Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Равноправие субъектов Федерации между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
принцип федеративного устройства, впервые получивший закрепление в нынешней Конституции РФ. Она специально подчеркивает его важное проявление – равноправие всех субъектов между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти. Это равноправие прежде всего проявляется: в равенстве их прав и обязанностей как субъектов Федерации; в конституционно установленных равных пределах компетенции субъектов всех видов, в одинаковой степени ограниченной компетенцией самой Российской Федерации; в равном представительстве всех субъектов в Совете Федерации в России существует 6 разновидностей субъектов Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации (Москва, 31 марта 1992 г.) в соотв-и с этим договором разграничиваются предметы ведения РФ и субъектов. ТАК, К ведению федеральных органов государственной власти РФ относятся: а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; б) федеративное устройство и территория РФ; в) регулирование прав и свобод человека и гражданина, регулирование и защита прав национальных меньшинств; гражданство РФ; г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных государственных органов; д) федеральная государственная собственность и управление ею; К совместному ведению а) обеспечение соответствия конституций и законов республик в составе Российской ФедерацииКонституции и законам Российской Федерации; б) защита прав и свобод человека и гражданина, прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; в) разграничение государственной собственности; г) природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; В состав РФ входят 85 субъектов, 46 из которых именуются областями, 22 — республиками, 9 — краями, 3 — городами федерального значения, 4 — автономными округами и 1 — автономной областью. Но другие, кроме установленных Конституцией компетенции и взаимоотношений с федеральными органами государственной власти, элементы правового положения субъектов Федерации не вполне одинаковы. Об этом свидетельствует уже сам факт их деления на виды (см.комментарий к статье 66). Как следует из ч.2 комментируемой (5) статьи, лишь один вид субъектов Федерации - республика - является государством, а остальные государственно-подобными образованиями (области, края и города федерального значения перестали быть административно-территориальными единицами и превратились в субъектов Федерации). Республика (государство) имеет свою конституцию, а край, область, город федерального значения - свой устав (учредительный нормативный акт, в некоторой мере схожий с Конституцией). Республики имеют свое гражданство, а другие субъекты Федерации - нет.
|