Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Памятники инженерной мысли
Э. Дега, французский художник Еще в 1704 году матрос Юрий Мануйлов предложил дерзкий проект водоснабжения Таганрога из реки Миус. В поданной в приказную палату " сказке" Ю. Мануйлов заявлял, что он " присмотрел у Миуса и у Санбека водяные ключи добрые", а из них-де " приведет он под землею воду трубами в Троецкой". Проект получил одобрение в Москве, однако нехватка материалов и рабочих рук так и не позволили приступить к его осуществлению. Эта идея была реализована спустя более двух веков. Первый маяк в Таганроге был построен в 1770 году, сразу же после восстановления города. Второй его вариант - каменный, с электричеством - через 108 лет. Двумя постановлениями от 5.07. и 24.10. 1877 городская управа безвозмездно передала морскому ведомству 625 м под строительство башни маяка и 750 сажен земли под сад и подворье. Работы велись под руководством Н.А. Аркаса. Проект получил высокую оценку известного в Таганроге и Ростове архитектора А. Загоскина. Это была башня высотой 22 метра, наверху - фонарное сооружение с куполом, а еще выше - шар с трехметровым крестом. Толщина стен внизу достигала 1 метра. Абсолютная отметка фонаря составляла 70 метров от уровня моря, и виден был маяк на 19 миль в округе (около 35 километров). Он помогал в плохую погоду рыбакам найти родную землю, а крупным судам - избежать отмели. Простояв без малого сто лет, только однажды погас он - осенью 1941 года, когда в город пришли фашисты, и не светил в ночи до самого освобождения Таганрога в августе 1943-го. В 1971 году маяк был снесен, так как стал постепенно падать подобно Пизанской башне. До наших дней на маячном дворе неподалеку от памятника Петру I сохранились две постройки: двухэтажный дом офицеров морского ведомства и караульное помещение у ворот. Сейчас подготовлен проект реставрации маяка. Крытый перрон вокзала Таганрог-2 построен одновременно со всеми станционными зданиями в 1869 году. Подрядчиком на этих объектах был знаменитый банкир и предприниматель Яков Соломонович Поляков, чье имя и сейчас носит деревня в пригороде Таганрога. Он строил железные дороги в Болгарии, Румынии, Сербии, на Северном Кавказе. В Таганроге много средств выделял на благотворительные цели. Именно с него Лев Толстой в романе " Анна Каренина" написал образ предпринимателя Болгаринова, заменив только фамилию. Крытый перрон является не только памятником инженерного искусства, но и культуры. Он изображен на картине известного художника-передвижника, уроженца Таганрога К.А.Савицкого " Проводы новобранцев на войну", отражающей события первой мировой трагедии. Платформа сохранилась до наших дней, навес - утрачен. Богатый колодезь в Ростове связывают с именем Петра I. В створе Кировского (бывшего Богатяновского) проспекта на берегу Дона стоит каменная ротонда. Войдя в ее помещение и приоткрыв тяжелые стальные створки, прикрывающие отверстия колодца, вы увидите в глубине неспокойное течение родника, бьющего из скалы. Богатым этот родник назвал император Петр, отведав ключевой воды то ли в 1695, то ли в 1696 году. Вспомнили об этом источнике спустя несколько десятилетий, когда стали выбирать место под крепость Димитрия Ростовского. В 1744 году капитан Сипягин сообщал в российский сенат, что место для крепости " выбрано вверх по реке Дону от устья реки Темерника расстоянием две версты и 300 сажен, против урочища, называемого Богатый колодезь, где ключевая вода имеется... И хотя бы реки и не было, то гарнизон доволен будет без нужды источника водою, которая весьма и здорова." Когда-то ротонда над ключом была сложена из серого камня и имела с трех сторон входы в виде арок с решетками в верхней части. Дверь была обита металлом. Круглая кровля была черепичной. Площадка перед ротондой была выложена брусчаткой, а позже зацементирована. У входа - изваяние льва как бы охраняющего родник и в то же время милостливо разрешающего напиться. Для этого была отдельная струйка-отводка. К сожалению, от этой былой красоты остался лишь выкрашенный веселенькой голубой краской каменный каптаж с полусгнившей крышей. Зато до наших дней во дворе дома напротив сохранились бетонные резервуары - накопители воды. Их три. Два из них превращены предприимчивыми жильцами в погреба, а один, к которому не смогли перекрыть приток воды, хотя и расположен он уже под зданием, продолжает работать. Диаметр всех этих бетонных " мешков" составляет 3-6 метров. Из-за того, что вода полностью не расходуется, во дворе и у подпорной стенки плавательного бассейна " Спартак" сформировалось не менее десятка фонтанчиков. Кстати, бассейн " Спартак" частично питается водой Богатого родника. До наших дней сохранилась и кирпичная кладка старинного водовода, ведущего от резервуаров-накопителей к главному бетонному бассейну, расположенному метрах в 30 ближе к Дону. Длина этого бассейна около 20 метров, он по-прежнему действующий, а сверху используется как... основание трибун для кортов. Водовод сложен из большемерного кирпича, который по возрасту намного превышает самый первый каменный дом в Ростове. Диаметр кирпичного водовода - около метра. Рядом с главным бассейном сохранился каменный портал подземного хода, по которому в крепости Димитрия Ростовского воду доставляли гужевым транспортом по адресу заказчика. Только куда вела эта громадная подземная галерея, пока не выяснено: то ли к нынешнему Театральному проспекту, то ли кварталом выше... Комплекс инженерных сооружений в районе Богатого родника настолько уникален, что признан Российским фондом культуры и международной организацией ЮНЕСКО обязательным для показа в рамках Великого Шелкового Пути. Были подземелья различного назначения и в других частях Ростова. В " Сентиментальном романе" В. Панова упоминает дом Хацкера в Мариупольском переулке, от которого шел подземный ход до Пильщицкой улицы. Колокол из Таганрога имеет довольно сложную судьбу. Он был отлит из трофейной турецкой артиллерии в августе 1776 года. Вес колокола - 351 пуд или 5616 килограммов. Вся эта информация и изображение святого Николая отлиты на самом колоколе. Отлитый за пять лет до основания Севастополя, он висел на одной из церквей этого города вплоть до 1854 года, о чем свидетельствуют описания Е. Веникеева. В военную кампанию 1855 г. французы, занявшие Южную и Корабельную стороны Севастополя, вспомнив еще указы Наполеона о конфискации бронзы, вывезли во Францию 13 колоколов с севастопольских церквей. И хотя в то время бронзовых пушек уже никто не отливал, колокола все-таки передали военному министерству. Какая участь постигла севастопольские колокола, неизвестно. Но именно тот, что был отлит в Таганроге, в 1913 году был обнаружен в парижском соборе Нотр Дам де Пари. Французский консул в Севастополе Л.И.Ге предложил вернуть колокол в Россию. Стремившаяся к союзу с Россией накануне первой мировой войны Франция поддержала идею, и 6 декабря (по старому стилю) колокол был навешен на звонницу Херсонесского монастыря в Севастополе. Его бой всегда был слышен во время туманов. И хотя после закрытия монастыря в 1925 году все колокола были сняты, таганрогский уцелел: после того, как в 1894 г. у скал Херсонеса в туманную погоду потерпел крушение корабль " Петр", колокольный звон стал играть роль маяка. Единственное, что изменилось после закрытия монастыря, так это место прописки колокола: для него построили специальные каменные пилоны. Этот многострадальный колокол героически пережил вторую мировую войну и до сих пор неколебимо возвышается на мысу Херсонеса. Только рельефный текст немного пострадал от пуль, да к старым шрамам от осколков добавились новые. Ростовский железнодорожный мост Н. А. Белелюбского - уникальное сооружение, возведенное при строительстве Владикавказской дороги. Николай Апполонович Белелюбский - сын того инженера, что построил водопровод в Новочеркасске. Окончив таганрогскую гимназию и Петербургский институт путей сообщения, Н. А. Белелюбский в 28 лет получил звание профессора строительной механики. Он не только читал лекции в институте и академии художеств, но и занимался широкой проектной практикой. По его расчетам построены крупнейшие в свое время в масштабах Европы сызранский мост через Волгу, симбирский и екатеринославский мосты. Ростовский мост запроектирован при участии профессоров С. И. Белозецкого и Г. П. Передерни. Как и другие работы Н. А. Белелюбского, ростовский мост уникален. Находясь невысоко над водой, чего требовали подходы железнодорожных путей, мост не должен был мешать и судоходству. Поэтому проектировщик предусмотрел подвижную центральную часть с подъемом на высоту 40 метров. Эта вставка запроектирована американским инженером Гунтером. Все конструкции изготовлены Мальцевским заводом. В окончательном виде ростовчане увидели мост лишь 9 мая 1917 года. Во время Великой Отечественной войны он был полностью разрушен. При его восстановлении был использован первоначальный проект. Несколько изменена (с учетом современной подъемной техники) только его центральная вставка и створ моста перенесен выше по течению реки примерно на 25 метров. В этом легко убедиться, посмотрев на быки-устои из окна поезда. Пожарная каланча в Таганроге. В 1799 году губернское начальство распорядилось, чтобы в городах " принимались меры к пресечению пожаров", а таганрогский полицмейстер обязал церковных сторожей наблюдать с колоколен за появлением загораний и оповещать о них жителей. В 1802 г. некто В. В. Князев основал в Таганроге " Вольное пожарное общество" - первое на Юге России. На средства населения был арендован дом на центральной городской улице и устроена временная каланча (ныне ул. Петровская). С 1803 года в городе начала свои действия первая специальная пожарная команда, сформированная из солдат местного гарнизона. Спустя 30 лет на нынешней ул. Чехова, рядом с будущим Гостиным двором у чиновника Кишкина был приобретен дом для пожарной команды, а затем рядом с домом была построена восьмиугольная кирпичная каланча. Ее перестроили в 1846 г., а конюшенные постройки в соседнем доме сохранились и поныне. На одной из первых карт Области Войска Донского, выпущенных в 1806 году, было отмечено 331 ветряных мельниц. К концу XIX века ветряки были непременной принадлежностью почти всех донских хуторов и станиц. Сейчас их осталось только 5; из них два - каменные. Они находятся в пос. Учхоз Неклиновского района и в с. Миллерово Куйбышевского района. С ветряками связана не только хозяйственная деятельность человека, но и поэтичнейшие страницы произведений А. П. Чехова и М. А. Шолохова. Ветряк в пос. Учхоз - памятник архитектуры и инженерного искусства XIX века. Он был построен в едва ли не единственном на Дону ансамбле-усадьбе: два старинных особняка середины прошлого века, кузница, склады, ветряная мельница. Здание мельницы большое, круглое в плане. Тщательно выполнена кладка стен, хотя швы от времени заметно выветрились. Окна скорее похожи на бойницы старых крепостей. К каменному остову ветряка прислонены огромные жернова с полуистершейся насечкой. Сооружение стоит на мысу, открытом всем ветрам. Когда-то с него содрали крылья (мельница работала еще на кануне Отечественной войны), сняли крышу. Ветряк превратили в склад, но все равно во внешнем облике узнаются и старина, и назначение объекта. Крепость устояла перед непогодами и временем, но волны, подмывая берег, уже обнажили часть фундамента. И если еще год-два продлится человеческое равнодушие, то замечательное творение инженерной мысли - гордость усадьбы помещика М. А. Лакиера - рухнет в море, пополнив список безвозвратно утерянных исторических памятников. Именно об этом ветряке ростовская поэтесса Л.Ф. Волошинова написала следующие строки: Минуло время крыльев ветряных, А гулкий шелест над заливом носит, И грустью забываемых ремесел Звенит волна в камнях береговых. И кажется, скрип мельничных валов Давно забыт на этом побережье, А время не смывает ливнем вешним Мучную пыль со снятых жерновов.Небольшая справка: Марк Александрович Лакиер, построивший Загородную усадьбу-дачу, был внуком врача, в составе комиссии дававшего заключение о причинах смерти Александра I в 1825 году, когда личный врач императора лейб-хирург Д.К. Тарасов отказался подписать акт. Его сын Николай Маркович в 1920 году через Константинополь выехал в Югославию, а в 1951 году - в Аргентину. Неоднократно пытался вернуться на Родину, но умер в 1980 году в Буэнос-Айресе. В 1993 году его дочь Н. Н. Лакиер-Зобеника приехала в Таганрог с намерением поселиться на родине предков. Отец Марка Александровича был известным магистром права, публиковавшимся в центральной российской печати. Он - автор известной книги " Русская геральдика". В Таганроге жил с 1824 по 1835 и с 1860 по 1870 гг. Каменный ветряк в с. Миллерово был построен в 1883 году мастером Гуляевым для помещика Калашина. Сложен из известняка на двенадцатиугольной основе. Только крыша у него деревянная. Работал вплоть до начала Великой Отечественной. И в войну работал, хотя сохранил на своем верху следы от снарядов. Последний раз на мельнице смололи муку в 1952 году. Затем превратили в склад цемента. И никому не придет в голову использовать ее если не как музей, то хотя бы под кафе, молодежный клуб или выставку. Водяная мельница на Миусе в с. Ряженое представлена сохранившимся фундаментом. Она некогда принадлежала богатому таганрогскому хлеботорговцу Шаронову, в чьем особняке ныне разместился уникальнейший музей " Градостроительство и быт г. Таганрога". В селе Куйбышево (бывшая Голодаевка) в относительно хорошем состоянии сохранилась водяная мельница, опять же на Миусе. Водонапорная башня на границе Ростова и Нахичевани построена в конце 1898 года. Она явилась частью водопроводного комплекса, созданного купцами С. Н. Кошкиным, Г. В. Дмитриевым и Т. П. Куксой по договору с городским управлением. Первая очередь водопровода была сдана в эксплуатацию еще в 1865 году. Водонапорная башня располагалась на самой высокой части города и имела резервуар емкостью 20 тысяч ведер. Основной остов этой башни, уже выведенной из эксплуатации, стоит и поныне на Театральном проспекте у пересечения с ул. Красноармейской. Каменный мост через Генеральную балку в Ростове возник в тот период, когда в городе велись широкомасштабные работы по благоустройству. Самая старая мостовая в Ростове - на проезжей части Таганрогского (ныне Буденовского) проспекта. Она уложена еще в 1844 г. Спустя четыре года покрылись мостовыми Московская улица и Соборный переулок. В 60-е годы прошлого столетия наблюдалось массовое мощение улиц, но Большая Садовая получила твердое покрытие только в 1883 году. Интересно, что на Таганрогском проспекте, по которому проходил путь от донской переправы в крупнейший на Юге России город, появилась не только первая в Ростове мостовая, но и одно из первых на Юге капитальных транспортных сооружений. Длина каменного моста через Генеральную балку - 43 метра, ширина проезжей части изначально была 5 метров. Мост построен в 1863 г., многое с тех пор перестроено, мостовая давно скрылась под асфальтом, но сопредельные элементы благоустройства у Генерального моста сохранились до наших дней в районе кафе " Огонек", что напротив Дома офицеров. Солдатские казармы в Таганроге - памятник зодчества XVI11 века. Восстанавливаемая в 70-е годы по проектам петровских времен, крепость обзавелась и десятью " образцовыми" ячейками солдатских казарм. Каждая из ячеек имела собственно солдатскую казарму, офицерский зал, кухню; они размещались по периметру 51, 3Х68, 4 метра и обносились забором из ракушечника высотой до двух метров. Академик И. А. Гильденштедт в 1773 г. писал о Таганроге: "...казармы, расположенные вдоль вала, врыты наполовину в землю и одеты камнем, над землею поднимаются только 4 бревна". Конечно же, такие постройки были недолговечными. Из-за ветхости они уже к началу XIX века не эксплуатировались и нуждались в реконструкции. На плане, начертанном инженером-капитаном Росинским 16 марта 1804 года, приведены детали одной из таких ячеек. К 1806 году подрядчиком Николаевым было выстроено уже пять таких ячеек, лазарет, дома для коменданта и штаб-офицеров. На плане 1808 года обозначены 10 образцовых солдатских ячеек. Судьба большинства " образцовых ячеек" различна. После того, как бывшие крепостные постройки были пущены на распродажу, их приспосабливали под склады, мастерские и жилье. Впоследствии все они были разрушены. Примечательно, что одна из них хорошо сохранилась до наших дней и сейчас реставрируется под музей. Располагается она на территории бывшей Троецкой крепости, у пересечения переулков Полуротного и 1-го Крепостного. Три каменных строения (казарма, офицерский дом и кухня) были предназначены для размещения полуроты батальонного полка Таганрогского гарнизона. Сохранился и колодец, размещенный в центре " образцовой ячейки". Первоначальная планировка сохранившейся казармы несколько изменена в результате последующих ремонтов. Стены ее кирпичные, толщиной в 2, 5 кирпича, оштукатуренные. По фасаду - 16 прямоугольных окон. Крыша двухскатная. Все окна изнутри раньше имели решетки. Но старый оконный переплет и первоначальная решетка сохранились только на одном окне в торце здания по переулку Полуротному. Прост в архитектурном отношении и дом для офицеров. Он имеет меньшие размеры, всего 6 окон по фасаду. Толщина стен составляет 62 см. Здание кухни интересно как единственное сохранившееся хозяйственное сооружение Троецкой крепости. В отличие от других в ячейке оно полностью сложено из ракушечника (у предыдущих этот материал использовался только для цоколя). Первоначально крыша кухни была односкатной, в настоящее время - двускатная. В 1910-е годы здесь размещался исправительный приют, а после революции - колония малолетних преступников. Таганрогский шлагбаум является редким памятником инженерного искусства. Он был построен в честь победы над Наполеоном и открыт для обозрения 27 сентября 1814 года. Одновременно он означал городскую черту, которая проходила на этом месте до конца XIX века. На двух пирамидообразных стелах, украшенных позолоченными шарами, находились двуглавые орлы - государственный герб России. На плоскостях, обращенных к городу, были установлены гербы Таганрога. Это был щит, разделенный на четыре части. В левом верхнем углу по серебряному полю проходили две горизонтальные голубые полосы - символическое изображение Дона и Волги. Справа в пурпурном поле - вензель Петра I и дата основания города, 1698. Внизу слева на голубом поле был изображен осетр - символ Азовского моря с его рыбными запасами. В четвертой части щита на серебряном поле - два золотых якоря, положенных крестообразно, и на них Меркуриев жезл - символы мореходства и торговли. В середине герба был еще один золотой маленький щит с красным крестом. Шлагбаум с красочным гербом выглядел очень внушительно, и каждому въезжающему было видно, что перед ним процветающий город. Материал - кирпич, поверхность была оштукатурена. По периметру сооружения на стыке всех граней была рельефная полоска. Памятник был местом контроля въезжающих в город, у которых проверяли " подорожные". В советское время вся геральдика со стен была снята, но они продолжали стоять до 1968 года. Затем под предлогом, что они якобы мешают движению транспорта, стелы ночью были разрушены. В конце 70-х гг., когда интерес общественности к родной истории начал быстро возрастать, некоторое подобие шлагбаума было восстановлено, но не на прежнем месте, а со смещением к старому вокзалу примерно на 30-40 метров. К тому же восстановили не две стелы, а только одну, и поставили ее почему-то под углом 40 градусов к прежней ориентации. Этот символ прежнего шлагбаума, разработанный таганрогскими скульпторами Грачевыми, можно и ныне видеть у пересечения улиц Петровской и Дзержинского. Литература: Агафонов С. Богатый колодезь //Богатый колодезь. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991. Борохова И. М. О городском водопроводе //Донские страницы. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1985. Киричек М. Мосты Белелюбского //Таганрогская правда, 1989, № 23. Киричек М. С. Шлагбаум был границей //Таганрогская правда, 1992, № 167. Книга донских рекордов //Молот, 1990, № 122. Новиченко Е. Солдатские казармы //Таганрогская правда, 1989, №41. Петровский К. Колокол из Таганрога //Молот, 1989, №231. Федорова О. Ветряки //Богатый колодезь. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1991. Чеснок В. Ф. Донское туристское кольцо. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982.
|