Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поведение обследуемого
Высказывания • Положительная оценка своих результатов — демонстративность; гиперкомпенсация сниженной самооценки. • Отрицательная оценка своих результатов — тревожность; завышенный уровень притязаний. • Автобиографические высказывания — экстравертность; вербализм; гиперактивность. • «Люблю такие занятия...» — демонстративность, направленность на сотрудничество. • «Не люблю такие занятия...» — негативизм; тревожность. • Уточнения инструкции — тревожность; перфекционизм. • Интерес к оценке проверяющего — тревожность; демонстративность. • Попытки отказа от выполнения задания; мотивировка * неспособность к данной деятельности — тревожность, тенденция к уходу от трудностей; сниженная самооценка; * «не люблю», «надоело», «скучно» — низкая социализированное; негативизм; * усталость — астения; стремление уйти от обследо- вания; * отказ без мотивировки — трудности в общении. Темп работы • Высокий — высокий уровень активности. • Сверхвысокий — импульсивность; гиперактивность; иногда негативизм. • Сниженный — пассивность; астения; депрессия или субдепрессия; ригидность; тревожность. • Сильно варьирует — эмоциональная лабильность. Рисунок семьи • Отсутствие * себя — чувство своей отверженности в семье; * другого члена семьи — его малая значимость для ребенка; конфликт; негативное (амбивалентное) отношение. • Наличие членов семьи, отсутствующих в реальности — восприятие своей семьи как недостаточной, ущербной. • Включение домашних животных — недостаток общения, потребность в эмоциональном тепле. • Отношения «выше—ниже» (по росту или местоположению) — отношения доминирования, подчинения • Особо мелкое изображение * себя — подавленность или заброшенность; гиперопека * родителя — представление о его малой значимости в семье; * брата или сестры — конкурентные отношения. • Особо крупное изображение * себя — претензия на главенствующую роль в семье; * родителя — представление о его большой значимости в семье; * брата или сестры — представление о его (ее) до- минирующей роли в семье, ревность. • Обращенность членов семьи друг к другу, пространственная близость, контакт рук — тесные эмоциональные контакты в семье. • Сверхплотное расположение фигур — сверхтесные связи в семье; потребность в эмоциональной близости. • Удаленность * всех членов семьи друг от друга — разобщенность членов семьи, слабость эмоциональных контактов между ними; * одного из членов семьи от других — его слабая связь с остальными; * себя от остальных — ощущение своей изолированности в семье. • Расположение детей и взрослых отдельными группами — ослабленность эмоциональных связей между детьми и родителями. • Изолированность * изображения семьи от остального пространства лис- та — замкнутая жизнь семьи, ее изолированность от социального окружения; * всех членов семьи друг от друга: разделение линиями, расположение в разных комнатах — серьезное нарушение внутрисемейных контактов; * одного из членов семьи: отделение линией, расположение в другой комнате — конфликтные отношения с этим членом семьи; его очень высокая изолированность в семье; * себя — ощущение своей отверженности в семье. • Поза и выражение лица члена семьи, детали — интерпретируются, как и в «Рисунке человека», применительно к восприятию ребенком этого члена семьи. • Изображение члена семьи со спины или в профиль, отвернувшимся от остальных — конфликтные отношения с этим членом семьи; • Изображение себя, отвернувшимся от остальных — конфликтное отношение к семье в целом; чувство отвержения себя другими членами семьи. • Небрежное или схематическое изображение в сравнении с «Рисунком человека» * всех членов семьи или большинства из них — отсутствие эмоциональной привязанности к семье; конфликтное отношение; * одного из членов семьи — отрицательное или конфликтное отношение к этому члену семьи; * себя — ощущение своей малой значимости в семье, отверженности. Штриховка, штриховые или множественные линии, стирания, исправления, повышенный нажим (в сравнении с «Рисунком человека») при изображении * всех членов семьи или большинства из них — напряженная эмоциональная атмосфера в семье; * одного из членов семьи — напряженное, конфликтное или амбивалентное отношение к этому члену семьи; * себя — неблагополучное эмоциональное самоощущение в семье. Агрессивная символика: кулак, поднятая крупная ладонь, острые ногти, оружие или острое орудие в руках — агрессивное поведение данного члена семьи. * зубы — вербальная агрессия данного члена семьи. Большое количество предметов: мебели, вещей — недостаточность эмоционального общения в семье.
Семейный тест отношений — СТО Д. Антони, Е. Бине (модификация И.М. Марковской) Семейный тест отношений (СТО) — проективная методика исследования межличностных отношений детей с близкими, созданная Д. Антони, Е. Бине. Стандартный вариант теста семейных отношений состоит из двух частей. Первая часть — фигурки людей, изображающих членов семьи, и карточки с различными оценочными высказываниями. Среди фигур есть фигура, названная Господин Никто. Всех фигурок 19. Вторая часть теста — стандартный набор карточек, на которых написаны разные высказывания, отражающие отношения между ребенком и членами его семьи. И.М. Марковская модифицировала тест СТО {Марковская, 2002). В этом варианте не используются карточки с фигурками людей. Процедура исследования взаимоотношений ребенка с членами своей семьи начинается с «Риcунка семьи». Нарисованные ребенком члены семьи и оказываются затем теми лицами, которым ребенок направляет карточки с высказываниями. После завершения рисования и проведения подробной беседы о семье ребенку предлагается поиграть в почту. Психолог показывает ребенку набор писем (карточек с высказываниями), которые ребенок в роли почтальона будет «разносить» своим близким. Психолог объясняет ребенку, что только он вправе решить, какое письмо кому подходит. Необходимо подчеркнуть, что ребенок может посылать по нескольку писем одним и тем же лицам, а также посылать письма себе. Если письмо никому не подходит, то его нужно положить возле фигурки Господина Никто. Если письмо подходит сразу нескольким людям, то ребенок отдает его психологу. При анализе результатов обследования оценивается характер взаимоотношений ребенка с его близкими: — исходящие от ребенка положительные реакции; — приходящие к ребенку положительные реакции; — исходящие от ребенка отрицательные реакции; — приходящие к ребенку отрицательные реакции. По данным И.М. Марковской и свидетельствам зарубежной литературы тест СТО пользуется высокой надежностью и валидностью. В нашем практическом опыте мы использовали его при обследовании старших дошкольников с речевыми нарушениями.
|