Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Метод модерации.






Сейчас много разновидностей этого метода. Рассмотрим один из них. Первый вопрос: кто будет участвовать в реализации метода и сколько должно быть участников. Ответ: к решению должны привлекаться все люди, у которых могут появиться полезные для решения идеи и соображения (здесь должны быть и профессионалы и люди «со стороны»). Важна способность людей предложить эти идеи, а не их авторитет, коммуникативные навыки и умение убеждать. Важно наличие у всех участников заинтересованности в результатах. Численность: нижняя граница 5-7 человек (иначе не достигается деперсонификация), верхняя -25-30 человек (при большем количестве невозможно эффективное взаимодействие участников).

Решение проблемы начинается с этапа поиска тем. Формулирование вопроса и его визуализация. Формулировка вопроса должна чётко отображать суть, не допуская искажений в понимании, что может привести к обсуждению разных вопросов. Визуализация на экране или на доске, чтобы не допустить видоизменения в сознании после устной формулировки (как показывает практика, уже через несколько минут разные члены группы без визуализации пытаются ответить на разные вопросы).

Форматы вопроса: простой – дают ответы, не разделяя на категории. Например, «С какими основными проблемами сталкивается компания?». Двойной – надо разделить ответы на «за» и «против», например. Кратный, например, «Какие основные проблемы компании в области финансов? В области маркетинга? В области работы с персоналом?» каждый отве относится к какой-либо категории. В зависимости от категории вопроса участники пишут ответы либо на карточках одного типа (цвета) либо разных.

Требования к вопросу: интересен участникам с точки зрения практических последствий решения, за ним должно следовать действие. Вопрос должен быть открытым, то есть допускать неопределённое множество ответов. Участники должны понять, что это не экзамен на профпригодность, а к ним обращаются как к специалистам по этому вопросу за консультацией. Следует избегать суггетивности в формулировках вопросов (подталкивания к определённым вариантам ответов), иногда это происходит неумышленно. Например, если спрашивают о переходе на прогрессивную технологию, то слово «прогрессивная» уже подталкивает к положительной оценке.

Второй шаг. Раздача модерационных карточек для письменного ответа. Каждый участник получает одну или несколько карточек размером 1/3 листа А4, лучше из картона, если вопрос кратный или двойной, то карточки делают разных неярких цветов (один цвет на каждую категорию ответа). Требования к ответам – 5-8 слов на русском языке. Все ответы в разных карточках независимы и самодостаточны, нельзя ссылаться на другие карточки. Ответы анонимны. Ведущий объясняет правила ответа на сформулированный и представленный для визуального восприятия вопрос и даёт время на заполнение карточек. Главная задача – подключение всех участников, так как устно могут высказаться не все по разным причинам, кроме того необходимо дать фиксированное число ответов 2 или 3, чтобы участники дополнительно подумали над вариантами, писать надо крупно, толстыми фломастерами, печатными буквами, чтобы было видно с 2 – 3 метров.

Третий шаг – сбор карточек, их перетасовка и классификация. Перетасовка важна, когда заполняются одним несколько карточек, чтобы не было возможности идентифицировать автора. Классификация (поиск содержательных стержней) – самое значимое. Участники рассаживаются полукругом перед доской, размер которой должен быть достаточным для свободного размещения на ней в произвольном порядке карточек, которые были розданы на втором шаге. Модератор объясняет участникам цели и правила, которым должна следовать группа в ходе работы. Цель - размещение карточек на доске так, чтобы организовать из них кластеры – группы карточек, смысл формулировок проблем в которых близок. Трудность анализа в том, чтобы отличить одну и ту же проблему от одной и той же причины разных проблем. На это надо обратить особое внимание участников. Так как на этом этапе такие карточки объединять нецелесообразно, так как для преодоления этих проблем могут потребоваться разные подходы. Надо объяснить, что нельзя располагать карточки между кластерами, они должны относиться строго к одному. Число кластеров заранее не определяется и может быть любым. При этом целесообразно стремиться к 8-12 кластерам. Заранее ничего не намечается, кластеры должны возникнуть в ходе анализа содержимого карточек.

Правила работы на данном этапе таковы (они должны быть обсуждены участниками и приняты ими). Модератор берёт предварительно собранные и перетасованные карточки по одной, предъявляет их группе и вслух зачитывает формулировку на карточке. Он задаёт вопрос, ясна ли формулировка (не согласие с ней, а понятность). Может оказаться, что коряво сформулированная фраза содержит в высшей степени целесообразное решение. Если большинство скажет, что непонятно, то, в крайнем случае, можно попросить проявиться автора и её пояснить, но прибегать к этому можно только в очень редких случаях, учитывая важность деперсонификации. Если ясна, то спрашивают, относится ли она к уже имеющимся кластерам, или необходимо начать новый. В случае сомнений, всегда лучше начать новый. Если есть полярные мнения, то просят автора обнаружить себя и сказать, как он считает, куда поместить карточку. Следуют его рекомендациям, а карточку помечают (молнией или звёздочкой), как вызвавшую неоднозначную реакцию.

По мере появления новых карточек, кластеры могут видоизменяться, а карточки перемещаться из одного в другой. Карточки целесообразно закреплять скотчем на доске, так удобнее читать, но возможны и другие варианты. Затем кластеры можно обвести и подписать. Практика показывает, что на обработку одной карточки уходит приблизительно 1 минута, работа напряжённая и работать в таком режиме больше часа нельзя, следовательно, карточек должно быть роздано не больше 60. То есть чем меньше участников, тем больше оттенков своего мнения они могут выразить, так как получат больше карточек.

Четвёртый этап – ранжирование тем. Каждому кластеру задаётся имя соответствующее всем формулировкам в карточках, начинают с наиболее очевидных и не вызывающих разногласий, если не получается, карточки можно перетасовывать. Формулировка должна выделять проблему, а не категорию проблем. Если возникают дискуссии по поводу соответствия реальности отдельных утверждений на карточках, то их надо пресекать, объяснив, что будет время для этого обсуждения.

Затем кластеры располагаются по степени важности и срочности решения проблем. Можно построить диаграмму причинно-следственных связей между темами на отдельном листе или доске, но есть недостатки – будет построена одна единственная версия, участники будут отстаивать свою точку зрения открыто, что даёт преимущество имеющим ораторский талант и авторитет среди участников, соответственно, снижается эффективность последующего голосования по поводу ранжирования (раз на схеме причина большинства, то она и главная). Лучше проголосовать каждому участнику раздают цветные стикеры и предлагают выбрать наиболее важные из имеющихся тем, лучше давать выбирать приблизительно половину имеющихся. Далее подсчитываются голоса за каждую тему. Дальше выбираются темы для дальнейшей проработки группой из 4-8 участников, отсекаются темы, получившие наименьший рейтинг, но в то же время, они должны быть в совокупности репрезентативными, то есть обеспечивать необходимое покрытие предметной области.

Пятый этап – разработка тем. В группу включаются как специалисты по теме, так и те, кто не занимается ей повседневно. Им дают отдельную комнату и все карточки по теме (можно сфотографировать, чтобы не снимать с общей доски), а также по близким темам, если они не включены в разработку. Им дают большой разграфлённый лист, на котором каждый участник после изучения карточек вносит свои замечания.

Варианты карточек. Если тема представляет собой проблему, то карточку целесообразно разграфить следующим образом:

В чём проявляется проблема? Что является причиной? Что может быть сделано? Какие могут быть препятствия?
Наблюдаемый симптом Причина 1 Действие 1 1. 2.  
Причина 2 Действие 2  
       

Нельзя вводить причину без действий, причины могут повторяться у разных симптомов. Могут быть повторы и в записях, так как каждый участник заполняет отдельно. Иногда сворачивают в трубочку, как в детской игре, чтобы не видели написанное другим, после круга следующий симптом и т.д.

Если тема – разработка влияния какого-либо фактора на решение о совершении или несовершении какого-либо действия, то вариант карточки следующий

Какие аргументы за? Какие аргументы против?
Что ещё не ясно? Что необходимо сделать сначала?

Может быть расширено и дополнено в ходе работы по сравнению с исходным кластером

Если тема – в широком смысле сформулированное действие

Как должна реализовываться данная функция? Как это происходит сейчас?
Что необходимо сделать? Каковы должны быть первые шаги?

Может быть расширено и дополнено в ходе работы по сравнению с исходным кластером

Продолжительность этого этапа от 2 до 4 часов. По его завершению группы опять объединяются в общем зале и вывешивают свои листы для обсуждения. Важно, в какой последовательности обсуждать: от частного к общему или наоборот. И там и там есть плюсы и минусы. Всё зависит от способности участников адаптировать свои разработки на ходу с учётом результатов других.

На этом этапе явно выявляются согласия и противоречия. Задача модератора – обратить внимание группы на эти вопросы и предпринимается попытка разрешения возникших противоречий.

11. Экспертные оценки по принятию решений.

Основные этапы организации и проведения экспертных опросов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал