![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характерные черты, основные школы и течения античной философии.
Античная философия возникла в конце 8 в. До н.э. в г. Милете. Формирование нового способного духовного самовыражения, которое имеет стройную логическую форму, характеризующимся рациональным постижением мира. Космоцентризм- мир как целое, человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Отличительные особенности античной философии: 1. Античное философское мировоззрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос всемирный закон, разумный порядок). 2. Отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело «сома»). 3. Пантеизм (отождествление Бога и природы). 4. Вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные. В античной философии выделяют следующие периоды: 1. Натуралистический философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит). 2. Гуманистический деятельность софистов и Сократа переориентация проблем философии с космоса на человека. 3. Классический связан с деятельностью Платона и Аристотеля. 4. Эллинистический появление ряда философских школ (кинизм основатель Диоген, эпикуреизм Эпикур, стоицизм Сенека). 5. Религиозный период античной языческой мысли развитие неоплатонизма и его модификация. 6. Зарождение христианской мысли. Объединить многочисленные древнегреческие школы и направления, существовавшие до Сократа, позволяют их единая натурфилософская направленность, синкретичность сознания, особый интерес к происхождению мира и его целостной сущности. Синкретичность выражается не только в представлениях о нерасчлененности Космоса, но и в гносеологии: как и в мифологическом мышлении, чувственно-рациональный способ мышления является здесь преобладающим. Но в отличие от мифологии, досократики не ограничиваются при столкновении с грозными и непонятными явлениями введением отсылкой к богам. Они ищут иные, доступные познанию причины этих явлений, иные первоосновы мира. Некоторые из них доходят даже до примитивного атеизма. Одно из делений досократических школ может быть таким: • ионийская (милетская) — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит; • пифагорейская — Пифагор и его ученики; • элейская — Парменид, Зенон; • физиологическая — Эмпедокл, Анаксагор, Левкипп, Демокрит; • софисты — Протагор, Продик, Гиппий, Горгий. В этих школах за первооснову мира принимались: у Пифагора — число, у Левкиппа и Демокрита — атомы, у Гераклита — огонь и т.д. Из этих школ выделяются софисты — своей ориентацией на человека, на социальные вопросы, на практические действия в обыденных повседневных ситуациях. Они обучали приемам и формам доказательства и в конкретных случаях, и обобщая их как образцы политической деятельности и философствования. По их мнению, доказывать и доказать можно все что угодно. Это говорит об относительности истины и многозначности языка. Взгляды софистов сыграли существенную роль и в теории познания, а также в лингвистике.
|