Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Билет 45 Особый тип советской культуры
Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия. Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении... Так что сегодня закономерен результат: далеко не все сделанное в советской культуре выдержало строгую проверку временем, испытание «на разрыв»... Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и недалекого лидера-пророка... Как правомерно отмечают современные социологи, для рассматриваемой эпохи, для ее рядового «колесика и винтика», типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, одержимой концентрации на «двоичности» (революция — контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с заявленной пафосной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека. Ненаучной и аморальной выглядит позиция нынешних скоропалительных критиков, кто видит в культуре советской эпохи преимущественно мифологическую утопию, игнорируя ее многозначность и важные связи с духовными поисками в отдаленной и ближайшей российской истории. Суждения Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Ильина и других известных философов культуры аргументирование убеждают нас в этом... Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера, определяющая смысл миллионов других... Нельзя не помнить без внутреннего потрясения многих и многих из духовного пантеона России: А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Н. Клюева, М. Цветаеву, М. Булгакова, А. Лосева, М. Бахтина, А. Солженицына... Поистине им несть числа! В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — «подполья». Сходство и несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства, административно-партийной системы. Истинная духовность, трепетное обращение к национальным живительным истокам, общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая с кровью и потом, трагедийно и сложно прорывалась через канонизированную классовость, безудержную политизацию, временные непонимание и забвение, тиранию. В советском прошлом присутствует качественно иной духовный стержень, иная линия: не только «применительно к подлости», но и действительно связующие начала нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем. В этом культура советской эпохи продолжает российский менталитет столетий. Нередко сочетается поиск общественной организации жизни, во многом философски звучащей (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков и др.), пытливый и многоплановый у разных творческих индивидуальностей (И. Глазунов, А. Шилов, К. Васильев, П. Корин и др.), и возвышенная самоотреченность, многотрудные думы о мучительной доле советского крестьянства (Ф. Абрамов, В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин и др.) и многомиллионном вкладе граждан бывшего Советского Союза в великую победу, в спасение от фашизма мировой цивилизации (М. Шолохов, К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Астафьев и др.)... Обозревая сложную и драматическую историю советской эпохи, следует выделить несколько социокультурных десятилетий, отличающихся друг от друга принципиальным содержанием. Обоснованно назовем двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные этапы развития культуры некоторого плюрализма и инакомыслия по отношению к партийно-государственной идеологии, как стойкую опору пробуждающегося нового социокультурного мышления и сопротивления тоталитаризму («О, как я все угадал!» у М. Булгакова, «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала!» — исповедально-потрясенная радищевская мысль как выражение гражданского и эстетического кредо А.Платонова, «Жить не по лжи!» как завет в этике А. Солженицына, «Что с нами происходит?» — граждански тревожный вопрос В. Шукшина современникам и потомкам...), как мощные прорывы к духовным ценностям.
Билет 46. Культура русского зарубежья.
Первая волна философской эмиграции(покинувшие страну в предреволюционное и революционное время, высланные в 20-е гг) была представлена в основном сторонниками идеалистических и метафизических направлений. Шестов Л.И. разработал концепцию абсурдности человеческого существования, независимости личности от любых условий внешнего мира- материальных, духовных, нравственных; выдвинул тезис о правах «героя» выступать против всего общества и Вселенной. Доверие, по его мнению, возможно лишь к Богу, который не имеет никакой содержательной определенности. Любая познавательная деятельность им равносильной грехопадению. Н.А Бердяев считал личность исключительно духовной сущностью. Реализуется личность полностью в свободной любви к Богу. Если общество утрачивает религиозные ориентиры, то оно утрачивает и духовную свободу. Именно в такие периоды и происходят революции, сталкивающие человечество к прошлому. Истинное творчество происходит в период реакций. Но и их возможности ограничены. Перспектива общества - гибель, перспектива личности - Царство Божие. С.И. Булгаков внес серьезный вклад в теоретическое обоснование экуменического движения (стремление к объединению всех христианских церквей). Он полагал, что общество постигла дисгармония в силу того, что разобщено, функционирует каждая его составляющая - экономическая, политическая, духовная, нравственная и др. Если все их перестроить на одни принципы, то конфликтность навсегда покинет социальный организм. Эта основа – в религии. Если Бог Абсолютен, то, значит, Он всеедин. Каждое человеческое «Я» принимает от Бога свой план жизни и свободу в большей или меньшей степени его выполнять. После смерти душа человека в чистилище пересматривает свое прошлое и в ходе вечного существования преодолевает все злое в себе. Такая индивидуальная душа заслуживает Царства Божьего. Наличие ада Булгаков отрицает. Нехристиане после смерти тоже постепенно приходят к Христу. Таким образом, происходит всеединый соборный процесс. Концепция С.И Булгакова была встречена официальной православной Церковью с осуждением и была объявлена ложью.
Билет 47. Исламский тип культуры Главной связующей силой внутри культуры исламской цивилизации, стал целостный социокультурный феномен религия — ислам. Ислам (араб, «предание себя Богу», «покорность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тогдашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья. Исламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христианскому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых цивилизаций. Вместе с исламом она распространилась на просторы Тропической Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии, Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. В конце XX в. исламская цивилизация продолжает распространяться в Тропической Африке, Восточной Индонезии, на северо-востоке Индии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые возникли во второй половине VII в. Это произошло вскоре после смерти Му-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка. Суннизм (от араб, «сунна» — «обычай», «традиция») считается более традиционным, «правоверным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм более радикален и агрессивен вне религиозной сферы жизни. Приверженцы каждой ветви ислама пользуются не только общеисламским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, одним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а такие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствованных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развивались два литературных: мусульманский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане). Главный религиозный центр ислама — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз в сутки, направляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делится на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном. Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, охватывающее множество стран. Однако и в исламской цивилизации существуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обычно та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие. Ислам исчисляет свою эру по лунному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его последователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама. По лунному календарю, когда наступает священный месяц рамадан, мусульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздник Жертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разговения после поста (тюрк. Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рождения Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, поэтому дни самых знаменательных праздников каждый год смещаются. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календарём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которому протекает и весь трудовой год.
|