Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы построения статистических группировок и классификаций






Построение группировки начинается с определения со­става группировочных признаков.

Признак, по которому проводится разбиение единиц совокупности на отдельные груп­пы, называется группировочным признаком (основанием группировки). От правильно­го выбора группировочного признака зависят выводы статистиче­ского исследования.

В основание группировки могут быть положены количественные и качественные (атрибутивные) признаки.

Количественные призна­ки имеют числовое выражение (объем продаж, объем основных фондов, численность сотрудников и т.п.). Число групп при группировке по количественному признаку зависит от степени вариации группировочного признака и определяется специальными расчетами (см. § 3.4.).

Качественные признаки не имеют коли­чественного выражения, регистрируются в виде текстовой записи и отражают состояние единицы совокуп­ности (пол туриста, вид тура, отрас­левая принадлежность предприятия-резидента и его форма собственности и т.п.). Число групп при группировке по качественному признаку определяется числом разновидностей этого признака. Например, группировки туристов по полу, сотрудников фирмы по уровню образования и т.д.

В статистической практике качественный признак часто имеет множество разновидностей, перечислить которые не представляется целесообразным. В таких случаях разрабатывается классификация – систематическое, устойчивое разбиение единиц совокупности на определенные группы (классы) на основе их сходства и различия.

Отличительные черты классификаций: 1) построены по качественному признаку; 2) служат статистическим нормативом в соответствии, с которым группируется статистическая информация; 3) стандартны и неизменны длительное время; 4) устанавливаются органами государственной и международной статистики.

Цель классификации: 1) однозначно определить единицы совокупности; 2) обеспечить систематизацию и эффективный поиск информации; 3) обеспечить сопоставимость с международными стандартами.

В отличие от классификаций группировка обычно проводится для целей конкретного обследования. Примерами классификаций могут служить классификации отраслей экономики, видов экономической деятельности, видов туризма и др.

Статистические группировки, формируемые на основе первичного статистического материала, называются первичными. Иногда для образования новых групп требуется переработка результатов первичной группировки, которая называется перегруппировкой или вторичной группировкой.

Новые группы могут быть получены двумя способами перегруппировки:

1) изменение величины интервалов (путем их укрупнения);

2) долевая перегруппировка (на основе закрепления за каждой группой определенной доли единиц совокупности).

Вторичные группировки позволяют преодолеть несопоставимость группировок из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости границ интервалов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал