Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 45 Особый тип советской культуры






Историю и культуру советской эпохи необходимо рассмотреть в реальных противоречиях общественной жизни, социальной психологии масс, в сопоставлении со всей русской культурой «серебряного века» и Русского зарубежья — составной частью всей отечественной культуры текущего столетия.

Социокультурная панорама советской эпохи — исключительно пестрая, мучительно-сложная диалектическая целостность. Кричащая противоречивость и неоднозначность свойственна как всей системе, так и составляющим ее элементам. Духовное, человечески живое и заветное в ней всегда причудливым образом сочеталось с игнорированием интересов отдельной личности, с бездуховностью административно-командной системы власти, тоталитаризмом, а кровная связь с многовековой историей народа — с официозным прославлением все той же системы: горы фальшивых исследований и произведений в самых разных жанрах, дифирамбов в различном исполнении... Так что сегодня закономерен результат: далеко не все сделанное в советской культуре выдержало строгую проверку временем, испытание «на разрыв»...

Вместе с тем культура советской эпохи есть особое явление социокультурного мышления, массовой психологии, связанной с российским и русским менталитетом, с традицией беспримерной политизации и игнорирования запросов и прав конкретной личности, с одержимым стремлением масс веровать в идеологические постулаты, с постоянной ориентацией на культ Государства, Отечества и недалекого лидера-пророка... Как правомерно отмечают современные социологи, для рассматриваемой эпохи, для ее рядового «колесика и винтика», типично известное состояние «зажатости» между прошлым и будущим, одержимой концентрации на «двоичности» (революция — контрреволюция, белые — красные, мы — они, наши — не наши и т.п.), с заявленной пафосной устремленностью вперед сочетается полное равнодушие к сиюминутному настоящему, к его важной роли в жизни любого конкретного человека. Ненаучной и аморальной выглядит позиция нынешних скоропалительных критиков, кто видит в культуре советской эпохи преимущественно мифологическую утопию, игнорируя ее многозначность и важные связи с духовными поисками в отдаленной и ближайшей российской истории. Суждения Н.Бердяева, Г.Федотова, И.Ильина и других известных философов культуры аргументирование убеждают нас в этом...

Сейчас нами осознано главное: советская культура и культура советской эпохи — явно не одно и то же. Многозначную и многослойную культуру советской эпохи нельзя сводить к воспеванию идеалов «светлого будущего» или безоглядного восхваления вождизма. Невероятно наивная утопическая вера, определяющая смысл миллионов других... Нельзя не помнить без внутреннего потрясения многих и многих из духовного пантеона России: А. Блока, Н. Гумилева, В. Маяковского, С. Есенина, О. Мандельштама, Н. Клюева, М. Цветаеву, М. Булгакова, А. Лосева, М. Бахтина, А. Солженицына... Поистине им несть числа!

В культуре советского периода нельзя не заметить официально признанную, «разрешенную», и выпадающую из традиционно догматических схем культуру инакомыслия и оппозиционности, «запрещенную» и «выдворенную» по идейно-политическим мотивам за рубеж, и даже культуру «андеграунда» — «подполья». Сходство и несходство их неоднозначных судеб в том, что они должны были стать послушным придатком тоталитарного государства, административно-партийной системы. Истинная духовность, трепетное обращение к национальным живительным истокам, общечеловеческим ценностям — вот что служило мерой и критериями настоящей культуры, которая с кровью и потом, трагедийно и сложно прорывалась через канонизированную классовость, безудержную политизацию, временные непонимание и забвение, тиранию.

В советском прошлом присутствует качественно иной духовный стержень, иная линия: не только «применительно к подлости», но и действительно связующие начала нашего пути с сегодняшним и завтрашним днем. В этом культура советской эпохи продолжает российский менталитет столетий. Нередко сочетается поиск общественной организации жизни, во многом философски звучащей (М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, М. Булгаков и др.), пытливый и многоплановый у разных творческих индивидуальностей (И. Глазунов, А. Шилов, К. Васильев, П. Корин и др.), и возвышенная самоотреченность, многотрудные думы о мучительной доле советского крестьянства (Ф. Абрамов, В. Белов, В. Шукшин, В. Распутин и др.) и многомиллионном вкладе граждан бывшего Советского Союза в великую победу, в спасение от фашизма мировой цивилизации (М. Шолохов, К. Симонов, В. Быков, Ю. Бондарев, В. Астафьев и др.)...

Обозревая сложную и драматическую историю советской эпохи, следует выделить несколько социокультурных десятилетий, отличающихся друг от друга принципиальным содержанием. Обоснованно назовем двадцатые, шестидесятые и восьмидесятые годы как основные этапы развития культуры некоторого плюрализма и инакомыслия по отношению к партийно-государственной идеологии, как стойкую опору пробуждающегося нового социокультурного мышления и сопротивления тоталитаризму («О, как я все угадал!» у М. Булгакова, «Душа моя страданиями человечества уязвлена стала!» — исповедально-потрясенная радищевская мысль как выражение гражданского и эстетического кредо А.Платонова, «Жить не по лжи!» как завет в этике А. Солженицына, «Что с нами происходит?» — граждански тревожный вопрос В. Шукшина современникам и потомкам...), как мощные прорывы к духовным ценностям.

 

Билет 46. Культура русского зарубежья.

 

Первая волна философской эмиграции(покинувшие страну в предреволюционное и революционное время, высланные в 20-е гг) была представлена в основном сторонниками идеалистических и метафизических направлений. Шестов Л.И. разработал концепцию абсурдности человеческого существования, независимости личности от любых условий внешнего мира- материальных, духовных, нравственных; выдвинул тезис о правах «героя» выступать против всего общества и Вселенной. Доверие, по его мнению, возможно лишь к Богу, который не имеет никакой содержательной определенности. Любая познавательная деятельность им равносильной грехопадению.

Н.А Бердяев считал личность исключительно духовной сущностью. Реализуется личность полностью в свободной любви к Богу. Если общество утрачивает религиозные ориентиры, то оно утрачивает и духовную свободу. Именно в такие периоды и происходят революции, сталкивающие человечество к прошлому. Истинное творчество происходит в период реакций. Но и их возможности ограничены. Перспектива общества - гибель, перспектива личности - Царство Божие.

С.И. Булгаков внес серьезный вклад в теоретическое обоснование экуменического движения (стремление к объединению всех христианских церквей). Он полагал, что общество постигла дисгармония в силу того, что разобщено, функционирует каждая его составляющая - экономическая, политическая, духовная, нравственная и др. Если все их перестроить на одни принципы, то конфликтность навсегда покинет социальный организм. Эта основа – в религии. Если Бог Абсолютен, то, значит, Он всеедин.

Каждое человеческое «Я» принимает от Бога свой план жизни и свободу в большей или меньшей степени его выполнять. После смерти душа человека в чистилище пересматривает свое прошлое и в ходе вечного существования преодолевает все злое в себе. Такая индивидуальная душа заслуживает Царства Божьего. Наличие ада Булгаков отрицает. Нехристиане после смерти тоже постепенно приходят к Христу. Таким образом, происходит всеединый соборный процесс. Концепция С.И Булгакова была встречена официальной православной Церковью с осуждением и была объявлена ложью.

 

Билет 47. Исламский тип культуры

Главной связу­ющей силой внутри культуры исламской цивилизации, стал целостный со­циокультурный феномен религия — ис­лам.

Ислам (араб, «предание себя Богу», «покор­ность») — самая молодая из мировых религий, к которой причастно более 1 млрд человек. Возникнув примерно 13 веков назад в самом центре тог­дашнего цивилизованного мира, она оказала мощное влияние на культуру основных цивилизаций Средневековья.

Ис­ламская цивилизация сложилась в основном в VII—IX вв. по христиан­скому летосчислению. Она возникла на Ближнем Востоке и Пиренейском полуострове на многослойной почве древних и раннесредневековых циви­лизаций. Вместе с исламом она рас­пространилась на просторы Тропи­ческой Африки, Волго-Уральского региона, Южной Азии, Индонезии, Балканского, Крымского, Малаккского полуостровов, Западной Сибири. В конце XX в. исламская цивилизация продолжает распространяться в Тро­пической Африке, Восточной Ин­донезии, на северо-востоке Индии. Суннизм и шиизм — два основных направления ислама, которые воз­никли во второй половине VII в. Это произошло вскоре после смерти Му-хаммада из-за противоречий между родственниками и последователями Пророка. Суннизм (от араб, «сун­на» — «обычай», «традиция») считает­ся более традиционным, «правовер­ным» и наиболее многочисленным направлением в исламе. А шиизм бо­лее радикален и агрессивен вне рели­гиозной сферы жизни.

Приверженцы каждой ветви исла­ма пользуются не только общеислам­ским священным языком — арабским, но и своим языком — как правило, од­ним из мусульманских. Это не просто языки мусульманских народов, а та­кие, которые используют арабское письмо и имеют много заимствован­ных из арабского слов, относящихся к религии и культуре. Иногда на базе одного разговорного языка развива­лись два литературных: мусульман­ский и немусульманский (например, урду и хинди в Индостане).

Главный религиозный центр исла­ма — Мекка. Здесь находится чёрный камень Каабы. Обратившись лицом к этому месту, мусульмане всего мира молятся Богу пять раз в сутки, направ­ляя туда свою молитвенную энергию. Пятью обязательными молитвами дневное время мусульманина делит­ся на шесть равных частей. Первую молитву они совершают на рассвете, перед восходом солнца, вторую — в полдень, третью — между полднем и закатом, четвёртую — сразу же после заката, а последнюю, пятую молитву — перед сном.

Благодаря особенностям ислама — жёстко предписанному поведению, нераздельности культовой, бытовой и политической жизни — исламская цивилизация сохранила единство, ох­ватывающее множество стран. Одна­ко и в исламской цивилизации суще­ствуют ответвления, так называемые региональные ветви. Они возникли в результате объединения различных культур, когда ислам распространялся на землях других цивилизаций. Обыч­но та или иная ветвь принимала одно из главных (суннизм, шиизм) либо второстепенных (мазхабы — направ­ления суннизма) направлений ислама, отторгая все прочие.

Ислам исчисляет свою эру по лун­ному календарю. 622 год — её первый год, когда Пророк Мухаммад и его по­следователи совершили хиджру, т. е. переселились из родной Мекки, где они подвергались гонениям, в Йасриб (Ятриб), который стал называться Мединой — городом Пророка. Сейчас идёт XIV в. ислама.

По лунному календарю, когда на­ступает священный месяц рамадан, му­сульмане постятся; месяц раджаб — время паломничества в Мекку; есть праздник Жертвоприношения (тюрк. Курбан-байрам) и праздник Разгове­ния после поста (тюрк. Ураза-бай-рам); отмечают Мавлюд — день рожде­ния Пророка Мухаммада, а также дни рождения святых. Мусульманский лунный год на 11 дней короче солнеч­ного, поэтому дни самых знаменатель­ных праздников каждый год смещают­ся. Но праздники народного ислама — Науруз и другие, связанные с календа­рём природы, мусульмане отмечают по солнечному календарю, по которо­му протекает и весь трудовой год.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал