктивности бывают выделены три группы действий. Действия, которые по их функциональному назначению выполняются по заданным параметрам, заданным способом, всегда репродуктивны, к примеру исполнительские; действия, направленные на создание нового, к примеру целеобразования, продуктивны. Промежуточную группу составляют действия, которые исходя из условий бывают, и теми, и другими (к примеру, действия контроля).
|