Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Философия как наука, ее предмет, структура и функции.






ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

1. Мировоззрение, его структура и типы. Философия как тип мировоззрения.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир, на место в нем человека, отношение к миру, а также основанные на этих взглядах чувства, идеалы, определяющие жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностную ориентацию.

Структура мировоззрения в философии:

-система информации и знаний; взгляды,

-отношения и критерии оценки окружающего мира;

-установки и убеждения, предопределяющие поведенческие мотивы человека;

-идеалы человека – образы, предопределяющие развитие человека и его движение, как активного, преобразующего мир, субъекта.

Но на этом структура мировоззрения не исчерпывается, так как все перечисленные выше элементы можно классифицировать на объективные (к ним следует отнести знания) и субъективные (это в основном взгляды, убеждения и идеалы).

Мифологическая форма мировоззрения – формируется на первых стадиях развития общества, фантастическое отражение действует в виде чувственного представления. Человек не выделяет себя из природы, боги в естественном «земном» мире, общаются с людьми. Достоверность мифологического образа не нуждаются в вере.

(характерные черты)

1. Антропоморфность, т. е. рассмотрение явлений природы (например, движение облаков, землетрясения и т. п.) по аналогии с человеком; им приписывались все те свойства, которые были у человека: ощущения, реакции на негативные факторы, желания, ненависть, страдание и т. п. (разница лишь количественная).

2. Дескриптативность (от англ. descriptive — описательный) — стремление к объяснению событий, явлений в форме описательного рассказа, сказания, легенды; среди действующих фигур — герои и боги в виде особых людей (например, мифы о Нептуне, Зевсе, Меркурии, Аполлоне и др.).

3. Синкретизм (слитность, нерасчлененность) объективного и субъективного миров, что в значительной степени объясняется антропоморфностью, пронизывающей все стороны этой формы мировоззрения.

4. Связь с магией, что свойственно более зрелому первобытно-общинному сознанию и выражается в действиях колдунов, шаманов и других людей, вооруженных зачатками научных знаний о теле человека, о животных, растениях. Наличие магического элемента в составе данной формы мировоззрения позволяет отвергнуть точку зрения, будто это мировоззрение не было связано с практикой, а являлось лишь пассивносозерцательным.

5. Апелляция к прецеденту в объяснении событий, определяющих современный порядок вещей, например: человек — стал смертным потому, что гонец (часто — какое-то животное) неправильно передал волю божества, или потому, что женщина разбила магический горшок (более позднее объяснение, направленное на то, чтобы оправдать подчинение женщины мужчине); человек начал использовать огонь потому, что он был украден у богов Прометеем и т. д.

6. Антиисторичность. Время не понимается как процесс прогрессивного развития. В лучшем случае оно допускается как обращенное вспять: движение от золотого века к серебряному и медному, что само по себе выражает желание видеть мир статичным, постоянно воспроизводящимся в том же самом виде. Всякое новшество, всякое необычное пугает человека на первых этапах его развития.

Религиозное мировоззрение – сформировалось на сравнительно высокой стадии развития общества. Религиозное мировоззрение отличают от мифологии верой в существование сверхестественных сил в их главной роли в мировоззрение в жизни людей.

Религиозная форма мировоззрения возникла на основе трансформации представлений о комплексе богов мифологического мировоззрения, коррекции этих представлений в связи с более углубленной логической и философской рефлексией вопросов возникновения мира, качеств человека, личных задач его самосовершенствования. В отличие от мифологии, религия сосредоточивает воображение и фантазию на сверхприродном, духовном, широкой области божества и его атрибутов, структур божественного. На первый план выдвигается психологическая установка — вера в бога, в возможность человека прожить богочеловеческую жизнь, достичь подлинных нравственных (божественных) ценностей и обеспечить себе бессмертие. Религия тесно связана не только с верой, но и с молитвой, с рядом культовых обрядов. Религия сформировалась в эпоху верхнего палеолита (каменный век) 40 — 50 тыс. лет. Одной из существенных предпосылок становления религии было постепенное развитие мышления человека, когда общие понятия («человек» и др.) обретают в сознании самостоятельное бытие, способность к отрыву от своих реальных истоков и к наделению их — при гипертрофированном представлении в образах — самостоятельным существованием. Наиболее распространенными, или, как их еще называют, «мировыми», «наднациональными» религиями явились буддизм (VI — V вв. до н. э.), христианство (I в.) и ислам (VII в.). Главная черта всех религий — вера в сверхъестественное, сверхприродное.

Философское мировоззрение - представляет собой логически упорядоченную систему знаний, характеризующуюся стремлениями теоретически обосновать положения и принципы.

Философская форма мировоззрения начинает вызревать на еще более высоком уровне общественно-экономического и культурного развития общества. Ее первые признаки проступают в XII —VIII вв. до н. э. в Древней Индии, Древнем Китае, Древнем Египте. Ее зарождение как специфической формы духовной деятельности было связано с такой предпосылкой, как великий культурный переворот в Древней Греции в VIII —V вв. до н. э.

Одной из важнейших предпосылок было развитие полисной демократии, приоткрывшей возможность для свободного мышления. Из обще культурных предпосылок наиболее важным было противоречие между возросшим научным знанием в недрах магии, стремившимся к автономии и к объяснению природы и природных явлений из них самих, и мифодогически-религиозной формой, с которой генетически было связано это знание. Размышления над спецификой научного знания привели к появлению нового отношения между человеком и миром — «теоретико-познавательного» — и к оформлению теоретико-познавательного отношения между человеком и миром в рамках предмета мировоззрения.

 

Обыденным мировоззрением. Для него характерна ориентация на представленные в культуре стереотипы поведения, т. е. принимаемые без всякого доказательства положения (лучше жениться, чем оставаться холостым, лучше получать образование, чем быть необразованным), а также смешение отрывочных научных знаний с философскими и религиозными представлениями. Обыденное мировоззрение допускает соединение логически и культурно исторически несовместимых идей, например, соединение христианских верований с идеей реинкарнации (перевоплощения и нового рождения), принятие религиозной обрядности без понимания ее смысла. Эта форма мировоззрения отличается отсутствием стремления к рациональной рефлексии принятых убеждений, отсутствием сомнения в том, что принимается просто на веру, легкостью представления желаемого за действительное. Тем не менее обыденное мировоззрение является практически действенным, а содержащиеся в нем, основанные на здравом смысле, на стереотипах житейской мудрости положения нередко становятся отправными пунктами философского обобщения и даже научного анализа действительности. Однако в современном мире, в котором происходит глобальная интеграция человечества, имеет место смешение культур, убыстряется темп жизни, возникают глобальные угрозы — одного обыденного мировоззрения оказывается все более и более недостаточно.

Философия как наука, ее предмет, структура и функции.

Объектом изучения философии является все бытие в целом.

Предмет философии - всеобщие свойства и связи, отношение действительности и субъектов мира, материальное и идеальное, бытия и мышления.

Философия – это тип научного мышления о мироздании, материальном и духовном, конечном и бесконечном, других проявлениях бытия, самом человеке и смысле его жизни. Поэтому имеет основание вывод о том, что философия – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления.

Научной философией считается всякое теоретическое, то есть систематизированное, концептуальное философское знание, выраженное системой понятий, законов, суждений. Во-вторых, научной философией называются те философские учения и теории, а также сама деятельность её представителей и институтов, которые приобрели статус науки как явления общества. К основным признакам всякой науки можно отнести: получение объективно истинного теоретического знания; объект и предмет исследования; рациональность; наличие кадров и институтов науки (исследовательских, образовательных и т.д.); категориальный аппарат; методология исследования; система критериев проверки истинности знания.

Структуру составляют основные элементы:

-история философии,

-учение о бытии (онтология),

-учение о познании человеком бытия и самого себя (гносеология),

-философские учения об основных видах бытия: о природе (натурфилософия), об обществе (социальная философия и философия истории), о человеке (философская антропология).

Данные элементы структуры научной философии охватывают или все бытие, или основные его проявления. Каждое направление в философии или философская школа определяют структуру философии в зависимости от своих приоритетов, предмета исследования, изучаемой проблематики. Поэтому структура философии в той или иной конкретной интерпретации может быть различной.

Мировоззренческая функция означает способность философии формировать мировоззрение человека, составлять его ядро и определять тип.

Методологическая функция философии состоит в том, что она вооружает человека совокупностью своих принципов и методов, наиболее важными требованиями, необходимыми для мыслительной и практической деятельности. В общем плане, методология – это совокупность принципов и других общих требований познавательной и практической деятельности; система методов этой деятельности, а также учение о самих принципах и методах. Методологическую функцию она выполняет своими принципами, законами и категориями.

Философия выполняет и другие функции: познавательную, аксиологическую, критическую, коммуникативную, логическую, эвристическую, этическую, практически-деятельную.

Все проблемы философии концентрируются вокруг основного вопроса мировоззрения и нацелены прежде всего на человека, точнее — на «проблему человека». И. Кант отмечал, что сферу философии можно подвести под следующие вопросы:

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) На что я смею надеяться?

4) Что такое человек?

Все эти вопросы, указывал он, можно было бы свести к последнему, т. к. три первых вопроса относятся к последнему.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал