Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Методы педагогической психологии.Стр 1 из 25Следующая ⇒
Предмет, задачи и структура педагогической психологии. Педагогическая психология – самостоятельная отрасль психологической науки, наиболее тесно связанная с такими ее отраслями, как возрастная психология и психология труда. Обе эти науки близки благодаря общему объекту изучения, которым является человек в процессе его развития, но предметы их разные. Предметом педагогической психологии является не просто психическое развитие человека, как в возрастной психологии, а роль в этом процессе обучения и воспитания. Предметом педагогической психологии являются также факты, механизмы и закономерности освоения человеком социокультурного опыта и вызываемые этим освоением изменения в уровне интеллектуального и личностного развития. В частности, педагогическая психология изучает закономерности овладения знаниями, умениями и навыками, особенности формирования у учащихся активного самостоятельного творческого мышления, влияние обучения и воспитания на психическое развитие, условия формирования психических новообразований, психологические особенности личности и деятельности педагога. Наиболее важные и актуальные задачи педагогической психологии таковы: 1) Раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на психику обучаемого; 2) Определение механизмов и закономерностей освоения обучающимися общественного опыта, его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании и использования в различных ситуациях; 3) Определение связи между уровнем психического развития обучающегося и оптимальными для него формами и методами обучающего и воспитывающего воздействия; 4) Определение критериев усвоения знаний, психологических основ диагностики уровня и качества усвоения; 5) Изучение психологических основ деятельности педагога, его индивидуально-психологических и профессиональных качеств; 6) Определение особенностей организации и управления учебной деятельностью учащихся с целью оптимального воздействия на их интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность; 7) Разработка психологических основ дальнейшего совершенствования образовательного процесса на всех уровнях образовательной системы.
Методы педагогической психологии. Методы педагогической психологии. Теоретические и эмпирические. Используются преимущественно эмпирические. Наблюдение — основной метод. Наблюдаемый не знает, что является объектом наблюдения, которое может быть сплошным или выборочным — с фиксацией, например всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников. На основе наблюдения дается экспертная оценка. Результаты заносятся в протокол где отмечается фамилия/и, дата, время, цель. Данные подвергаются качественной, количественной обработке. Самонаблюдение — наблюдение человек за самим собой на основе рефлексивного мышления (объектом самонаблюдения могут быть цели, мотивы поведения, результаты деятельности, метод достаточно субъективен, используется чаще как дополнительный. Беседа — метод получения сведений о человеке в общении с ним. Ведущий беседу о цели не сообщает. Ответы фиксируются. Беседа может быть как самостоятельным методом изучения человека, так и вспомогательным. Интервью - форма беседы, может использоваться для получения сведений, не только об интервьюируемом, но и др. людях. Анкетирование — устное, письменное, индивидуальное, групповое, должно отвечать 2м требованиям — репрезентативности и однородности выборки. При составлении анкеты учитываются: содержание вопросов, их форма (открытые/закрытые), формулировка (ясность, без подсказки ответа и т.д.), количество и порядок вопросов. В педагогической практике на анкетирование отводится 30-40мин. Эксперимент — индивидуальный, групповой, краткосрочный, длительный. В пед. пихологии преобладает особый вариант естественного эксперимента — формирующий (обучающий). Испытуемый не знает о его цели, экспериментатор, определяет, цель, выдвигает гипотезу, может менять условия и форму эксперимента, результаты точно фиксируются в протоколах, где отмечается фамилия, необходимые сведения о испытуемом, дата, время, цель. Данные обрабатываются количественно, подвергаются качественной интерпретации. Анализ продуктов деятельности — метод эмпирического изучения человека через распредмечивание, анализ, интерпретацию материальных и идеальных продуктов (тексты, музыка, живопись и т.д.) Метод широко используется в педагогической практике, но в ходе научного исследования метод предполагает определенную цель, гипотезу и способы анализа каждого продукта (текста, рисунка, музыкального произведения). Тестирование — все задания по тестам даются в форме вопросов с множественным выбором ответов и приводит показатели, инструкции их интерпретации, стандартизации. Тест должен показать, что испытуемый знает и умеет, а не то, каков он на фоне других, представляющих ту же популяцию. Больше всего тестов достижения (учета успешности). Социометрия — изучение внутригрупповых межличностных связей (определение сплоченности группы или лидера и т. д.).
|