![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формальные показатели
Нажим на карандаш — показатель психомоторного тонуса:
• Слабый нажим, местами линия едва видна — астения: пассивность; иногда депрессивное или субдепрессивное состояние (с четырехлетнего возраста). • Сильный нажим, карандаш глубоко продавливает бумагу — эмоциональная напряженность; ригидность; импульсивность (с четырехлетнего возраста). • Сверхсильный нажим, карандаш рвет бумагу — конфликтность; гиперактивность; иногда агрессивность; острое возбуждение, пограничное или психотическое состояние. • Нажим сильно варьирует — эмоциональная лабильность (с четырехлетнего возраста). • Колебания нажима особо сильны — эмоциональная неустойчивость; иногда острое состояние. Особенности линий • Штриховые линии — тревожность как черта личности. • Множественные линии — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность. • Эскизные линии: сначала проводятся слабые линии. затем наиболее удачная наводится более жирной — стремление контролировать свою тревогу, держать себя в руках. • Промахивающиеся линии не попадающие в нужную точку — импульсивность; органическое поражение мозга; иногда гиперактивность (с пятилетнего возраста). • Линии, не доведенные до конца — астения; иногда импульсивность (с пятилетнего возрасти). • Искажение формы линий — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда психическое заболевание (с пятилетнего возраста). Размер рисунков • Увеличенный размер: рисунок человека занимает более 2/3 листа по высоте, несуществующее животное — весь лист — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; иногда импульсивность; гиперактивность. • Уменьшенный размер: рисунок занимает менее 1/3 ли- ста по высоте — депрессия; низкая самооценка. • Размер рисунков сильно варьирует — эмоциональная лабильность. Расположение рисунка на листе • Смещен вверх, расположен в верхней половине листа, но не в углу — иногда повышение самооценки, возможно, компенсаторное; стремление к высоким достижениям. • Смещен вниз, расположен в нижней половине листа — иногда снижение самооценки. • Смещен вбок — иногда органическое поражение мозга. • Выходит за край листа — импульсивность; острая тревога; иногда пограничное, невротическое или психотическое состояние. • Помещен в углу листа —иногда депрессия или субдепрессия.
Тщательность и детализированность рисунков • Большое количество разнообразных деталей — демонстративность; живое воображение, творческая направленность. • Особая тщательность, большое количество однотипных деталей — ригидность; тревожность; иногда пер-фекционизм; эпилептоидная акцентуация; органическое поражение мозга. • Малое количество деталей, схематичность (в отношении к возрастной норме) — астения; импульсивность; низкая эмоциональность; негативизм; отрицательное отношение к обследованию; интровертность, замкнутость; иногда депрессия или субдепрессия; шизоидная акцентуация; сниженный уровень умственного развития. • Небрежность, в отношении к возрастной норме — импульсивность; низкая мотивация; иногда органическое поражение мозга; негативизм; отрицательное отношение к обследованию. • Тщательность и детализированность рисунков сильно варьируют — эмоциональная лабильность; разное эмоциональное отношение к разным изображаемым персонажам: * увеличение числа и разнообразия деталей — положи- тельное отношение; * увеличение числа однообразных деталей — напряженное отношение; * бедность деталей, схематичность, небрежность — отрицательное отношение.
Дополнительные особенности рисунков • Стирание и исправление линий — тревога как состояние на момент обследования; стрессовое состояние; эмоциональная напряженность; тревожность, неуверенность в себе; иногда перфекционизм. • Штриховка рисунка простым карандашом — тревожность как личностная черта; тревога как состояние на момент обследования; иногда художественный прием у людей, обучающихся или обучавшихся рисованию (в этих случаях не интерпретируется); • размашистая штриховка, местами выходящая за контур рисунка — острая тревога; импульсивность (с шестилетнего возраста); • особо тщательная штриховка— тревожность, неуверенность в себе; ригидность; иногда перфекционизм: • штриховка с сильным нажимом: зачернение всего рисунка или его части — эмоциональная напряженность: острая тревога; иногда пограничное или психотическое состояние. • Отклонение от вертикали — органическое поражение мозга; иногда ощущение своей психологической неустойчивости, плохой приспособленности к жизни или неустойчивого невротического состояния; нарушения умственного развития (с пятилетнего возраста). • Нарушения симметрии — органическое поражение мозга; импульсивность; иногда негативизм; острое состояние (с пятилетнего возраста). • Двигательные персеверации — органическое поражение мозга; иногда психическое заболевание; интеллектуальное нарушение (с четырехлетнего возраста). • Распад формы, неопределенный, часто незамкнутый контур — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста). • Не относящиеся к основному сюжету линии и штрихи, заполняющие весь лист — импульсивность, острая тревога; пограничное невротическое состояние; иногда психотическое возбуждение (с четырехлетнего возраста). • Грубое искажение формы и/или пропорций — интеллектуальное нарушение; органическое поражение мозга; негативизм; сниженная конформность, нарушения социализации; пограничное невротическое состояние; психическое заболевание (с пятилетнего возраста).
|