Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Научные идеи и теории деятельности.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Развитие общества является результатом деятельности людей. Деятельность человека представляет собой процесс, в ходе которого он сознательно и творчески взаимодействует с миром и природой, тем самым возводя себя в статус деятельного субъекта. В ходе исторического процесса материально преобразующей предметной деятельности, человек сформировал в себе весь комплекс своих человеческих качеств. В процессе своей деятельности человек относится к окружающим его предметам адекватно их природе и особенностям, делает их объектом своей активности, при этом он не просто взаимодействует с природой, а методично и настойчиво включает ее в состав своей материальной и духовной культуры. Действие имеет ту же структуру, что и деятельность: цель, мотив, объект, на который оно направлено, определенный набор операций, реализующих действие. Действие, как и деятельность, субъективно, поскольку совершается субъектом и всегда выражается в активности конкретной личности. Выбор действия в качестве единицы анализа деятельности впервые выдвинули в своих работах А.Н. Леонтьев, а затем С.Л. Рубинштейн. Субъект действия, совокупность операций и процесс действия вместе с окружающими условиями действия создают целостный структурный механизм, с помощью которого можно осуществлять управление действием. Ученые называют этот структурный механизм ориентировочной основой действия - как систему условий, на которую реально опирается человек при выполнении действия: а) особенности цели объекта действия; б) характер и порядок операций, входящих в действие; в) особенности используемых инструментов и т.д. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 16. - В отличие от деятельности - процесса решения жизненных задач человеком, который побуждается целью, на достижение которой он нацелен, действие побуждается не самой его целью, а мотивом (целью) той деятельности в состав которого оно входит. Выполнение субъектом какой-либо деятельности всегда связано с присутствием определенной цели, а она, в свою очередь, формируется на основе мотива. Некоторые ученые, в числе которых видное место занимает М. Вебер, объясняли исторические процессы изменений не одним, а несколькими факторами. В частности, они утверждали, что важные исторические перемены происходили в силу как экономических, так и духовных факторов. Материалистическая позиция развития общества обоснована К. Марксом, который полагал, что мотивы деятельности людей можно объяснить с помощью главенствующей роли материальных факторов. Прежде чем думать о духовном — искусстве, философии, политике, - утверждал К. Маркс, люди должны есть, пить, одеваться, иметь жилище, а, следовательно, производить материальные продукты. Американский психолог А. Маслоу, например, предлагает иной вариант группировки человеческих потребностей, которые несколько отличаются от вышеназванных. Физиологические: воспроизводство рода, производство пищи, жилища, одежды, физические упражнения, отдых и т.д. Экзистенциональные: безопасность своего существования, комфорт, условия жизнедеятельности, гарантия занятости, уверенность в завтрашнем дне и т.д. Социальные: социальные связи, общение, привязанности, забота о других, внимание к себе, совместная деятельность и т.д. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, достижение успеха, высокая оценка, служебный рост. Духовные: самоактуализация, самовыражение. Американский социолог Амитай Этциони выдвинул интересную теорию, созвучную сегодняшним взглядам на деятельность (Активное общество. 1968. Нью Йорк). Теория социальной направленности, — подчеркивает автор, - отличается от других теорий современной социальной науки тем, что рассматривает мобилизационные силы коллектива и общества в качестве основного источника их собственных преобразований и трансформаций, их отношений с другими социальными единицами. Когда социальная единица мобилизуется, она имеет тенденцию изменять свою собственную структуру и границы, а также структуру той более высокой единицы, членом которой она является. Изданная в Лондоне в 1979 году работа Энтони Гиденса «Центральные проблемы в социальной теории" посвящена " теории структурации". " Наша жизнь происходит в трансформации", а ее основное содержание есть не что иное, как производство и воспроизводство общества. Теоретические идеи Э. Гиденса о субъекте деятельности позволили окончательно понять, что деятельность является воплощением индивидуальных качеств личности человека, человеческое общество формируется не под влиянием систем, движений, а повседневным поведением обычных людей, часто далеких от каких-либо реформистских намерений. Круг зарубежных ученых, внесших свой вклад в развитие теории деятельности, замыкает Маргарет Арчер. В своих работах " Культура и деятельность" (1988г.) и " Морфогенез социальной организации" (1989г.) она выдвигает тезис, который встраивает в процесс деятельности и культуру. Положение о том, что " деятельность не только способствует структурным и культурным изменениям, но и сама изменяется в ходе этого процесса", позволяет выделить гуманитарные черты деятельности - способность к размышлению и анализу, стремление к новациям, возможность реализации человеческих способностей к творчеству, познанию и т.д. Указанные черты в различных сочетаниях проявляются как у " первичных агентов" (личностей), так и у " корпоративных агентов" (групп).
|