Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Советский неоклассицизм
Если произведение искусства вызывает споры, - значит, в нем есть нечто новое, сложное и значительное. Оскар Уайльд Тенденции традиционализма и неоклассицизма существовали в нашей архитектуре и в 20-х годах, однако их роль резко возросла с середины 30-х. Одной из главных причин были возросшие требования к идейно-художественным задачам архитектуры. Беспрецедентный в истории пафос народного созидания на фоне невиданного в мире геноцида народа требовал создания величайших произведений искусства, ярких и выразительных, понятных широким массам. Ни для кого не секрет, что революционный романтизм конструктивизма остался элитарной философией. Конструктивизм, уделяя основное внимание социально-функциональным проблемам, в развитии художественной формы не всегда оказывался на уровне новых требований. К тому же сказывался еще и недостаток строительных материалов, имевших важное значение в работе конструктивистов над формой. Не всегда ведь можно было возводить здания из камышита (как в Элисте) или кирпича (как в Ростове-на-Дону), не всегда можно было закрашивать темным колером простенки, создавая иллюзию ленточных остеклений. Поверхностный " конструктивный стиль" строительства, взявший от подлинного конструктивизма лишь " очищенную" от декора простоту форм, во многом способствовал его дискредитации. Особенно сложной для конструктивистов оказалась задача создания подчеркнуто монументальных образов крупных общественных зданий, которые в ряде случаев стали трактоваться как своеобразные памятники эпохи. Поэтому в какой-то мере закономерными оказались итоги конкурса на проект Дворца Советов в Москве в 1931 году, на котором победила группа архитекторов, возглавляемая академиком И. Жолтовским. И хотя окончательно итоги конкурса были подведены лишь после третьего тура в 1933 году (победители В. Гельфрейх, Б. Иофан, В. Щуко), уже в самом начале конкурса стало ясно, что конструктивизм уступает свои позиции. И. Жолтовский, руководивший одной из творческих мастерских в Москве, призвал архитекторов к освоению классического наследия. Этот призыв многими был понят прямолинейно, как метод переноса на современные здания традиционных, прежде всего ордерных систем. Наряду с откровенным заимствованием классических форм делались попытки приблизить ордер к характеру современной формы. На этом пути наиболее примечательны начавшиеся еще в 20-е годы поиски И.Фоминым нового " стиля пролетарской классики" на основе упрощения ордерных форм. Обновленный ордер - спаренные без энтазиса колонны с мощным антаблементом - аттиком оказался весьма популярным в 30-е годы. В этот период преобладало строительство жилых домов по индивидуальным проектам. Все большую роль в разработке фасадов стали играть декоративные членения и украшения: порталы дверей, зубчики по карнизу, пилястры, лепнина. Ярким образцом таких произведений архитектуры в Таганроге являются жилые многоэтажные дома на улице Свободы, жилой дом по Добролюбовскому переулку, 2, дом на углу улицы Фрунзе и Украинского переулка и Дом специалистов завода " Красный гидропресс", построенный в 1936 году по проекту архитекторов Х. Х. Чалхушьяна, Я. А. Ребайна и др. (ул. Фрунзе, 43). В этот же период (в 1937 г.) академик И.Жолтовский разработал проект здания нового театра для Таганрога. Начавшаяся вскоре Отечественная война помешала его реализовать, но чертежи театра сохранились в музее " Градостроительство и быт Таганрога". Нельзя сказать, что запроектированное здание отличается изяществом или особой монументальностью. Излишняя члененность форм, мощный аттиковый этаж, обилие скульптуры сделали его весьма тяжеловесным и даже недостойным академика, а если бы не скульптурные украшения, это здание издали можно было бы принять за гигантский амбар. Фотокопия проекта И. Жолтовского имеется в экспозиции советского периода музея " Градостроительство и быт Таганрога" В Ростове-на-Дону первым отзвуком неоклассицизма является громада семиэтажного дома №111 на Большой Садовой у пересечения с Кировским проспектом (до недавнего времени на его первом этаже размещалось известное ателье " Пушинка"). Конструктивистская кубистика в этом здании сочетается с явно просматривающейся пластикой поля стены, хотя дом возведен еще в 1928 г. Еще более ярким образцом неоклассицизма довоенных лет является пятиэтажный жилой дом на улице Пушкинской, 135. В художественном облике его фасада присутствуют не только традиционные в классицизме русты, но даже ниши с вазами. В 1949-1952 гг., одновременно со строительством Цимлянского гидроузла, возводились шлюзы Волго-Донского канала. Группа архитекторов и инженеров, возглавляемая Л.Поляковым, обратились к русскому классицизму времен победы над Наполеоном. Оформляя надводную часть сооружений шлюза №15, они использовали их как пьедесталы для конных статуй памятника Казакам-кавалеристам, сражавшимся в 1942 г. под Сталинградом (скульптор Г. Мотовилов). Динамичные силуэты господствуют над степным ландшафтом. После Великой Отечественной войны, несмотря на уже имевшийся в Москве опыт крупнопанельного массового строительства, во многих городах жилые здания продолжали возводиться по индивидуальным проектам, с излишествами в обработке фасадов. Одной из причин тому было стремление наших зодчих отразить в архитектуре триумфальное завершение войны. Правда, в первые послевоенные годы масштабность и этажность застройки были относительно небольшими. Двух-трехэтажные дома формировали ансамбли улиц и площадей. И сейчас эти ансамбли сохранились в центре гг. Гуково, Новошахтинск, Цимлянск, Волгодонск, в поселке Октябрьском Новочеркасска, на улицах Бабушкина и Дзержинского в Таганроге; в центре Азова - целые кварталы; есть они и на площади Нариманова в Ростове. Однако по мере стабилизации нашего хозяйства, роста благосостояния, совершенствования строительной техники формировалась более изощренная проработка пластики фасадов. В капители стали вводить советскую атрибутику: серпы, молоты, звезды, роги изобилия, цветы и прочее. Именно эта атрибутика и послужила основанием именовать новое осмысление классики советским неоклассицизмом или " сталинской архитектурой". Несмотря некоторую внешнюю надуманность и интеллектуальную инфантильность, возведенные в эту эпоху жилые дома были весьма комфортабельными: большие кухни, высокие потолки, обилие жилых комнат. Но именно из-за обилия комнат и их большой площади эти квартиры стали " коммуналками" для простых смертных: на одну рабочую семью давали одну-две комнаты. Что же касается общественных зданий, то они и в настоящее время не утратили своей респектабельности. Ярким примером советского неоклассицизма 50-х годов могут служить жилые дома:
|