Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этап 4. Отдайте часть ответственности.
Если вы испытываете трудности с вашим ребенком, то, весьма вероятно, берете на себя руководство его жизнью. А это является уже не вашей заботой, но прямой обязанностью вашего ребенка. Что означает в нашем понимании " руководство жизнью ребенка"? Это как раз стремление родителей предугадать каждый следующий шаг ребенка и подсказать ему, как, по их мнению, можно сделать лучше. В результате ребенок привыкает, что ему не надо думать о том, как вести себя в том или ином случае, об этом позаботятся его родители. К тому же не надо и отвечать за результаты своего поведения, так как это поведение придумали за него родители, следовательно, они за него и отвечают. В первый раз к нам на консультацию мать Влада пришла одна. Она не смогла привести своего сына - он просто отказался идти с ней. Она об этом рассказала так: " Раньше, в начальных классах, я решала, в какие кружки ходить Владу. Он учился играть на пианино, я водила его в бассейн. Плавать ему нравилось, а вот заниматься музыкой - нет. И я часами учила вместе с ним гаммы. Когда он подрос, становилось все труднее занять его чем-то нужным. Сначала он забросил музыку, затем ему стало лень плавать в бассейне. Он начал ходить в те секции, в которые ходили его друзья, но ему все быстро надоедало. Я договаривалась с тренерами, просила их, а он, узнав об этом, бросал занятия. Сейчас я решила, что ему нужно обратиться к психологу. Я записалась к вам, но он даже не пришел домой в нужное время, и где он, я не знаю". Что произошло в этом случае? Мать Влада полностью взяла на себя ответственность за интересы сына. Это стало ее делом, а не его. Следовательно, за обучение своего ребенка в различных секциях и кружках отвечала также она. Ее сын считал дополнительные занятия не чем иным, как увлечением матери, и не прилагал никаких усилий в ситуациях, где решение оставалось не за ним. Возможно, подобные проблемы волнуют и вас. Поэтому мы предлагаем вам проделать несколько последовательных шагов по выяснению того, за что в жизни вашего ребенка ответственны вы, а за что - сам ребенок. Первый шаг. Возьмите ручку и составьте по возможности полный список всего того, что задевает, беспокоит вас в поведении ребенка. Взявшись за составление списка, вы можете включить в него восемь, десять и даже больше пунктов. Ниже мы приводим подборку пунктов, перечисленных в списках разных родителей. Вы можете добавить что-либо из этой подборки к своему списку. - Поздно ложится спать. Лжет: говорит, например, что идет в одно место, а сама идет куда-то еще. Говорит, что сделал уроки, а сам не сделал их. Говорит, что не брала деньги из моего кошелька. - Пачкает на кухне. - Оставляет грязную посуду в гостиной. - Не кормит своих домашних животных. - Не убирает за своей собакой. - Берет без спроса мою одежду. - Гуляет допоздна или даже всю ночь. - Часами занимает телефон. - Не хочет переодеваться после школы. - Имеет дурную привычку скандалить. - Постоянно угрюм и замкнут. - Водится с нежелательными приятелями. - Слишком много смотрит телевизор. - Валяется целыми днями, слушая музыку или просматривая телепрограммы. - Не делает уроков. - Не ходит в школу. - Плохо учится. - Приводит друзей домой, когда меня нет. - Не моется. - Не делает работу по дому. - Закатывает истерики и угрожает, когда ему перечат. - Не убирает в своей комнате. - Убегает из дома. - Дерется с братьями или сестрами. - Говорит, что не любит меня. - Ругается. - Обзывает меня. - Ничего не хочет делать вместе с семьей. - Требует денег. - Говорит другим, что я плохо с ней обращаюсь. - Крадет у меня или других членов семьи. - Курит. - Пьет пиво с друзьями.
Тревожно читать этот список, но в нем есть и позитивный момент: весьма вероятно, что к вам в этом списке имеют отношение не все проблемы. Мы также думаем, что каждую проблему можно рассматривать не только как повод для болезненной стычки, но и как благоприятную возможность для изменения своей жизни к лучшему.
Второй шаг. Теперь, когда ваш список готов, еще раз просмотрите его и выберите для отдельного перечня все то, что имеет определенные последствия для жизни ребенка, но никак не влияет на вас. Этот перечень будет называться " Перечень событий жизни ребенка". Возможно, некоторые пункты имеют явные следствия лишь для вашего ребенка и, таким образом, относятся к перечню событий его жизни; другие же тесно связаны только с вашей собственной жизнью и, следовательно, к данному перечню не относятся. Но есть и такие пункты, которые вам придется разбить на подпункты, чтобы определить, какой из них влияет на вас, а какой - нет. Если же вы не можете решить, относится ли данный пункт к перечню событий жизни ребенка, то спросите себя, располагаете ли вы реальной властью над этой ситуацией. Например, если косметика, которую вы одалживаете своей дочери, все чаще не возвращается вам, можно прекратить давать ее. Однако если у вашей дочери есть привычка курить вне дома, то не существует такого прямого воздействия, которое можно предпринять, чтобы изменить положение. В первом случае у вас есть непосредственная власть над ситуацией, а во втором случае такой власти нет. Попытаемся немного помочь вам в выполнении этого задания. Перечислим наиболее часто встречающиеся моменты поведения ребенка, на которые жалуются родители. Обращаем ваше внимание на то, что возраст ребенка при этом не имеет значения. Ниже мы приведем некоторые пункты, которые лучше включить в перечень событий жизни ребенка. Но при этом нужно помнить, что самостоятельность вашего ребенка тесно связана с ответственностью за те поступки, которые он совершает. Доверить ребенку самостоятельно принимать решения не означает полностью освободить его от какой-либо ответственности. Скорее наоборот, вашему ребенку нужно будет научиться самому главному - принимать на себя ответственность за те решения, к которым он пришел самостоятельно. Позтому в перечне событий жизни ребенка мы будем особо уделять внимание тем моментам, которые будут влиять и на вашу жизнь, если вы не заключите со своим ребенком договор о их выполнении. Приведем пример, как этот договор мы составляли с матерью Влада. Она решила включить в перечень событий жизни своего сына пункт " небрежно обращается с купленными ему вещами". Вместе с ней мы составили фразу, с которой она могла бы обратиться к Владу по этому поводу. Звучала она примерно так: " Я понимаю, что не могу контролировать то, как ты обращаешься со своими вещами. Я доверяю тебе следить за всем, что мы тебе покупаем. Впредь я не буду ругать тебя, если куртка или джинсы будут в ужасном состоянии. Но давай с тобой договоримся о следующем. Если я увижу, что ты слишком быстро портишь те вещи, которые мы тебе покупаем, я буду вправе задержать следующую покупку на то время, за которое бы эта вещь износилась, если бы ты за ней следил. Время покупки вещи отныне буду выбирать я". По каждому из нижеперечисленных пунктов событий жизни вашего ребенка можно составить подобные договора, учитывая в них не только интересы вашего ребенка, но и ваши интересы. Предлагаем вам не только прочитать все эти пункты, но и попрактиковаться в составлении подобных договоров. Более подробно о них мы будем говорить далее. Итак, какие же пункты лучше всего включить в перечень событий жизни ребенка? Какие последствия следует оговорить с ним, чтобы они учитывали и ваши интересы? Начнем с наиболее часто встречающихся.
Однако, помещая этот пункт в перечень событий жизни ребенка, учтите следующие его аспекты, влияющие и на вашу жизнь: - ребенок может быть ворчливым и раздражительным на следующий день; - не дает вам побыть одному, лишает тишины и покоя вечером; - требует, чтобы его разбудили на следующее утро. Составляя договор с ребенком по поводу времени его отхода ко сну, следует точно оговорить это время. Как правило, такой договор можно авторитарно устанавливать с младенческого возраста. В осмысленном возрасте с ребенком можно договориться о времени, учитывая и его интересы. Но если это время ребенком нарушается, то необходимо просто защитить интересы родителей, дополнив договор ответственностью ребенка за эти нарушения. Ответственность лучше всего связать со временем сна. Например, если ребенок не лег в 22 ч, как было оговорено ранее, а лег в 22 ч 15 мин, то на следующий день он должен лежать в постели в 21 ч 45 мин. Таким образом он штрафуется ровно на те 15 мин, на которые опоздал ко сну в первый день.
|