Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методология обеспечения конкурентоспособности малых предпринимательских структур
Далее рассматривается категория управления конкурентоспособностью. Она должна рассматриваться на основе системного подхода. Системный подход заключается в рассмотрении объектов как многокомпонентных систем, представляющих совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, вносящих свой вклад и влияющих на результат функционирования и использования объекта. Необходимость применения системного подхода при изучении объектов, состоящих из разных взаимосвязанных частей, обусловлена тем обстоятельством, что в таких объектах проявляется принцип эмерджентности, в соответствии с которым, совокупный объект обладает качествами, не присущими каждому из составляющих его элементов, рассматриваемых в отдельности, изолированно друг от друга. Соединение этих элементов в единую систему приводит к появлению дополнительного, синергетического эффекта, порождаемого не отдельными частями системы, а их взаимосвязью и совместным действием.
Обобщение подходов к управлению конкурентоспособностью на основе системного подхода представлено в табл. 1.5 [28, с. 52].
Таблица 1.5
Подходы к управлению конкурентоспособностью
Подход
| Описание
| Инновационный подход
| Сущность инновационного подхода к управлению заключается в ориентации развития производства на активизацию инновационной деятельности, в области базовых наукоемких технологий, являющихся двигателями развития производственной системы. Факторы производства и инвестиции должны быть средствами научно-обоснованной инновационной деятельности, а не ее целью.
| Комплексный (междисциплинарный) подход
| При применении комплексного (междисциплинарного) подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические аспекты управления и их взаимосвязи. Если упустить один из аспектов управления, проблема не будет решена полностью [27, с.119].
| Глобальный подход
| Реализуется через развитие новых информационных технологий, что позволило значительно упростить международную интеграцию и кооперацию. В связи с этим, решение большинства управленческих проблем должно отвечать требованиям системности, логичности, комплексности в рамках мирового сообщества. Глобальный подход в настоящее время применяется при решении вопросов международной стандартизации, метрологии и сертификации.
| Маркетинговый подход
| Предусматривает ориентацию на потребителя управляющей подсистемы при решении любых задач. При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев управления будут: повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей; экономия ресурсов потребителей за счет повышения качества продукции, сервиса и других факторов; экономия ресурсов в процессе производства за счет реализации эффекта масштаба, НТП и совершенствования системы менеджмента [5, с. 192].
| Эксклюзивный подход
| Сущность эксклюзивного подхода к управлению конкурентоспособностью заключается в приобретении субъектом управления исключительного права на пользование по своему усмотрению новшеством в любой области деятельности или конкурентным преимуществом. Объектом для реализации эксклюзивного подхода являются: конкурентный персонал, патент, торговая марка, новые информационные технологии. Эксклюзивная ценность может быть сформирована за счет применения современных научных подходов, методов и технологий управления различными объектами.
| Процессный подход
| Рассматривает функции управления как взаимосвязанные [7, с.42]:
1. Планирование - функция управления по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию и оценке альтернативных вариантов достижения намеченных целей.
2. Организация процессов - функция управления, представляющая комплекс управленческих и производственных процессов по реализации планов, по установлению связей, организации взаимодействия и согласованности работы компонентов системы.
3. Учет и контроль - функция управления по фиксации ресурсов на разных этапах управления и обеспечение выполнения программ, реализующих управленческие решения.
4. Мотивация - процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения целей фирмы.
5. Регулирование - функция управления по изучению изменений факторов внешней среды, оказывающих влияние на эффективность менеджмента.
| Структурный подход
| Структурный подход по отношению к проблеме управления конкурентоспособностью заключается в определении значимости приоритетов среди факторов конкурентоспособности с целью установления рациональности соотношения и повышения обоснованности распределения ресурсов. Прежде чем применить структурный подход, необходимо произвести структуризацию проблемы, выявить элементы, которые данную структуру образуют.
| Ситуационный подход
| Концентрируется на том, что применение различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку количество факторов, оказывающих влияние на организацию, велико, то не существует единого способа наилучшим образом управлять объектом. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, который, более всего, соответствует данной ситуации [12, с.132].
| Поведенческий подход
| Базируется на оказании помощи работнику в осознании своих собственных возможностей, способностей на основе применения концепций поведенческих наук. Целью такого подхода является повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов [23, с.188].
|
Таким образом, обобщая различные подходы к управлению конкурентоспособностью организации, можно отметить, что существует большое разнообразие подходов, наиболее общим является системный подход, предполагающий использование всех существующих подходов к управлению конкурентоспособностью на основе использования синергетического эффекта.
Конкурентоспособность организации - это относительная характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции [21, с. 115].
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внешние факторы конкурентного преимущества организации определяются следующими показателями [22, с. 149]:
уровень конкурентоспособности страны;
уровень конкурентоспособности региона;
уровень конкурентоспособности отрасли;
государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;
правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
открытость общества и рынков;
научный уровень управления экономикой страны и другими системами;
национальная система стандартизации и сертификации;
государственная поддержка науки и инновационной деятельности;
качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
налоговые ставки в стране и регионах;
процентные ставки в стране и регионах;
наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
климатические условия и географическое положение региона;
уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Значение каждого преимущества можно рассчитывать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества.
Внутренние факторы конкурентного преимущества включают несколько составляющих, представленных в табл. 1.6 [29, с. 23].
Таблица 1.6
Внутренние факторы конкурентного преимущества организации
Группа преимуществ
| Преимущества
| 1. Структурные
| - производственная структура организации;
миссия организации;
организационная структура организации;
специализация и концентрация производства;
уровень унификации и стандартизации выпускаемой продукции и составных частей производства;
учет и регулирование производственных процессов;
персонал;
информационная и нормативно-методическая база управления;
сила конкуренции на входе и выходе системы.
| 2. Ресурсные
| - поставщики;
доступ к качественному дешевому сырью и другим ресурсам;
учет и анализ использования всех видов ресурсов по всем стадиям жизненного цикла крупных объектов организации;
оптимизация эффективности использования ресурсов.
| 3. Технические
| - патентованный товар;
патентованная технология;
оборудование;
качество изготовления товаров.
| 4. Управленческие
| - менеджеры;
анализ выполнения законов организации;
организация поставки сырья и материалов " точно в срок";
формирование системы менеджмента;
функционирование системы управления качеством в организации;
проведение внешней и внутренней сертификации продукции и систем.
| 5. Рыночные
| - доступ к рынку ресурсов, необходимых организации;
доступ к рынку новых технологий;
значительная доля рынка;
эксклюзивность товара организации;
эксклюзивность каналов распределения;
эксклюзивность рекламы товаров организации;
|
| - эффективная система сбыта и послепродажного обслуживания;
прогноз политики ценообразования и рыночной инфраструктуры.
| 6. Эффективность функционирования организации
| - показатели доходности (по показателям рентабельности продукции, производства, капитала, продаж);
интенсивность использования капитала (по коэффициентам оборачиваемости видов ресурсов или капитала);
финансовая устойчивость функционирования организации.
|
В последнее время уделяется значительное влияние ключевым факторам успеха предприятия (КФУ). Думается, что к таковым следует отнести: платежеспособность (1), прибыльность (2), стратегичность управления (3), адаптивность системы управления (4), финансовую и управленческую прозрачность (5), управляемость бизнеса (6), инвестиционную привлекательность (7), как показано на рис. 1.2 [2, с. 72].
Рис. 1.2 Составляющие конкурентоспособности предприятия
Анализируя ключевые характеристики состояния предприятия и известные подходы к оценке и повышению его конкурентоспособности, можно сформулировать основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятий [2, с.74]:
задача обеспечения конкурентоспособности предприятия включает обеспечение конкурентоспособности продукции и собственно самого предприятия;
следует выделять разные критерии конкурентоспособности предприятия в зависимости от горизонта планирования и управления на предприятии;
основным показателем конкурентоспособности предприятия на оперативном уровне является интегральный показатель конкурентоспособности продукции;
на тактическом уровне конкурентоспособность предприятия обеспечивается его общим финансово-хозяйственным состоянием и характеризуется комплексным показателем его состояния;
на стратегическом уровне конкурентоспособность предприятия характеризуется инвестиционной привлекательностью, критерием которой является рост стоимости бизнеса.
Система обеспечения конкурентоспособности предприятия представлена на рис. 1.3 [2, с. 75].
Рис. 1.3 Система обеспечения конкурентоспособности предприятия
В условиях развития рыночных отношений, важное значение, придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии обеспечения конкурентоспособности организации, представленные в табл. 1.7 [4, с. 154].
Таблица 1.7
Стратегии конкурентоспособности организации
Конкурентная стратегия
| Описание
| Виолентная стратегия
| Предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках
|
| производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентную стратегию способны проводить крупные организации с устойчивой репутацией, постепенно овладевшие значительными сегментами рынка.
| Патиентная стратегия
| Рассчитана на завоевание и удержание относительно узких рыночных ниш, в пределах которых реализуются эксклюзивные товары специального предназначения и весьма высокого качества. Производители и продавцы таких товаров реализуют их на рынке по высоким ценам в расчете на состоятельных покупателей, что дает возможность при небольших объемах продаж получать высокий доход и значительную прибыль. Конкурентоспособность достигается изысканностью товара, удовлетворяющего изысканным вкусам и
| Патиентная стратегия
| запросам, показателями качества, превосходящими качество аналогичных товаров конкурентов.
| Коммутантная стратегия
| Призвана удовлетворять не редкие, а быстро изменяющиеся, кратковременные нужды потребителей в товарах и услугах. Поэтому коммутантная стратегия характеризуется, прежде всего, высокой гибкостью, что предъявляет особые требования к перестройке производства на выпуск периодически обновляемой продукции.
Обычно такой стратегии придерживаются неспециализированные организации с достаточно универсальными технологиями и ограниченными объемами производства, когда при осуществлении данной стратегии не ставиться задача высокого достижения качества и продажа по высоким ценам [30].
| Эксплерентная стратегия
| Опирается на достижение конкурентных преимуществ организации посредством осуществления конструктивных и технологических инноваций, позволяющих опережать конкурентов в выпуске и поставке на рынок принципиально новых видов продукции, за счет вложения капитала в многообещающие, но рискованные инновационные проекты. Такие проекты в случае успешной реализации позволяют не только превзойти соперников по качеству представленной на рынке продукции, но и создавать новые рынки, где в течение определенного времени они могут не опасаться конкуренции, поскольку являются единственными производителями уникального продукта. Реализация такой стратегии требует наличия крупного начального капитала, научно-производственного потенциала, персонала высокой квалификации.
|
Таким образом, на основе изложенного материала делаются следующие выводы:
1. Конкурентоспособность - это способность организации функционировать в динамичной конкурентной среде таким образом, чтобы привлекать и сохранять потребителей своей продукции (постоянно повышая его качество), повышая конкурентные преимущества и увеличивая долю на рынке.
2. Существует множество подходов к управлению конкурентоспособностью организации, наиболее общим является системный подход, предполагающий использование всех существующих подходов к управлению конкурентоспособностью на основе использования синергетического эффекта.
3. В самом общем виде конкурентоспособность организации определяется следующими факторами:
качество продукции и услуг;
наличие эффективной стратегии маркетинга;
уровень менеджмента и квалификации персонала;
технологический уровень производства;
налоговая среда, в которой действует предприятие;
доступность источников финансирования.
4. В условиях развития рыночных отношений, важное значение, придается управлению конкурентоспособностью организаций, ориентированных на освоение и расширение рынков сбыта. Различают четыре стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, экспелерентную.
|