Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эклектика
Я вглядываюсь в лики старых зданий, Где нить узора вольна и легка, Где капителей строги изваянья, Изгиб фронтона - словно взмах крыла... Л. Волошинова Быстрое развитие строительной техники во второй половине XIX века привело к тому, что традиционные архитектурные формы вступили в противоречие с новой функциональной и конструктивной структурой. Утратив стилевое единство, архитектура все более подчинялась вкусам отдельных заказчиков-предпринимателей, требующих в целях рекламы как можно больше выделить, возвеличить, украсить свое сооружение. Наступило архитектурное безвременье, охватившее всю вторую половину XIX века. Проникновение " купеческого нрава" в архитектуру нетрудно понять в истории строительства дома Чирикова на Таганрогском проспекте (ныне Буденовский пр., 46). Автор проекта - известный ростовский архитектор Л. Ф. Эберг - как в то время практиковалось, руководил непосредственно и строительными работами. И когда в 1912 г. дело было близко к завершению, вспоминал позже Леонид Федорович, на стройку пожаловал сам заказчик - фабрикант, член городской управы и председатель совета городского Общества взаимного кредита. Все осмотрев, он потребовал установить на фасаде здания две колонны. Напрасно архитектор доказывал, что колонны не будут гармонировать с композицией здания, основанной на принципах Ренессанса. Потеряв терпение, Чириков отмел все возражения естественным, с его точки зрения, вопросом: " А деньги кто тебе платит - Ренессанс или я?.." Аргумент был, что называется, неотразимый. Эбергу пришлось подчиниться. На фасаде дома на огромных кронштейнах появились две колонны. Они не испортили облик здания - дом действительно красив, но были и остались на фасаде чужеродными деталями. В таких ситуациях нередко формировалось архитектурное направление под названием " эклектика". Не стиль, а именно направление, потому что архитектурная эклектика проявлялась в двух вариантах: · стилизация под какой-то отзвук архитектуры прошлого, то есть проявление историзма; например, под древнерусское зодчество, романскую, готическую или другую архитектуру; это ранний; романтический этап эклектики; · механическое смешение различных архитектурных стилей, когда на одном фасаде присутствуют детали, например, и классицизма, и барокко, и готики. Определение эклектики впервые дал известный русский поэт, писатель и искусствовед Н.В. Кукольник, последние годы жизни проведший в Таганроге. В советское время многие десятилетия эклектика считалась признаком " дурного тона". Здания, построенные в эклектичном духе, не ставились на учет как памятники архитектуры, разрушались, а если они все-таки потрясали воображение зрителя своей красотой как, например, Городская дума в Ростове, то их стыдливо относили к " французскому барокко". В Ростовской области сохранилось немало замечательных образцов русской эклектики. Нужно давать себе отчет в том, что эклектика - это целая эпоха в нашей истории. Она отражает вкусы и настроения не одного поколения людей и никогда больше не повторится. Ведь пришли новые люди, новые материалы, новые строительные технологии. И было бы абсурдным выбрасывать из отечественной истории полувековой пласт культуры, в том числе и архитектуры. К счастью, эклектика ныне как бы " реабилитирована". Деловой дом С. Ф. Генч-Оглуева на Большой Садовой в Ростове (ныне - Дом рыбников) является одним из крупнейших и старейших произведений эклектики на Дону. Он был построен по проекту замечательного русского архитектора А. Н. Померанцева. Академик архитектуры Померанцев известен больше как автор храма-памятника Александру Невскому в Софии, Верхних торговых рядов в Москве (ныне здание ГУМа). Строительство началось в 1880 году, закончилось в 1883. Таким образом, дата строительства этого здания, указанная на мемориальной доске со стороны Большой Садовой, неточная. Огромное П-образное здание, занимающее целый квартал по Николаевскому переулку (ныне Семашко), имеет 4 этажа, но верхний трактуется как мансардный. Здесь трудно говорить о преобладании какого-то стиля, потому что на фасаде смешано все: готического рисунка башенки на фронтоне, классические русты и сандрики, свойственные модерну громадные окна первого этажа и центральный металлический шпиль, барочный рисунок на карнизах мансардного этажа. В целом же здание - яркое, броское. Оно было ярким свидетельством размера и стабильности капитала владельца. Дом настолько вместителен, что за всю свою историю никогда не был арендован одним хозяином, их всегда были десятки. Первый этаж там издавна арендовали лавочники, а сейчас занимает фирменный магазин " Океан". Верхние этажи были предназначены для торговых контор и квартир. В настоящее время там размещены банк " Восток", мясо-молочный трест и Институт пищевой промышленности. Гостиница " Большая Московская" на Большой Садовой улице много раз меняла названия. Сейчас она - просто " Московская". Была построена по заказу " Нахичеванского церковного попечительства о бедных армянах". Авторы проекта - ростовский архитектор Н. Н. Дурбах и петербургский академик архитектуры А. Н. Померанцев. Отель возводился с 1893 по 1896 год и вскоре стал самым фешенебельным в Ростове. Здание симметричное, четырехэтажное, но пластика фасада по сравнению с предыдущим значительно скромнее. Первый этаж рустован, окна верхнего этажа - полуциркульные, остальные - прямоугольные. Оконные наличники четвертого этажа - с замковыми камнями. Несмотря на преобладание в облике здания черты раннего классицизма, центральная часть его получила недостаточно выраженную ордерную композицию. Парапет здания в виде кирпичных столбиков и решеток, по бокам фасада - сплошной, с криволинейными вставками. Раньше здание имело громадный балкон, перекрывавший тротуар у парадного входа, но он не сохранился. Здание городской думы (Большая Садовая, 47). Идея его строительства родилась в стенах Дома Максимова, где заседала дума, в середине 90-х годов. Проект к 1896 г. разработал академик-архитектор А. Н. Померанцев, и уже в 1899 году дом построили и освятили. Первый этаж был сдан в аренду под торговые помещения. Здесь продавали граммофоны, обои, - велосипеды, ткани, оптические приборы и даже оружие. На втором-четвертом этажах разместились городские учреждения, городская дума, ее постоянный рабочий орган - управа. Любопытно, что в большом зале заседаний были предусмотрены места для публики, как в театре: любой человек с улицы мог присутствовать при обсуждении хозяйственных и других вопросов. С этой целью были устроены хоры на 200 мест и в партере барьером отгорожены 40 мест. Там же, за барьером, были места и для журналистов. Здание симметричное, с внутренним двориком. Окна всех четырех этажей различны и по форме, и по размеру. Рустовка первого этажа, зубчики по карнизу, симметрия - это элементы, заимствованные из классики. Однако вкусу архитектора больше импонировал стиль барокко: ложные аттиковые этажи вычурной формы, декорированные сандрики окон, оформление угловых окон верхнего этажа и балконов. В период проектирования и возведения этого здания уже назревали идеи модерна, и А. Померанцеву они были не чужды: овальная форма и большие размеры оконных проемов. Эклектичность не заслонила своеобразия здания: его удачных пропорций, цветной гаммы, монументальности. Здание дважды разрушалось: в 1921 и 1942 годах. Восстановлено с некоторыми упрощениями в 1953 году ростовскими архитекторами Ф. В. Лузановым, П. С. Калашниковым, Л. Л. Эбергом и В. В. Бариновым. Жилой дом по Большой Садовой, 51 также уникален. Он построен по заказу книгоиздателя Тер-Абрамяна, выпустившего, кстати, и справочник " Весь Ростов и Нахичевань". Автор проекта - ростовский архитектор Н. М. Соколов, окончивший Петербургский институт гражданских инженеров и в 1887 году занявший должность главного архитектора нашего города. Дом построен в 1886 году, когда Н.Соколов по конкурсу занял место заместителя главного архитектора. В то время не было ни здания думы, ни " Большой Московской", и творение Н.Соколова было одной из доминант на Большой Садовой. Но и позднее фасад этой постройки не затерялся в стройном ансамбле улицы. Своеобразие ему придают и две колонны над центральным выпуклым балконом, и декоративные вазы, и цветовое решение, при котором белые оконные наличники хорошо выделяются на фоне коричневого колера поля стены. В общем, художественном облике преобладают мотивы барокко, хотя присутствуют и элементы Ренессанса (балконы, пилястры), и классики (русты, наличники и др.). " Дом трудолюбия" имени П. Р. Максимова (ныне один из корпусов медицинского университета) Николай Соколов построил в 1897 году. Здание вынесено на красную линию Нахичеванского переулка. Оно двухэтажное, кирпичное, на каменном цоколе, с многоскатной металлической крышей. Главный фасад акцентирован двумя боковыми ризалитами, завершенными сложными аттиками. Его горизонтальное членение осуществляет междуэтажная тяга. Художественный облик здания дополняют антаблемент, рустовка стен, сандрики, сложные наличники, замковые камни и парные пилястры, обрамляющие оконные проемы ризалитов на уровне второго этажа. Пилястры замоноличены архивольтами и дугообразным карнизом. Парадный вход выделен порталом. Стены не оштукатурены. Строение имеет сложную планировку в плане, основу которого составляет коридорная система с двухсторонним расположением помещений. Н. Соколову принадлежат такие заметные сохранившиеся здания в городе, как: Контора купца Максимова, 2 этажа, угол Береговой улицы и переулка Островского, 1880 год. Двухэтажный особняк американского консульства по Большой Садовой, 125 (ныне - Дом художника), с откровенным " привкусом" готики; 1893 год. Корпуса Николаевской больницы (ныне клинический городок медицинского университета); проект 1890 года, построены на средства Парамонова Е. Т. лишь в 1902 году. Коммерческое училище (ныне академия строительства), 1905 год. Особняк М. Н. Черновой на Большой Садовой, 27 был возведен в 1899 году по проекту Н. А. Дорошенко. Заказчиком был поклонник Черновой, один из представителей рода Парамоновых. Первый этаж сдавался в аренду под аптеку и магазин, второй использовался как жилой. Вдоль фасада по Большой Садовой находился зал приемов и концертов: в его угловой части была устроена сцена, вдоль коридорной стены - балкон с балюстрадой для музыкантов. Этот зал был выше всех остальных помещений. Именно в нем были сконцентрированы все богатство и роскошь хозяйки. Потолки в столовой, гостиной и жилых комнатах были украшены лепным декором с полихромной росписью масляными красками, с учетом характера использования помещения. Композиционным ядром довольно броского здания является угловой объем, решенный в виде бельведера с куполом. Там находился вход, который акцентировал ложные окна с лепными наличниками и сандриками по обе стороны от него, балкон с балюстрадой и экседры (ниши с декоративными вазами) на уровне второго этажа. Фасады здания украшает многочисленный лепной декор: атланты и кариатиды по Большой Садовой, поддерживающие кронштейны с медальонами, морские раковины, медальоны с растительным орнаментом, гирлянды, меандры (мотив бегущей волны), растительный орнамент с масками и другое. В 1920 году дом был национализирован, и с тех пор началась его трудная жизнь. В нем в разное время размещались: детская коммуна, аптека, школа кройки и шитья, общество " Кожсырье", коммунальные квартиры, Северо-Кавказская краевая прокуратура. С 1940 по 1985 годы здание было относительно ухоженным, так как в нем размещался партийный архив. Сейчас этот шедевр эклектики, занимаемый областным архивом, находится в аварийном состоянии и ждет реставрации. Крытые рынки на Старом базаре Ростова возведены в 1891-1893 годах по проекту выпускника Петербургского института гражданских инженеров Н. А. Дорошенко, который с 1885 года стал главным архитектором Ростова. Проектные работы начались в 1885 году. При строительстве были использованы прогрессивные для Европы и России безопорные большепролетные металлические фермы, учтены удобства торговых и складских операций с соблюдением санитарно-гигиенических и противопожарных условий. Размещение торговых рядов предусматривалось в два этажа, но из-за недостатка средств в первом приближении их устроили только на уровне первого этажа. Два корпуса крытого рынка были гордостью ростовчан, и в 1896 году городская управа и архитектурная общественность Ростова и столиц выдвинула проекты в экспозицию Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде. За архитектурное и техническое оригинальное решение проект Дорошенко Н. А. был удостоен Золотой медали Нижегородской ярмарки - высшей по тем временам награды России. По типу ростовских стали возводиться торговые павильоны в других городах, а изображения наших павильонов появились в виде эмблемы на торговых прейскурантах и объявлениях по всей России. В 1912 году городская управа поручила гражданскому инженеру И. Буткову и архитектору Г. Васильеву сооружение второго яруса крытых рынков, однако этому помешала война. К сожалению, не все современные ростовские архитекторы понимают ценность архитектурного наследия прошлого. Десять лет назад началась реконструкция южного павильона, " осовременившая" его до неузнаваемости. Непонятно только, что дали продавцу и покупателю многомиллионные затраты, если и каркас павильона, и фундаменты, и основные габариты остались прежними, а прошла лишь жестокая рука художника-декоратора, разрушившая замечательный ансамбль торговых зданий. Ведь еще в XIX веке люди понимали их значимость в ансамбле городской застройки и рассматривали не иначе как памятник архитектуры. К счастью, северный корпус, ни разу не ремонтировавшийся, сохранился в хорошем состоянии и является своеобразной визитной карточкой города. Средне-техническое училище (ныне радиотехнический колледж) было построено на Скобелевской (ныне Красноармейской) улице в 1901 году по проекту архитектора Г. Н. Васильева. В свое время это училище было лучшим в России, его выпускникам присваивалась квалификация техника, что было очень ответственным и престижным. Громадное двухэтажное здание - образец типичной для Ростова " краснокирпичной эклектики". Только в отличие от коммерческого училища (см. выше) здесь в облике здания преобладают элементы не романской архитектуры, а Ренессанса. Школа домоводства и кулинарии на углу Николаевского и Думского переулков (за городской думой) также принадлежит " перу" архитектора Васильева Г.Н. Сейчас в этом здании размещается столовая благотворительного предприятия " Тереза". Оно построено на средства купца Н.И.Токарева и передана в дар городу. Фасад здания - краснокирпичный. В его образе можно найти и элементы готики (силуэт кровли), и классики (наличники окон, замковые камни), и модерна (выставленная напоказ металлическая кровля), и древнерусской архитектуры (майоликовые вставки). Главный корпус университета был построен в 1914 году по проекту архитектора Г. Н. Васильева как доходный дом А. С. Кистова. Здание пятиэтажное, кирпичное, угловое. Его парадные фасады составляют единую композицию. Их архитектурно-художественный облик формируют лепные эмблемы; членение фасадов представлено поэтажным размещением оконных проемов, разных по конфигурации и размерам: квадратные, прямоугольные, полуциркульные. Вертикальное членение фасадов определяют полуциркульные эркеры, объединяющие второй, третий и четвертый этажи, а также раскреповки по всей высоте фасадов. Центром композиции являются гигантские полуколонны в три этажа на декоративных кронштейнах. Главный вход - со стороны Большой Садовой. В плане здания видим весьма сложило конфигурацию. Ее основу составляет коридорная система с двусторонним расположением аудиторий. Это гостиничное здание в годы первой мировой войны было отдано под госпиталь, затем - под административное здание. Переведенный из Варшавы в 1915 году русский университет размещался вначале в нынешнем главном корпусе педагогического университета, а сюда перешел лишь в 1930 году после выделения из него медицинского, педагогического и финансово-экономического институтов. С Ростовским государственным университетом связаны имена десятков видных ученых и деятелей русской национальной культуры, в том числе зоолога Н. Н. Архангельского, химика И. Н. Беляева, почвоведа С. А. Захарова, ботаника А. Ф. Флерова, математика Д. Д. Мордухай-Болтовского. Здесь учились писатель Виталий Закруткин и лауреат Нобелевской премии Александр Солженицын. Список выдающихся эклектичных произведений архитектуры в Ростове могут дополнить: Гостиница " Южная" - арх. А. Х. Закиев, 1911 г. Бывшая художественная школа (ул. Социалистическая, 77) - последняя четверть XIX в., арх. неизвестен. Нахичеванская женская гимназия (ныне школа № 13) - арх. Н. Н. Дурбах, 1892 г. Главный корпус экономической академии (бывшая гостиница Гербера) - арх. Ф.С. Ясиновский, 1895г. Дом П. К. Масалитиной (ул. Большая Садовая, 113) - арх. Г. Н. Васильев, начало XX века. Клиника Гордона в Таганроге построена Д. Алфераки в начале прошлого века. В 1887 был надстроен второй этаж, и в таком виде здание дошло до наших дней. Собственно клиника в этом здании была открыта в 1896 г. Николаем Диварисом, пригласившим впоследствии к себе в помощники Д. Гордона. Фасад трехчастный. Два боковых ризалита, выдвинутых слегка вперед, украшены на уровне второго этажа изящными спаренными колоннами, несущими порталы с геометрическим узором. Окна второго этажа имеют циркульное завершение. " Сухарики" по карнизу распределены неравномерно и весьма условно очерчены. Нижний этаж частично рустован дощатыми рустами. Фасад явно перегружен лепниной, хотя и изящных форм. В целом, при беглом " прочтении" фасада остается впечатление, что перед вами - не клиника, а медресе или мечеть. Присутствие мавританской архитектуры подчеркивается и геометрическим рельефным рисунком, и необычайно малым диаметром колонн. Здание имеет богатую историю. В 1899 году во дворе клиники, в кумысолечебнице, неоднократно бывал больной А.П.Чехов. В 1920 году клиника национализирована, но Давид Маркович Гордон остался в качестве лечащего врача. После его смерти в 1931 году имя Гордона было присвоено больнице-санаторию. К сожалению, люди постепенно забыли этот факт, и нынешняя областная физиотерапевтическая больница, здесь размещенная, безымянна. А ведь А.П. Чехов назвал Д. М. Гордона " лучшим показателем таганрогской культуры"! Старый вокзал в Таганроге сооружен в 1869 году. Первый поезд по Екатерининской железной дороге пришел сюда 23 декабря. Архитектор не известен, хотя здание построено не по типовому, а по индивидуальному проекту. Строительные работы вел видный предприниматель Я. С. Поляков с 23 июня до декабря 1869 года. Для такого большого объекта темпы и по нынешним временам довольно быстрые. Вокзал был первоклассным. Когда в 1879 году А. П. Чехов приехал в Москву, он был поражен убожеством Курского вокзала, построенного в столице на десять лет раньше таганрогского. После реставрации в конце 70-х годов вокзал предстал перед нами в первозданном виде. Это типичный образец краснокирпичной эклектики, так популярной в Ростове и Таганроге. Элементы барокко здесь тесно переплелись с формами классики и Ренессанса. Здание с двумя боковыми ризалитами. Все окна полуциркульные, пилястры рустованы. Первый этаж отдан пассажирам, второй - служебные помещения. Симметрию фасада нарушает расположенная в левом ризалите входная дверь и особый кассовый зал, пристроенный вплотную к зданию вокзала слева. На этом вокзале в 1926 и 1927 гг. бывал В. Маяковский, в 1920 - С. Есенин, а 18 июля 1928 года - проездом М. Горький. В гражданскую войну, 19 января 1918 года вокзал стал последним пристанищем Белой гвардии. Здание Таганрогской картинной галереи построено по заказу почетного гражданина города, предпринимателя Хандрина Е. А. архитектором Тенишевым в 1870 г. С 1880 года дом перешел в руки наследников, в том числе с 1915 года - коллежскому асессору А. З. Хандрину, бывшему городским головой с 1909 по 1911 год. Перед октябрьским переворотом семья Хандриных уехала в Харьков. В 1920 году здание передано в ведение горкомхоза. С фасада был снят дворянский герб и скульптура. Более 30 лет в доме находился детский спецприемник. В 1977 начались реставрационные работы, а с 1978 года здесь разместилась одна из богатейших в России картинных галерей, в фондах которой имеется свыше 3000 шедевров. Дом Хандрина, как и другие произведения архитектуры Таганрога, лишний раз убеждают в справедливости той оценки городу, которую дал в книге " Памятники архитектуры России" искусствовед Г. Лукомский: " Вот полузабытый ныне город особняков-вилл, разбросанных на высоком берегу красивой бухты Азовского моря, - город особняков, образующих целые улицы, город прекрасных образцов строительства. Многие из них - шедевры зодчества..." Здание полутораэтажное, оштукатуренное; буквально каждый квадратный метр поверхности его фасада имеет выразительный декор. В общей художественной композиции преобладают элементы классицизма, барокко, Ренессанса. Цоколь гладкий, колонны с каннелюрами, капители коринфского ордера. Во дворе сохранился старый каретник. Дом Чайковских - только так теперь называют таганрожцы особняк на улице Греческой, 56. Сохранился проект дома, выполненный еще в 1871 году. Постройку его начал помещик Калиновский, в незаконченном виде проиграл в карты купцу Сарандино, который и завершил строительство. Одноэтажный дом из красного кирпича почти ничем не привлекает внимания: фасад его более чем скромен. Однако второй этаж в виде мезонина увенчан башенкой с зубчиками - элемент, свойственный романской архитектуре, свидетельство романтического увлечения автора проекта архитектурой XIV-XV вв. До наших дней дом дошел со значительными утратами. Из двенадцати комнат, построенных Сарандино, на сохранившемся фундаменте остались только семь. Утрачена и беседка мезонина. Семья Ипполита Ильича Чайковского, который жил в Таганроге с 1883 по 1894 год, работая агентом отделения Русского общества пароходства и торговли, арендовала этот дом у вдовы Сарандино. Будучи председателем попечительного совета, И.И.Чайковский добивается в Петербурге разрешения и средств на строительство учебного парусного судна для прохождения морской практики воспитанниками Таганрогской мореходной школы, основанной в 1872 году. Великий композитор русской музыки (именно так П. И. Чайковский назван на мемориальной доске, установленной на доме) побывал в гостях у брата трижды: в 1886, 1888, 1890 годах. Обычно он делал визиты к Ипполиту либо по пути в Тифлис, либо на обратном пути (в Тифлисе жил еще один их брат). Таганрог Петру Ильичу Чайковскому очень нравился, особенно во второй заезд. " Как сильно я начинаю любить море...", - писал он. Во время посещения Таганрога в 1890 году композитор, как утверждают музыковеды, работал над увертюрой-фантазией на тему " Гамлет" и сделал наброски для трех хоров: " Без поры да без времени", " Что смолкнул веселия глас", " Не кукушка во сыром бору". После отъезда Чайковских вдова Сарандино продала дом вдовствующей жене надворного советника Тарханова. Последним его владельцем был Ретивов. После установления советской власти дом был национализирован и передан детской больнице №1. С 1966 по 1975 г. здесь находилась строительная контора. В настоящее время здесь размещены нотный отдел центральной городской библиотеки и Городской дом музыки, где два раза в месяц для местных меломанов устраиваются музыкальные вечера по абонементам силами местного музыкального училища, музыкально-педагогического факультета ТГПИ, Ростовской консерватории, местных муниципальных коллективов: симфонического оркестра, камерного театра. На втором этаже, в гостевой комнате, где обычно останавливался и Петр Ильич, открыт единственный в мире музей Чайковских на общественных началах. Частично дом реставрирован в 1976 году. В этом же году в Доме музыки побывали внучки Ипполита Ильича и внучатые племянницы Петра Ильича - И. Н. Алексеева, К. Н. Мамонова и К. Ю. Давыдова. Они помогли собрать в мемориальном музее композитора семейные реликвии: фотографии, вещи, книги. В городе бытует мнение, что пять комнат из первоначальных двенадцати разрушены в годы Великой Отечественной войны. Однако старожилы О. Ф. Орешко и Ю. П. Волощенко хорошо помнят, что это произошло задолго до войны. Предположительно, первопричиной послужили подземные толчки, докатившиеся до Таганрога во время сильного землетрясения в Крыму в сентябре 1927 г. Северо-Кавказский филиал института " Спецпроектреставрация" разработал проектную документацию на полную реставрацию этого дома. Предполагается в одной из комнат оборудовать зал для постоянного звучания музыки Чайковского. Этот дом хорошо знал и любил А. П. Чехов, писавший: " Воздух родины - самый здоровый воздух. Если бы я был богат, то непременно купил тот дом, где жил Ипполит Чайковский..." Флюгер, который сейчас украшает башенку дома, выполнен по инициативе директора завода " Красный гидропресс" В. Т. Янченко местным художником Ю. С. Яковенко в 1976 году. Дом Я. С. Полякова на Петровской улице был построен другим хозяином в первой четверти XIX века как одноэтажный особняк. Однако в 1874 году, занимаясь строительством железной дороги Таганрог-Ростов, Я. С. Поляков купил на Миусском полуострове село Ново-Марьевское и этот дом в Таганроге. Пригласив петербургских архитекторов, он надстроил и расширил приобретенный дом и основал в нем Донской земельный банк. В перестройке дома участвовал и член таганрогского Строительного комитета Алейников Е. Позднее была сделана пристройка, соединившая этот дом с соседним, что и чувствуется по фасаду. Банк был национализирован в 1918 году, и с тех пор здесь находились различные административные учреждения: уездный исполком, горисполком, Ленинский райисполком; в годы немецкой оккупации - городской магистрат. С 1989 года формально здание передано в качестве второго корпуса картинной галерее, но фактически в нем размещается городской Дом детского творчества. Художественный облик двухэтажного углового здания несет в себе черты классицизма и барокко. Интересен большой зал операций с потолочным фонарем. Дом №43 по Историческому бульвару, как и дом Чайковских, несет в своем облике черты историзма, только уже не романской, а древнерусской архитектуры. Он входит в чеховский мемориальный комплекс, потому что в свое время был собственностью законоучителя таганрогской гимназии Ф. П. Покровского. Именно он дал будущему писателю прозвище " Чехонте". Дом одноэтажный, кирпичный, оштукатуренный. У главного входа слева имеется крыльцо с массивными бочкообразными колоннами, какие мы часто видим в облике храмов и древних теремов. Дух древнерусского зодчества чувствуется и в аттике луковичной формы. Над окнами - ниши с геометрическим орнаментом. Под окнами - гладкие прямоугольные ниши. Вместо наличников окна украшены столбиками. На цоколе - ниши с замковыми камнями. Дом построен в начале 70-х годов прошлого столетия. Здесь бывал А.П.Чехов. Дом купца М. И. Жеребцова в Таганроге построен во второй половине XIX века. В его архитектуре использованы многие черты эпохи Ренессанса. Однако крупные вазы на парапете, архивольты и другие детали - дань барокко. Архитектор использовал большой арсенал средств художественной выразительности: спаренные зубчики на карнизе, пилястры, герма над входной дверью, русты и другое. Согласно описи недвижимого имущества Таганрога этот дом в 1873 году принадлежал купцу А. Геммерле, а затем до самого большевистского переворота - Михаилу Жеребцову и его наследникам. В советское время здесь вначале размещался горком ВКПб, а с 1923 года - бесплатная поликлиника. С 1924 года и поныне в доме находится кожно-венерологический диспансер. По воспоминаниям писателя В. Г. Тан-Богораза, как-то в Петербурге в одной гостинице встретились два таганрогских предпринимателя: Жеребцов и Кобылкин, владелец боен и гостиницы " Лондон". Их записали на доску жильцов рядом крупными буквами. Эта история, конечно, была предметом анекдотов в Таганроге и, безусловно, была известна А. П. Чехову. Отсюда - идея рассказа " Лошадиная фамилия". Дом находится по ул. Католической, 70 (ныне ул. Фрунзе), был реставрирован в 1990 году. Лютеранская кирха в Новочеркасске - одно из самых ярких проявлений историзма в эклектике. Она построена в 1898 году архитектором Н. И. Роллером. Как силуэт, пропорции, конструкции, так и отделочные материалы полностью соответствуют готической архитектуре, господствовавшей в Западной Европе в XII-XIV вв. Аркбутаны, стрельчатые окна, высоко взметнувшаяся кровля колокольни - все это напоминает застывшие в молитвенном экстазе руки. Храм поражает своей легкостью как снаружи, так и внутри, где система опор и нервюр создает иллюзию, что архитектура как бы освободилась от оков земного тяготения и устремилась ввысь. В этом храме, нередко использовавшемся в качестве концертного зала, часто выступал собиратель донского музыкального фольклора композитор A. M. Листопадов. В советское время у властей не хватило ума использовать здание если не по прямому назначению, то хотя бы как выставочный зал или музыкальную школу. Оно было превращено в складское помещение, а потом, в 70-е годы, захламлено и заброшено. В 1994 г. храм был реставрирован на средства баптистской общины. " Дом счастья" - так в течение тридцати лет (1960-1990) вполне официально именовался этот двухэтажный особняк в Новочеркасске по улице Московской, 47. В наши дни вывеску заменили на более официальную - " Дом торжественных обрядов". Этот частный особняк построен в третьей четверти прошлого века. По перегруженности лепниной на фасаде не знает себе равных в городе. Художественный образ здания формируют детали барокко, Ренессанса, классицизма и мавританской архитектуры. Слева от главного входа находится арка ворот, украшенная сверху двумя львами, охраняющих покой одалисок: согласно преданию, здесь раньше был дом терпимости. Эта молва подтверждается романом Геннадия Семенихина " Новочеркасск". Именно по этой причине, видимо, и находятся слева и справа от ворот два колесоотбойника - памятники фаллического искусства. Они раньше использовались для коновязи прибывающими господами-офицерами. Здание хорошо сохранилось. Частичная реставрация фасада выполнена в 1990 году. Мариинский институт благородных девиц на ул. Пушкинской, 111 был построен в Новочеркасске в рекордный для такого гиганта срок - всего за три года (1888-1891). Эти даты и ныне в сырую погоду проступают на фасаде здания вместе с текстом " Донской понсион благородных девиц". Фамилия архитектора неизвестна, но на сохранившейся частично проектной документации есть подпись академика-архитектора А.А.Ященко - члена новочеркасского Строительного комитета. Проект разработан в петербургском Строительном комитете. В закладке учебного корпуса принял участие Александр III с женой и сыновьями, один из которых нам известен как Николай II. Церемония закладки состоялась в два часа дня 6 мая 1887 г. Как сообщали газеты, царская семья прибыла туда сразу же после завтрака, устроенного в ее честь донскими властями. Торжества были пышными и многолюдными. Громадное Е-образное здание занимает почти весь квартал улицы. Оно имеет три этажа, но в левом крыле благодаря уклону поверхности земли сформировался и четвертый, оформленный как цокольный. В центральном ризалите находились вестибюль, актовый зал и домовая церковь. Первые два имеют высоту 6-8 метров, в церкви же - 9 м. В основном корпусе высота помещений нарастает от 5, 5 метров на первом этаже до 7 метров на третьем. Весь фасад рустован, окна имеют наличники. Верхние окна центрального ризалита - полуциркульные, три средних из них разделены полуколоннами коринфского ордера. Парапет центрального ризалита сформирован из столбиков и балясин. До наших дней фасад дошел с заметной утратой: в тридцатые годы была разобрана башенка-колокольня над домовой церковью, со шпилем. Она придавала зданию особый динамизм и подчеркивала симметрию фасада. Кроме того, была ликвидирована чугунная литая конструкция крыльца-подъезда, доходившая от входной двери до проезжей части улицы. Интерьер церкви во имя св. Марии Магдалины создал А. А. Кампиони. Фасад оштукатурен, но в современном варианте колер заметно отличается от того, что сохранился на старых цветных фотографиях: раньше преобладал красный цвет, теперь желтый. Институт назывался Мариинским, потому что, будучи основанным еще в 1853 году, как и многие другие учебные заведения находился под патронажем императрицы Марии. Это один из трех в России институтов типа Смольного (третий находился в Екатеринодаре). 23 декабря 1919 года через Новороссийск - Варну институт благородных девиц эмигрировал в г. Банат в Югославию, да так до сих пор и не вернулся. Незадолго до эмиграции а институте преподавал музыку замечательный пианист профессор Браун, в дальнейшем работавший в частной школе Риги, где учился будущий композитор Раймонд Паулс. Особенность здания - полное отсутствие несущих стальных и железобетонных конструкций. Перекрытия либо деревянные (отчетливо видны в помещении бывшей церкви), либо кирпичные сводчатые (во всех коридорах и подвальных помещениях). Сохранились девичьи бани, ризницкая, квартира и туалет директрисы, столовая, дортуары, музыкальные классы. Все это своеобразно приспособил для своих нужд крупнейший в России инженерно-мелиоративный институт, находящийся здесь с 1930 года. Донской музей построен 1899 году по проекту академика архитектуры А. А. Ященко. Это специально возведенное музейное здание - одно из старейших в России. Оно Г-образное, двухэтажное, оштукатуренное. Главный вход находится на углу и подчеркнут своеобразным аттиком с дугообразным завершением. Здание декорированно рустами, пилястрами, наличниками окон, тройными замковыми камнями, мелкими зубчиками по карнизу. Парапет образован фигурными балясинами. Окна верхнего этажа полуциркульные. Это здание удачно вписалось в ансамбль, сформированный на перекрестке улиц упомянутой выше Войсковой канцелярией и Гостиным двором Новочеркасска, а позднее - и четвертым угловым зданием Палаты судебных установлений. Рассказ об эклетике Новочеркасска был бы неполным, если не были упомянуты: Кадетский корпус (КУКККС) (КУКККС - аббревиатура названия учебного заведения: Курсы усовершенствования конно-кавалерийского командного состава), построенный в 1885-1889 гг. по проекту архитектора К. Ф. Кюнцеля; ныне - войсковая часть. Епархиальное училище для дочерей священников, построенное в 1891 году по проекту архитектора П. С. Студеникина; ныне - второй учебный корпус инженерно-мелиоративного института на Платовском проспекте, 37. Духовная семинария, построенная в 1883 году архитектором А. А. Ященко; в настоящее время один из корпусов училища связи, напротив гауптвахты. Кстати, в этой семинарии в 1886-1892 гг. учился будущий композитор A. M. Листопадов, а с 1896 по 1899 г. - писатель К. А. Тренев. Тюремный замок, возведенный в конце XIX века. Литература: Бардашенко А. Дом, где играл Чайковский //Молот, 1992, №3. Беленький Г. Дом, которому сто лет //Вечерний Ростов, 1986, №297. Волошинова Л. Николай Соколов //Вечерний Ростов, 1991, №74. Званцев С. Дом Алфераки //Были давние и недавние. - М.: Советский писатель, 1974. Званцев С. Тайный советник Поляков. Там же. Киричек М. Больница Гордона //Таганрогская правда, 1991, №233. Киричек М. Дом с вазами //Таганрогская правда, 1990, №221. Киричек М. У старого вокзала //Таганрогская правда, 1989, №10. Крытые рынки //Вечерний Ростов от 20.11.90. Кулишов В. И. В низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987. Новочеркасск /Под ред. Зимина А. П. - Ростов н/Д: Памятники Отечества, 1991. Ростов и Нахичевань-на-Дону /Под ред. Зимина А. П. - Ростов н/Д: Памятники Отечества, 1991. Ростовский Государственный университет. 1915-1985. - Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1985. Сидоров В. Энциклопедия старого Ростова и Нахичевани-на-Дону. Т. 3. - Ростов н/Д: Гефест, 1995. Черницына В. Особняк на Большой Садовой //Вечерний Ростов, 1991, №74. Швецов С. На высоком донском берегу. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982. Шулепова Э. А. (автор-составитель) Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1990. 6.4. Архитектура стиля " модерн" Старый город - это не отдельные здания... Есть еще среда старого города. Дух его. Результат накопления легенд, стилей, истории. Даниил Гранин, " Картина" Поиски новых форм в архитектуре европейских стран на рубеже XIX-XX веков способствовали становлению своеобразного творческого направления, получившего название стиля " модерн". Модерн имеет глубочайшие корни, уходящие в Англию, в XVI-XVII вв., к периоду строительства текстильных и шерстомоечных фабрик, когда появились крупные сооружения с большими оконными проемами, большими пролетами. Поэтому слово " модерн" должно произноситься по-английски, с ударением на первом, а не последнем слоге. Однако наибольшего расцвета и в Европе, и в России модерн достиг на грани XIX-XX веков. Господствовал этот стиль относительно недолго: примерно с 1900 по 1920 год. Французы называли его " новым искусством", немцы - " стилем молодых", а консервативные русские архитекторы - " густопсовым". Модерн ставил своей задачей " осовременить" декоративные средства архитектуры и прикладного искусства, дав им живую и динамичную пластику, более отвечающую духу времени, чем застывшие формы классики. Вместе с тем основателям нового стиля был чужд метод индустриального производства, что в условиях начавшегося XX века было весьма существенным недостатком. Для модерна характерны следующие формальные принципы: · природа - основной источник формообразования; · живописная многообъемность и пластика композиций; · изощренность, идущая от декаданса; · индивидуальность творчества (все дома неповторимы); · приглушенные, неяркие цвета в отделке; · применение листовой стали для козырьков, видной для зрителя кровли; · асимметрия фасада; · орнамент и лепка заморских, диковинных трав и цветов; · литые, тянучие металлические решетки, причем плоские; · большие оконные проемы, нередко криволинейного очертания; · принцип формообразования - изнутри наружу; · сложные криволинейные оконные переплеты и дверные филенки; · синтез искусств; · преображение действительности средствами искусства; · расчет на длительное восприятие объекта с разных точек. Развитию модерна способствовало появление железобетона, что позволяло придать конструкциям любую форму. Глубокий индивидуализм композиций - наиболее характерная черта модерна. В основе своей модерн иррационален, и в этом он противостоял эклектике, в которой всегда был виден порядок, базирующийся на сознательном отборе прошлых стилей. Наиболее яркими личностями, творившими в стиле модерн, в России были Г. Г. Гримм, автор средней школы в Петербурге, В. Ф. Валькотт, автор гостиницы " Метрополь" в Москве, Л. Н. Бенуа, автор Охтинского моста через Неву и здания Капеллы на набережной Мойки, Ф. О. Шехтель, создавший Ярославский вокзал в Москве и там же маленький шедевр - особняк Рябушинского. Особняк хлеботорговца Шаронова в Таганроге (ныне музей градостроительства и быта) является жемчужиной архитектуры в стиле модерн в нашей области. Дом построен в 1912 году по проекту академика архитектуры Ф. О. Шехтеля и подарен в качестве приданого дочери купца Е. Шароновой. Это небольшое полутораэтажное здание имеет много общего с Ярославским вокзалом в Москве, хотя назначение зданий разное: те же островерхие восьмигранные башни, трапециевидная форма кровли с гребешком в центральной части, ритм чередующихся окон полуциркульной и прямоугольной формы. Заметна лишь большая измельченность форм и более детальная проработка фасада жилого дома. Композиция здания основана на асимметрии. Фасад выполнен из серого кирпича и имеет трехчастное завершение, причем все три части имеют разные формы. Фризовая часть фасада облицована керамической плиткой с мозаикой. Сюжет мозаики - на русские темы. В центральной части фасада размещена мозаичная картина " Отплытие лодьей", перекликающаяся с полотном Николая Рериха " Заморские гости". В правой части композиции изображен " Морской бой" с надписью из букв древнерусского алфавита: " Сшиблись вдруг лодьи с людьми и началась между ними сеча, искры брызжут, кровь струится, стон и вопль в бою сомкнутом..." Эскиз этого художественного панно выполнен художником В. М. Васнецовым в Абрамцевской мастерской под Москвой. Ниже изображена девичья фигура на берегу реки - дань декадантскому духу в русском искусстве XX века. Маски львиц на воротах - работы художника М. А. Врубеля; такие же маски можно увидеть на особняке Саввы Морозова в Москве. То есть, особняк в Таганроге являет собой великолепный образец синтеза искусств - архитектуры, живописи и скульптуры. В советское время в этом здании размещались шелковая опытная станция, детский дом, детская поликлиника, более сорока лет - райком партии, потом несколько лет - профсоюзная библиотека. В 1981 году дом был реставрирован. Большевики хотели открыть в нем " Музей трудовой и боевой славы". Как это ни странно, но на этот раз победила интеллигенция города. Учитывая то, что Таганрог - первый город России, застраивавшийся по генплану, после долгих дебатов был все-таки открыт уникальный музей " Градостроительство и быт г. Таганрога". Особняк священника Г. Ф. Поцелуева (Поцелухова)- миниатюрный памятник в стиле модерн. Он был построен в 1900 г. мещанкой Софьей Бурхард. Священнику принадлежал с 1906 по 1915 год, затем стал собственностью жены колежского асессора А. И. Царенко, перед революцией хозяйкой особняка была О. Л. Мерошниченко - родная сестра Саши Селивановой, подруги юных лет А.Чехова, а с 1920 года дом национализирован. Фасад разделен на две части скромно оформленным входом в виде невысокой арочной ниши со своеобразными бочковидными колоннами, которые часто встречаются в облике русских церквей. На одной части фасада - сложное окно, украшенное сверху карнизом арочной формы. По бокам окна - своеобразные пилястры. Над карнизом лучковой формы - высокий фронтон с маленьким окошком, а за ним - металлическая кровля с гребнем трапециевидной формы. Вторая часть здания значительно меньшая, слегка отодвинута с красной линии застройки вглубь усадьбы, имеет одно сложное окно. Угол фасада рустован. Здание двухцветное, из белого и красного кирпича. Имея многие черты модерна, особняк, благодаря небольшим размерам и бочкообразным колоннам, оставляет впечатление терема, выполненного в традиционном русском стиле. Дом был реставрирован в 1988 году, и теперь в нем разместился музей замечательного русского дрессировщика и циркового артиста Дурова А. А. (1892 - 1927). Таганрогский почтамт построен в 1911 году банкиров А.А.Давидовичем. На первом этаже была кон тора банка " Э. Фачини и К°", на втором этаже с 1912 года разместилась почтово-телеграфная контора. Первый телефон в Таганроге зазвучал намного раньше, в 1891 году; первый междугородный разговор состоялся с Ростовом в 1895 году, а первая международная телеграфная связь с Лондоном была осуществлена еще 1861 году. Телеграфная же связь Таганрога с другими городами появилась намного раньше - в 1860 году. Но до 1912 года телефонно-телеграфная контора находилась вначале в доме мещанина Скурича на Греческой улице, потом в одном из несохранившихся зданий на улице Петровской. После национализации здание полностью передано таганрогскому узлу связи. Оно без единого капитального ремонта прекрасно сохранилось до наших дней, утратив лишь балконы, и то относительно не давно - в 1981 году. Здание кирпичное, неоштукатуренное. Фасад двухцветный, из желтого и серого кирпича. Над главным входом карниз дугообразный. Принадлежность к модерну подчеркивается плоскими решетками парапета с " тянучим" рисунком, а раньше - балконными решетками. Палата судебных установлений является крупнейшим зданием в стиле модерн в Новочеркасске. До перестройки и восстановления этого здания в конце 60-х годов XX века на фасаде дома была надпись " Областной суд". Сейчас здесь размещаются театр драмы и комедии им. Комиссаржевской В. М. и Областной казачий театр. " Палата" построена в 1909 году по проекту выпускника Петербургской академии художеств профессора А.Н.Бекетова, работавшего в советское время заведующим кафедрой архитектуры в Харьковском институте коммунального строительства. А.Н.Бекетов, заслуженный деятель искусств Украины, построил за свою жизнь около 60 зданий, преимущественно на Юге, в том числе и в Ростове. Палата судебных установлений была возведена всего лишь за два года: до реконструкции здания числа " 1907-1909" красовались на фасаде. Здание оштукатуренное, раньше было двухцветным серо-коричневым. Первый этаж и углы рустованы. В центре обоих главных фасадов (здание угловое, против Донского музея) композиционным ядром являются входные двери и громадные полуциркульные окна, окаймленные декором из цветов и листьев. В целом фасады " смотрятся" довольно строго: этому обязывало функциональное назначение здания. Во время Отечественной войны оно сгорело. Каркас его, возвышаясь в центре города, был последним напоминанием о войне, и это был последний восстанавливаемый объект. Причина такой задержки проста: в советское время в здании бывшего суда разместили Дом офицеров армии, а после войны министерство обороны не захотело расставаться с развалинами, хотя Дом офицеров получил от города новое здание. В процессе восстановительных работ в 60-е годы здание было сильно перепланированно внутри под два разных учреждения: театр и городской Дом культуры. Фасады тоже " обогатились" двумя вульгарными крыльцами и теперь выбелены известковым раствором. Одно из этих крылец, к счастью, недавно отвалилось. Кстати, автор этого замечательного здания был сыном известного русского ботаника профессора Петербургского университета Н.Н.Бекетова, а его тетка была матерью поэта А. Блока. Характерной особенностью Новочеркасска является широкое проникновение модернистских идей в архитектуру особняков-вилл. Дом № 49 по Московской улице (ныне детский сад " Ладушки") - яркий пример тому. Это одноэтажное здание, асимметричное в плане, имеет двухчастный фасад. На левой части - прямоугольное окно и парадная дверь. Над окном и под ним - ниши с растительным орнаментом. Парадная дверь с двух сторон и сверху ограничена своеобразной рустованной оштукатуренной аркой. Между верхом арки и дверью - сегментное, почти круглое окно с богатым растительным орнаментом и женской головкой. Выше арки - ниша. Правая часть фасада - три узких окна - оформлена аналогично окнам левой части фасада. На фризе - ниши с керамическими включениями. Весь фасад облицован желтой и коричневой кафельной плиткой. Карниз по всей длине гладкий. Выше карниза - столбики с оригинальной решеткой. Здесь нет беспокойства линейной ритмики и острых противопоставлений раннего модерна. И орнаментальные композиции, и чистая плоскость стены, взаимно дополняя друг друга, формируют целостный художественный образ. Жителям Новочеркасска следует знать, что к числу маленьких шедевров в стиле модерн можно отнести: Дом № 46 по ул. Атаманской, Дом № 31 по ул. Дубовского (б. Мариинской), Дом № 61 по ул. Московской (Гидрохимический институт), Дом № 120 по ул. Просвещения (б. Скородумовской), арх. Я. И. Коротченков, инж. Г. М. Сальников, Дом № 8 по ул. Дубовского (" дом с совой"), 1910г. Между прочим, именно этот дом описан в романе Г. Семенихина " Новочеркасск", но с указанием другого адреса. Дом ученых на Атаманской улице, 61 может быть гордостью города. Сейчас здесь размещается Дом санитарного просвещения. Фасад двухэтажного особняка раскрепован. На красную линию застройки вынесены парадный вход и металлическая декоративная ограда. Второй этаж трактован как мансарда. Здание асимметричное, сложной конфигурации в плане. Фасад двухцветный, фриз с геометрическим рельефом, карниз гладкий. Левую часть фасада украшает круглая башня с конусообразной чешуйчатой металлической кровлей. Наличники окон первого этажа и парадной двери - сложной формы. Половина их высоты - с каннелюрами, а верхняя часть - с растительным орнаментом и своеобразным замковым камнем. Через весь фасад проходит рельефный пояс, подчеркивающий различие в оформлении верхней и нижней части наличников. Второй этаж над парадной дверью оформлен в виде лоджии с несложной по рисунку, но изящной металлической решеткой. Аттик сегментной формы с рельефом. В облике этого дома чувствуется романтическая приподнятость, некоторое беспокойство, динамизм. Несмотря на обилие особняков в стиле модерн, цельный облик Новочеркасска оставляет впечатление заповедника классической архитектуры, ибо произведения классики и более значительны по объему, и расположены на более ключевых точках восприятия: по углам кварталов, в перспективе улиц, на наиболее высоких точках рельефа. То есть архитекторы, ведущие застройку города в XIX веке, проявили завидную прозорливость и " захватили" лучшие участки в городе. Здание управления Владикавказской железной дороги - интересное произведение модерна в Ростове. Оно было построено в 1911-1913 гг. по проекту архитекторов И. П. Буткова и Н. Вальтера. Здание, довольно большое по полезной площади, на первый взгляд производит впечатление вполне сомасштабного человеку. Это достигается относительно небольшой высотой - всего 4 этажа без цокольного - и огромной периметральной застройкой по всему кварталу. В отделке фасада использованы два цвета: красный и охристый. Характерной особенностью является сочетание оштукатуренных поверхностей с естественной фактурой кирпичной кладки под расшивку швов. Во двориках, " посаженных" внутри здания, сформирована вполне гуманистическая, камерная обстановка. Объект расположен перед огромной городской площадью. Большие окна, особенно в двухсветном зале начальника дороги, выходящем на главный фасад, строгость форм и колера придают зданию ощутимую монументальность. Волжско-Камский банк (ныне Дворец детского творчества) был возведен по проекту уже упоминавшегося профессора А. Н. Бекетова в 1902-1904 гг. Четырехэтажное угловое здание, главный фасад которого выходит на центральную улицу города, сразу обращает на себя внимание и своими пятью громадными окнами зала операций, и четырьмя лепными головами атлантов в простенках, и своеобразием всей пластики фасада. Первый этаж украшен крупными рустами. Верхний этаж - в противовес предыдущим - умышленно измельчен архитектором небольшими спаренными окнами, обеспечивающими плавный переход от громадных элементов архитектурной пластики нижних этажей к традиционным по размеру " сухарикам" карниза. Парапетная решетка, как и балкон, выполнена из стали с довольно простым рисунком. Все в фасаде этого здания - размер окон и лепных голов, дверей и рустов - подчеркивает основательность, значительность коммерческого предприятия. Сразу же после сдачи объекта в эксплуатацию весь его первый этаж был отдан в аренду под торговые помещения. До постройки госбанка это здание было самым респектабельным среди банковских домов в Ростове. При советской власти банк, естественно, был национализирован. С 1934 года он отдан в распоряжение детей. В 30-е годы здесь бывал детский писатель Аркадий Гайдар. Частная гимназия Степановой построена примерно в 1910-1912 годах по проекту ростовского архитектора П. Любимова. Неизвестно, как окрашивался фасад по задумке архитектора - сейчас он однотонный желтый. Но наличие совершенно круглых окон с криволинейными переплетами, асимметрия фасада, его откровенная претензия на неповторимость позволяют без всяких сомнений отнести это произведение архитектуры к модерну. Здание трехэтажное, кирпичное, с подвалом и чердачной четырехскатной крышей, имеющей шатер с северо-восточной стороны. Карниз на декоративных кронштейнах и междуэтажная тяга определяют горизонтальное членение фасада. Здание находится на углу улицы Горького и Соборного переулка. Первоначальный главный вход с улицы фланкирован лопатками. В плане гимназия имеет сложную конфигурацию. Ее композиционный центр - прямоугольный рекреационный зал, к которому с трех сторон примыкают классные комнаты, вспомогательные помещения и лестницы. В этой мужской гимназии в 1908-1916 гг. учился создатель крупнейших радиовещательных станций академик А. Л. Минц, а в 20-е годы - народный художник СССР Е. В. Вучетич. Сейчас здесь находится школа № 36. Фирма " Проводник" (старая часть Ростовского центрального универмага) построена в мае 1910 года по проекту местного архитектора Гулина Е. М. Купец Пустовойтов возвел его, как сообщалось, " для местного отделения товарищества русско-французских заводов резинового, гуттаперчевого и телеграфного производства". Это был филиал фирмы, резиденция которой находилась в Риге. Громадные вертикали окон, плавная линия их наличников, полная раскрепощенность художника при прорисовке основных деталей подтверждают, что перед нами - произведение модерна. Хозяин дома Пустовойтов первый этаж сразу сдал в аренду под магазины, поэтому дом был не только заметным, но и доходным. В советское время здание было приспособлено под научную библиотеку Северо-Кавказского университета. В годы Отечественной войны сильно пострадало. Восстановлено с заметной внутренней перестройкой в 1949 году по проекту архитекторов П. С. Калашникова и Г. А. Петрова. В 1965 г. оно дополнено крылом по Буденновскому пр. (проект арх. Е. П. Лихобабина). Здание кинотеатра " Комсомолец" возведено по проекту того же Е. М. Гулина на Большой Садовой улице. В 1904 году была сделана пристройка к дому Яблоковых, находящемуся в глубине квартала, где вскоре был открыт первый кинотеатр в Ростове. Большой, но выразительный по своему облику фасад занял свое достойное место в ансамбле уличной застройки и является ярким образцом стиля модерн. В этом легко убедиться, взглянув на центральное окно и его переплеты. До наших дней фасад дошел без существенных изменений. Летний коммерческий клуб Ростова построен в 1910 г. по проекту архитектора Г. Я. Гелата. Парк (ныне Первомайский) был разбит намного раньше, в 1855 году по проекту петербургского архитектора Петерса. Ныне в здании Коммерческого клуба размещается областной Дом физической культуры. Строение сохранилось практически без изменений. Литература: Киричек М. Телеграф не знает перерывов //Таганрогская правда, 1990, №194. Костина Н. Каменная летопись нашего города //Вечерний Ростов, 1987, №40. Кириллов В. В. Архитектура русского модерна. - М.: Изд-во МГУ, 1979. Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987. Новочеркасск /Под ред. А. П. Зимина. - Ростов н/Д: Памятники Отечества, 1991. Ростов и Нахичевань-на-Дону /Под ред. А. П. Зимина. - Ростов н/Д: Памятники Отечества, 1991. Швецов С. На высоком донском берегу. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982. Шулепова Э. А. (автор-составитель) Материалы Свода памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1990. Знакомый дом //Вечерний Ростов, 1986, №215.
|