Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 41
Билет 42 Актуальные проблемы современной культуры. Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где есть противоречие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее напряжение. Проблемы: 1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения. Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье, человеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим десокральным знаком. 2) Отношение культуры и техники. Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда изобрело колесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с точки зрения культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая цивилизация лишает человека уникального существования. 3) Человек - объект технического воздействия. Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим. Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя). Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция. 4) Проблема экологии. Проблема, связанная с естественной средой, первоначально воспринималась в естественном, природном смысле. Сегодня она развертывается и становится метапонятием. Возникает точка зрения экологического пессимизма. Выделяют: 1. Проблема народонаселения (в одних странах население падает, в других возрастает). 2. Безграмотность. 3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, воды немного... 4. Опыты ядерных и звездных войн. Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает единство с миром, природой и другими людьми. 5) Маргинальность. Изначально маргиналом считался человек на обочине. Маргинальная культура - это культура окраин. Сегодня то, что было маргинальным стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает эпатировать (привлекать к себе внимание). 6) Проблемы духовного туризма. Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется. Сталкиваются вера которая одна и веры которых много. Сегодня существует переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом. 7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры. Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия должна быть в гомеопатических дозах.
Билет 43. Основные тенденции развития культуры на рубеже 2-3 тысячелетий.
Динамика культурного процесса за века развития человечества и анализ теоретических оснований культуры позволяют сделать некоторые прогнозы по поводу изменения лица культуры и ее перспектив. Культура есть путь жизни человеческого рода, избрав однажды этот путь в соответствии с собственным родовым назначением, человек осуществил Выбор, от которого он не в силах отрешиться. Он в состоянии лишь сделать культуру гуманной. Современный мир — мультикультурная реальность. Культура полифонически звучит разноголосицей различных культурных тем. Диалогическое Взаимопроникновение различных культур создает новые культурные типы, рождающиеся на стыке соседствующих культур. Ситуация обогащения культур в диалоге характеризует мультикультурную ситуацию рубежа 2-3 тысячелетий. В данном случае очевидна защитная реакция культуры на возрастание технологических способов миропонимания и ориентацию человеческого общества на схематическое решение глобальных проблем и кризисных ситуаций современности. Позитивные тенденции в изменении структуры мировой культуры под влиянием защиты национальными и локальными культурами собственных творческих потенций приобрели выраженный характер к концу 20 вв.- в культурологии утверждается понимание мира как мультикультурной реальности. По сути дела, культуры рубежа 2-3 веков стремительно размножаются. Мультикультурализм — ситуация в культуре рубежа 2-3 веков, характерная тенденция дальнейшего размножения разных культур и обретения локальными культурами особой значимости в мировом культурном пространстве. Технологизация мира в конце 20 века актуализировала технику нового поколения – информационные системы, делающие более оперативной умственную деятельность человека.. культура 20 века пока не осознана современниками во всей ее сложности и противоречиях, которые начинают динамично менять облик культуры и закладывать тенденции культуры 3-его тысячелетия. 20 век создал множество типов культур и художественных стилей, создал новые художественные языки и системы представления, влияющие на технологическую культуру современности и испытывающие влияние современной техники на их развитие. Приобщение к информационным технологиям в современной культуре – культурная задача представителя человеческого рода, стремящегося к грамотности. Информация дает власть над культурой. Однако информационная культура требует ее экологизации, деятельной заботы о человеческой физиологии, психике, защите от разрушительного действия «информационной избыточности». 20 в.- век мировых катаклизмов, войн, революций, глобальных катастроф. С одной стороны, материальная культура 20 в. характеризуется все прогрессирующим стремлением человечества к телесному комфорту, технологизации быта и сфер деятельности человека, общения (например, Интернет). К концу века все формы культуры выражают идею синтеза культур информационной эпохи; начинает широко применятся компьютерное моделирование, конструирование образа средствами мультимедийного оснащения. Применение новых технических средств в искусстве, однако, вызвало к жизни противоречивые процессы в духовной атмосфере общества – усиливается чувство душевного дискомфорта от этого господства техницизма и постепенного вытеснения Человеческого, духовного. Мировоззрение человека 20 века характеризует мрачность и эклектика. Искусство 20 века разножанровое и разностилевое – все стили принимаются современной культурой и оказывают влияние друг на друга. Современная культура – гигантский текст. Искусство 20 века присутствует во всем, сама жизнь обретает стили искусства, но, вместе с тем, его нигде нет – традиционные формы обитания искусства (музеи) лишаются смысла, т.к. человек обрел динамичность, он не может посещать заведения, где ничего не меняется. Искусство бездомно, оно либо в душе воспринимающего, либо его нет для человека. Выбор типа культуры- проблема личности, выбор индивидуальности. 20 век довел технику репродуцирования до совершенства благодаря изобретению масс-медиа (фотография, кинематограф) компьютерной техники, добивающихся максимально точного воспроизведения оригинала. Современная культура четко выражает тенденцию к индивидуализации жизни как результату творчества образа мысли и образа жизни. Такое творчество – характерная черта молодежных субкультур, которых становится все больше. Человека рубежа 2-3 тысячелетий характеризует социальная сущность выбора, т.е. глубинные причины, по которым человек выбирает субкультурную среду. Причина такого выбора — стремление к самоидентификации. Эта черта в современном мире является магистральной тенденцией адаптации молодежи к взрослой жизни, следовательно, поскольку человек проходит этот период взросления, постольку он должен научится определять центральные задачи жизни и модные собственные предпочтения. Трагизм современной культурной ситуации – в одиночестве людей, обитающих в узких культурных пространствах квартир и офисов, огражденных от живой реальности культуры ее информативным суррогатом. Человек сможет принять смысл собственной жизни только переосмыслив ее ценностно, пройдя через отрицание готовых, предзаданных информационной культурой значений бытия.
|