Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Условия формирования отечественного менеджмента. ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
После распада СССР актуальной стала задача включения основной массы населения в реальные преобразования в экономике, управлении, повышении социального статуса, определении перспектив роста и продвижения, адаптации, повышении образовательного и культурного уровня. Высказываются разные точки зрения относительно " пробуксовки" экономических реформ: недостаточная культура и чистоплотность в своих делах бизнесменов и предпринимателей; большое количество криминальных сообществ; устаревшие методы управления. Но главное, неприспособленность основной массы населения, не умеющей воспользоваться предоставленными преимуществами свободного рынка. Иллюзии относительно возможностей быстрого механического переноса западного опыта на отечественную почву вызваны абсолютизацией западной концепции развития экономических отношений, предложенной еще на заре капитализма Адамом Смитом, по которой человек рассматривался легко управляемым, эгоистичным, стремящимся только к богатству и прибыли, интересами и целями которого можно легко манипулировать. В целом можно констатировать, что ценности рыночных преобразований, даже в трудный для населения переходныйпериод имеют притягательную силу и получают поддержку наиболее продвинутых социальных групп при благоприятном отношении большинства населения. Реальность такова, что менеджеру социально-культурной деятельности следует видеть постоянное и интенсивное взаимодействие объективных и субъективных социальных, экономических и личностных факторов, которые наполнены жизненными ориентациями, целями и ценностями человека, его ожиданиями, надеждами, оценкой самого себя и своего положения в социальном мире, мотивациями деятельности. Не вдаваясь более в детализацию происходивших в годы перестройки социально-экономических, мотивационных и поведенческих изменений в обществе, выделим на " выходе", правда, промежуточные (рынок еще полностью не сформировался), но уже существенные результаты: - образовалось новое государство со своими органами общественного устройства, с новой элитой, не имеющей рычагов прошлого командного управления; - произошла либерализация экономики, отпущены цены; - осуществлены приватизация и разгосударствление собственности, в результате чего произошло резкое имущественное расслоение общества; - появился новый субъект экономических отношений -предприниматель, с инновационной формой поведения и мышления, ориентированного на углубление реформ. Развитие и укрупнение предпринимательских структур в скором времени потребовали функциональной дифференциации ролей: собственника-управляющего (собственника-менеджера) и исполнителя (работника). Теперь в роли собственников реально выступает государство и его структуры, олигархи, владеющие контрольными пакетами акций крупнейших отраслей экономики. И те, и другие нанимают менеджеров, поручая им управление деятельностью соответствующих секторов экономики и сфер деятельности. Следовательно, субъект деятельности, поднявшись до уровня менеджера в государственном или частном секторе экономики страны, независимо от занимаемого иерархического статуса в условиях рыночной экономики становится все более влиятельной фигурой, от которой во многом зависит не только качество управления, но и эффективность работы той или иной структуры, ее будущее.
|