Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектурные формы и художественные средства
М. Г. Бархин Архитектурные формы зданий - это художественно обработанные детали: балконы, цоколь, наличники окон и др. Архитектурные формы на каждом этапе развития человеческого общества создавались в зависимости от назначения зданий, их конструктивных схем и применяемых материалов, художественного замысла. Одним из важнейших средств композиции, придающих законченность и красоту античной архитектурной форме здания, является ордер. В переводе с латинского слово " ордо" означает упорядоченность, строй. Ордер - это художественно-эстетическое выражение стоечно-балочной конструкции. Ордера впервые были сконструированы в древней Греции, и их было три: дорический, ионический, коринфский. В основе ордерной системы лежит триада, т.е. все состоит из трех частей. Главные части ордера - это антаблемент, колонна и стилобат. Следуя конструктивной логике, их можно назвать несомым, несущим и воспринимающим нагрузку. В свою очередь, каждая из этих частей делится на три более мелких звена. Например, антаблемент состоит из карниза, фриза и архитрава; колонна включает в себя капитель, ствол и базу. Существует троякое деление карниза, фриза и архитрава, но это уже детали, которые изучаются в архитектурных вузах. По своей высоте колонна имеет неодинаковый диаметр. Он постепенно увеличивается книзу, отражая возрастающее давление. Утолщение ствола колонны называется энтазисом, что по-гречески означает напряжение. Гениальность греков состоит в том, что благодаря энтазису глаз видит " напряжения", передаваемые земле. Колоннады в греческой архитектуре чаще всего устраивались у храмов. Их назначение - двойное. С художественной точки зрения они придавали сооружению торжественность и величие, прославляя Бога-покровителя. Вместе с тем колоннада имела и большое практическое значение. Окружая храм, она художественно отделяла помещения, в которых совершались обряды, от внешнего мира. Поскольку массы людей, стремящихся попасть в храм, вынуждены были проходить через промежутки между колоннами (интерколумнии) организованно, сам вход в храм уже невольно подготавливал посетителей к значимости совершаемых в нем обрядов. В дорическом ордере ствол колонны обычно был гладким, но иногда его украшали 20-24 продольными углублениями, т.е. каннелюрами. Капитель колонны имеет шейку, эхин и квадратную плиту-абаку, которая обычно заканчивается полочкой. Архитрав дорического ордера - гладкий, с полочкой наверху; фриз украшен триглифами; промежутки между ними (метопы) заполнялись рельефными украшениями, а чаще оставались гладкими. Место между фризом и карнизом украшалось зубцами (сухариками), а иногда - поддерживающими частями, т.е. модульонами. Соотношение между диаметром и высотой дорической колонны составляет примерно 1: 8, и этот ордер иногда называют " мужским". Ионический ордер, в отличие от строгого дорического, характерен своей тонко проработанной капителью, в которую входят волюты, и облегченными колоннами. Соотношение диаметра и ствола колонн обычно составляет 1: 9. Ствол украшался более мелкими каннелюрами. Капитель не имеет шейки. На обычном вале расположена особой формы абака, примыкающая непосредственно к архитраву и имеющая вид квадратной плиты. Волюты в виде спиральных завитков заканчиваются в центре глазком. Завитки волют образуют по бокам капители валики, называемые балюстрами. Архитрав ионического ордера делится по горизонтали на две-три части. Фриз ордера гладкий, но иногда имеет рельефные изображения. Карниз украшен зубчиками. Коринфский ордер - наиболее легкий по пропорциям и отличается богатством отделки и украшений. Капитель этого ордера имеет два ряда акантовых листьев. Акант (аканф) - это растения, встречающиеся в Греции. По телу колонны проходят 24 каннелюры, аналогичные по форме желобкам ионической колонны, но с той разницей, что внизу и вверху они заканчиваются закруглениями. Антаблемент ордера имеет сходство с ионическим, но более развит и расчленен. Модульоны располагаются под слезником и как бы поддерживают его. Фриз коринфского ордера обычно украшен рельефными орнаментом или подписями. Соотношение диаметра и высоты колонны, как правило, 1: 10, поэтому его как наиболее изящный нередко именуют " женским". Греческие архитектурные ордера получили свое название от одноименных провинций. Ордера явились результатом художественного осмысления конструктивно целесообразной стоечно-балочной системы. Художественный интерес представляют и другие детали зданий. Поле стены. Для придания стенам зданий, выложенных из камня, большей выразительности греческие архитекторы стремились оживить гладкую кладку поясами, промежуточными карнизами, увеличивали толщину швов между рядами камней путем отески их кромок. Обработанные таким образом камни (русты) могли иметь выпуклости разной формы. Поле стены нередко украшали облицовкой из камней ценных пород, фресками, мозаикой, сграффито. Фрески - это настенная живопись, выполненная водяными красками. Сграффито - это рисунок, который процарапывается на верхнем слое штукатурки при условии, что нижний слой имеет другой цвет. Такой силуэтный декоративный рисунок наиболее широко распространился в эпоху итальянского Возрождения. В Ростове-на-Дону сграффито можно увидеть на портале Зеленого театра в парке Революции. Мозаика - монументальная живопись из мелких цветных камней, цветного стекла, смальты, глазурованной керамики. И в наши дни мозаика широко используется в архитектуре. Например, в Ростове ее можно увидеть в интерьерах художественно-графического факультета педагогического университета, института повышения квалификации учителей, в театре кукол, во многих школах. Для оживления поля стены, снятия монотонности в облике здания его фасад нередко разнообразят членениями как в плане, так и в плоскости фасада по вертикали или горизонтали. При членении фасада в плане образуются центральный и боковые ризалиты. Такой прием обычно используется при большой протяженности фасада. Например, у главных учебных корпусов политехнического и инженерно-мелиоративного институтов в Новочеркасске, там же у средней школы №3 - бывшей мужской гимназии; в Ростове - у бывшего коммерческого училища (ныне академия строительства), у радиотехнического колледжа; в Таганроге - на зданиях бывшей женской Мариинской гимназии и прогимназии - ныне корпуса средней школы №15 и технического университета. Членение по горизонтали в плоскости стены осуществляется пилястрами и полуколоннами, а по вертикали - карнизом, филенками, поясами. Эти приемы наибольшее распространение получили в эпоху Возрождения в Италии. Цоколь - нижняя часть стены - в классической и особенно ренессансной архитектуре обычно делали с утолщением, без которого здание производит впечатление недостаточно устойчивого и как бы вросшего в землю. Обычно цоколь выходит за плоскость стены на 10-20 см и имеет высоту 0, 5-2, 0 м в зависимости от размеров здания. В наши дни архитекторы стремятся подчеркнуть не капитальность, а легкость здания, поэтому вместо цоколя иногда устраивают как бы вдавливание нижней полосы стены. Такая стена называется " с подрезом". Цоколь оформляется либо облицовочным камнем, либо штукатурным слоем. Балконы впервые начали применять в архитектуре Возрождения. Их составными частями являются кронштейны, площадка, перила. Кронштейны своей формой создают впечатление устойчивости поддерживаемой ими площадки. В условиях современного индустриального строительства балконная плита просто закладывается в стену, и кронштейнов на фасадах нет. Перила, расположенные на площадке, в Италии изначально устраивались в виде балюстрад между каменными столбиками по углам площадки. Балюстрады - это ряды узорчатых колонок-балясин. Иногда вместо балюстрад вставлялись кованые или литые узорчатые решетки из бронзы, чугуна, стали. Великолепные образцы таких решеток сохранились до наших дней в районах старой застройки Ростова, Новочеркасска и особенно Таганрога. В современном строительстве балконные решетки - это просто сварные конструкции из стали. Фронтон - верхняя треугольная часть стены, ограниченная двумя скатами крыши и карнизом. В классической архитектуре он чаще всего располагался над рядом колонн. Сочетание колоннады с фронтоном образует портик. Парапет - это невысокая стенка, ограждающая по всему периметру кровлю здания. Аттик - это невысокая стенка или даже этаж, венчающие триумфальную арку или здание выше антаблемента. Чаще всего аттики встречаются в римской архитектуре. Поле стены аттика имеет вид про стой плоскости, заканчивающейся срезом, либо богато обрабатывается филенками и заполняется надписями. В эпоху Возрождения появились целые аттиковые этажи. В стиле барокко на аттиках располагались парапеты с глухими стенами или балюстрадами, а по углам зданий или над ризалитами в аттиках нередко устраивали овоидные окна. Сандрик - небольшой карниз над окном или дверью; может иметь сегментную, прямоугольную, треугольную или более сложную форму. Архивольт - наружное обрамление, т.е. наличник арки. Замок (замковый камень) - верхний замыкающий камень арки, иногда выделяется скульптурной об работкой. Наличник - рельефное обрамление окна или двери. Ниша - углубление в стене, может иметь любую геометрическую форму. Пилоны - массивные столбы, иногда поддерживающие своды арки. Кариатида - вертикальная опора в виде женской фигуры, поддерживающая балочное перекрытие. Герма - четырехгранная тумба, увенчанная скульптурной головой или бюстом. Атлант - вертикальная опора в виде мужской фигуры, поддерживающей балочное перекрытие. Шпиль - вертикальное остроконечное завершение зданий в виде конуса или пирамиды, часто увенчанное флюгером, символической фигурой. Трудно представить без шпиля здание адмиралтейства в Петербурге, дом-музей Чайковских в Таганроге. Здания ЦУМа и государственного банка в Ростове, инженерно-мелиоративного института в Новочеркасске многое потеряли после того, как в целях упрощения эксплуатации хозяйственники этих учреждений " срезали" шпили. Литература: Гутнов А. Мир архитектуры. - М.: Молодая гвардия, 1985. Иконников А.В. Художественный язык архитектуры. - М.: Искусство, 1985. Савченко И.П., Липявкин А.Ф., Сербинович П.П. Архитектура. - М.: Высшая школа, 1982. Соколов A.M. Основные понятия архитектурного проектирования. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
|