Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Городская скульптура
Даниил Гранин, " Картина" Скульптура - неотъемлемая часть окружающей нас художественной пластики города. Она рассказывает об истории народа, радует наш взор, создает определенное настроение. По материалу скульптуру различают бронзовую, мраморную, гранитную, деревянную, гипсовую и т.п. Разумеется, наиболее ценные произведения скульптуры создаются из долговечных материалов. В скульптуре надо ценить и тонкость проработки пластики лица и фигуры, и гуманистическую идейную нагрузку, и ее способность " работать на силуэт". Например, знаменитую работу В. Н. Мухиной " Рабочий и колхозница" мы узнаем сразу, лишь увидев вытянутые руки с серпом и молотом: не обязательно даже видеть детали лиц скульптурных героев и их полный силуэт. Различают скульптуру монументальную, аллегорическую, символическую, жанровую, мемориальную. В последние годы стали выделять как самостоятельный жанр парковую скульптуру. Монументальная скульптура - это памятники выдающимся личностям (писателям, художникам, общественным деятелям) или монументы в память о каких-либо важных для общества событиях. Аллегорическая скульптура ведет рассказ языком аллегории, иносказательно, как памятник " Перекуем мечи на орала" работы Е. В. Вучетича, что установлен в Нью-Йорке на здании ООН. Символическая скульптура в своем художественном решении использует различные символы; например, в Новосибирске главное в памятнике жертвам гражданской войны - рука, держащая факел: огонь - это символ вечной памяти. Между прочим, эта идея была в 70-е годы использована Е. В. Вучетичем при создании пантеона Вечной славы на Мамаевом кургане в Волгограде. Жанровая скульптура передает различные бытовые сценки типа " Мальчик, вынимающий занозу". Парковая скульптура " заговорила" о себе как о самостоятельном жанре после 1958 года, когда в Риге был проведен первый Всесоюзный конкурс. Особенность этого вида скульптуры - она рассчитана на " посадку" прямо на парковый газон, без пьедестала. Чаще всего тема парковой скульптуры нейтральная, жанровая, или несет оттенок народного фольклора. Ярким образцом парковой скульптуры является всемирно известная работа литовского скульптура Антиниса " Эгле - королева ужей", которая в рижском конкурсе 1959 года заняла первое место и с 1960 установлена в Ботаническом саду курортного города Паланга, что под Клайпедой. Наконец, в последнее десятилетие появился еще один новый вид скульптуры - чисто декоративная. Ее рождение связано с необходимостью хоть как-то оживить безликие кварталы современной застройки. Чаще всего такая скульптура выполняется из металла или железобетона и выкрашивается в яркий цвет. Форма ее может быть любой, вплоть до абстрактной. Такую скульптуру можно увидеть на проспекте Сельмаш в Ростове-на-Дону. В городах нашей области немало замечательных произведений монументальной скульптуры. Самым значительным из них является памятник Петру I в Таганроге. Памятник Петру I работы прославленного скульптора М. М. Антокольского - жемчужина не только Таганрога, но и один из лучших монументов России. Мысль заполучить этот памятник возникла не сразу. М. М. Антокольский создал своего " Петра" в 1872 году к 200-летию со дня рождения императора. Его статуя, выполненная в гипсе, получила всеобщее признание на Политической выставке в Москве. Вскоре по заказу царской фамилии были выполнены два памятника, установленных в Москве и в Нижнем парке Петергофа. Собираясь отмечать 200-летие Таганрога в 1898 году, городские власти за десять лет вперед разрабатывали план праздничных мероприятий и решили открыть памятник основателю своего города, начав переговоры с другим скульптором. Однако член городской управы, однокашник А. П. Чехова П. Ф. Иорданов все же рискнул обратиться с письмом к Антокольскому, жившему в то время в Париже. Вопреки ожиданию, Марк Матвеевич дал согласие безвозмездно предоставить городу Таганрогу право составить проект памятника по его модели. Немаловажным в этой ситуации было то, что Таганрог - родина почитаемого Антокольским великого русского писателя. Сам А. П. Чехов весной 1898 года, будучи в Париже, лично посетил скульптора и ознакомился с эскизами будущего памятника. После он писал П. Ф. Иорданову: " Этот памятник, лучше которого не дал бы Таганрогу даже всесветный конкурс, и о лучшем даже мечтать нельзя". Изготовление памятника сильно затянулось из-за средств; 19 июня 1893 года царь соизволил открыть повсеместную подписку. Чехов привлек к сбору средств уроженца Таганрога, писателя, парижского корреспондента " Нового времени" И. Я. Павловского. Наконец, необходимые 40 тысяч рублей были собраны но за этими делами забыли, что памятник должен быть готов к юбилею города - сентябрю 1898 года. Пока статуя отливалась в Париже, в Таганроге шли переговоры об изготовлении пьедестала и ступеней для памятника. Из многих предложений городская управа остановила выбор на предложении поэта-скульптура Б. В. Эдуардсона. Тем временем от Антокольского пришла телеграмма с известием о том, что статуя Петра будет непременно окончена через семь месяцев. Нужно было выбирать место для памятника. Многие высказывались за центральную Петровскую улицу, за Гимназический бульвар, другие предлагали установить его в бывшей крепости. Шутники в местной газете предлагали устроить в городе плебисцит, причем выражали надежду, что " найдутся такие прожектеры, которые порекомендуют Рыбную площадь". Из-за неприглядного вида района крепости решено было поставить памятник на центральной улице города, у главного входа в городской сад. Скульптура была отлита фирмой " Грюс" в Париже в 1901 году и в июне погружена на пароход " Деспино" в Марсельском порту. Прибыла в Таганрог 24 июля. Памятник установлен и открыт для обозрения 14 мая 1903 года, спустя почти пять лет после юбилея города. Высота пьедестала из черного полированного гранита 5, 4 метра, бронзовой скульптуры - 3, 4 метра. Вес главного монолита пьедестала - 12, 8 тонны. Изображенная во весь рост огромная фигура Петра, одетого в мундир Преображенского полка, воспринимается как достоверный образ и в то же время олицетворяет историческую мощь русского государства. В советское время, когда императоры стали не в моде, замечательное творение Антокольского долго скиталось по городу (не случайно Таганрог называют городом кочующих памятников). Его ставили и в вестибюле краеведческого музея, и в городской библиотеке им. Чехова, и в Историческом сквере, а в период немецкой оккупации - снова на Петровской. Наконец, в 1943 году памятник Петру I поставлен на мысу, в бывшей крепости. Его взгляд устремлен вперед, к порту, который он заложил, и к Азову, откуда начались южные победы России. В 1978 году московские реставраторы залечили " раны" на пьедестале, возникшие в результате многочисленных транспортировок по городу. К сожалению, надпись на пьедестале восстановлена в искаженном виде. В тексте " Основателю Таганрога императору России Петру I" большевистские власти приказали выбросить третье и четвертое слова. Памятник Ермаку в Новочеркасске. Мысль о его открытии возникла в 1870 году. Вначале статуя была заказана скульптору М. М. Антокольскому, который изваял ее в 1888 году. При всех достоинствах выполненная работа была лишена монументальности, по этой причине городом не принята и передана в Русский музей в Санкт-Петербург. В том же году к работе приступил скульптор-академик М.О.Микешин (автор проекта памятника Екатерине II в Петербурге), а после его смерти в 1896 году работу продолжил профессор Петербургской академии художеств В.А.Беклемишев, который и завершил ее. 6 мая 1904 года состоялось торжественное открытие памятника в Новочеркасске, на площади у собора, которая с тех пор и именуется площадью Ермака. Бронзовая четырехметровая фигура Ермака, отлитая на литейной фабрике А.Марана в Петербурге, поставлена на гранитной скале, служащей ей ступенчатым пьедесталом. В левой руке он держит боевое знамя, в правой - корону покоренного им Сибирского царства (сибирскую шапку). Поверх одежды - кольчуга с золотою гривною, по преданию, дар царя Ивана Грозного. Донской атаман был увиден как герой, принесший стране богатство, а себе - бессмертную славу. На тыльной стороне пьедестала надпись: " Донскому атаману Ермаку Тимофеевичу, покорителю Сибири, от благодарного потомства в память трехсотлетия войска Донского, 1570-1870 гг. Окончил жизнь в волнах Иртыша 5 августа 1584 года". А ниже следует фраза писателя Н.М.Карамзина: " Россия, история и церковь гласят Ермаку вечную память". На главном фасаде пьедестала совсем коротко: " Ермаку - донцы. 1904 год". В " Истории государства российского" Н.М. Карамзин сообщает, что Ермак - это прозвище донского казака Василия Тимофеевича Аленина, который до избрания атаманом станицы Качалинской был артельным кашеваром. Походный котел у казаков называется " ермаком". Отсюда и прозвище Василия Тимофеевича. Бронзовому Ермаку пришлось стать немым свидетелем потрясений нашего общества. В водовороте революционных событий замечательный памятник чуть было не уничтожили. При советской власти в предвоенные годы у его подножия проходили парады красной кавалерии. Оккупанты пытались, но не смогли снести скульптуру с пьедестала: танки буксовали на мостовой, а памятник остался цел. В 1943 году победное знамя Ермака встречало наших воинов-освободителей. Несет на высокой скале свою бессменную вахту бронзовый Ермак, подставив богатырскую грудь степным ветрам. Его былинное имя отдается эхом в нашей памяти, в названиях улиц и площадей. Памятник Якову Петровичу Бакланову находится на той же площади, только с южной стороны по ее оси. Это великолепная работа петербургского архитектора Н. В. Набокова. Бакланов умер в Петербурге в 1873 г. и был похоронен на кладбище Воскресенского девичьего монастыря. По ходатайству войскового атамана М.И.Черткова было разрешено открыть подписку по сбору средств на памятник. К началу 1875 года в подписных листах значилась итоговая сумма 2314 рублей 2 копейки. Войсковой атаман Н. А. Краснокутский выделил двух своих офицеров для организации дел по составлению проекта. Эскизный проект памятника Бакланову работы Н. В. Набокова был выставлен для всеобщего обозрения в зале Дворянского собрания в Новочеркасске, и посмотреть его соратники полководца приезжали даже из далеких уголков страны. Монумент представляет собой скалу из неполированного розового гранита, отделанного внизу " путиловской плитой". На скалу наброшена бурка, из-под которой видна шапка боевого генерала и значок на сломанном древке склоненного знамени. Поверх бурки лежит папаха. Бурка, папаха, значок и шашка сделаны из темно-зеленой бронзы, детали - позолочены. С передней стороны врезан бронзовый медальон с надписью: " Войска Донского генерал-лейтенант Яков Петрович Бакланов, родился в 1809 г., умер 1873 г., окт. 18-го". Как известно, Бакланов прославился в кавказских войнах. Своими дерзкими операциями он наводил панический страх на противников, называвших его не иначе, как дьявол. На постаменте по бокам вырезаны в граните названия мест, где он воевал: слева - болгарские, справа - кавказские. Болгарские названия напоминают о победах над турками. Этот проект, получивший одобрение донского начальства, поручено было воплотить в гранит и бронзу ведущим столичным мастерам. За обработку гранитной скалы и оформление могильного склепа взялся известный петербургский мастер Ефимов. Работы, связанные с бронзовыми отливками, были поручены знаменитому в Европе специалисту по художественному литью Феликсу Шопену. Оба они не решались приступить к работе по эскизным наброскам, поэтому было решено предварительно выполнить скульптурную модель в натуральную величину в гипсе. Вариант скульптора Дылеева никого не удовлетворил (кроме фрагмента скалы), и выбор остановили на модели ваятеля Гаврилова. К весне 1877 г. она была готова. Из-за недостатка собранной суммы чугунные пушки, соединенные цепями в ограде, намеченные по проекту, пришлось заменить гранитными шарами. В 1911 году почти без всяких утрат памятник был перевезен в Новочеркасск. Все бронзовые части и позолота были варварски содраны в период так называемой " золотой лихорадки" в 30-е годы. Памятник полностью реставрирован в 1995 году. В наших городах, как и по всему бывшему Союзу ССР, установлено огромное количество памятников тоталитарной эпохи. В одном только Ростове по состоянию на сентябрь 1995 года их было 10, в том числе гипсовые " шедевры", изображавшие " вождя мирового пролетариата" в замусоренных дворах завода " Подшипник", завода " Электроинструмент", вагоноремонтного депо и на вульгарной клумбе у входа в кожзавод. С точки зрения чисто технологической заслуживает внимания громадная полуфигура В. Ульянова в Азове, установленная на центральной площади против гостиницы " Солнечная". Многотонный скульптурный портрет выполнен из монолита азербайджанского розового гранита. Памятник С. М. Кирову работы скульптора В. М. Виленского и архитектора В. В. Баринова куда более интересней. Он был открыт 30 апреля 1939 года. Бронзовая фигура Сергея Мироновича Кирова в полный рост в стремительном движении возвышается на красном гранитном пьедестале. Жизнерадостные глаза, радостная улыбка, доброе искреннее лицо и энергично поднятая рука передают темперамент, душевную теплоту, глубину чувств и мыслей любимца народа. На пьедестале памятника высечены слова из последнего выступления Кирова на XVII съезде партии в 1934 году, незадолго до гибели: " Успехи действительно у нас громадные. Черт его знает, если по-человечески сказать, так хочется жить и жить". С. М. Киров приезжал в Ростов в апреле 1918 года и принимал участие в работе I съезда Советов Донской республики в качестве гостя от пролетариата Терской республики. Памятник А. С. Пушкину в Ростове относится к числу выдающихся произведений монументальной скульптуры на Дону. Он создан в 1959 году скульптором М. А. Минкусом и архитектором Г. А. Шульцем. Бронзовый во весь рост скульптурный портрет установлен на одной из самых красивых улиц города - у пересечения ее с Ворошиловским проспектом. Несмотря на интенсивный поток транспорта, пересекающий улицу Пушкинскую, благодаря небольшой площадке перед памятником и оригинальным, под старину, фонарям создалось камерное пространство, используемое общественностью города ежегодно для проведения " пушкинских чтений". В нашей области А. С. Пушкин бывал в Новочеркасске, Аксае, Ростове и Таганроге. Несмотря на краткосрочность визитов (например, в Таганроге он был всего лишь сутки, приехав туда 5 июня 1820 года), великий поэт увез с собой массу впечатлений. Именно излучина Мертвого Донца и донская пойма дали поэту, отдыхавшему на почтовой станции Синявка между Таганрогом и Ростовом, мысль " У лукоморья дуб зеленый...". Еще лет двадцать назад в Синявке можно было увидеть этот дуб. Услышанная при выезде из Таганрога история о братьях Засориных, занимавшихся грабежами в Валовой балке, вылилась в дальнейшем в поэму " Братья-разбойники". Наблюдая игры будущей княгини Волконской на мелководье Таганрогского залива (она вместе с отцом - генералом Раевским сопровождала опального поэта в ссылку на Кавказ), Пушкин написал великолепные строки: " Как я завидовал волнам, Бегущим бурной чередою С любовью лечь к ее ногам! Как я желал тогда с волнами Коснуться милых ног устами..."Чтя память о великом поэте, таганрожцы в 1986 году на Пушкинской набережной, у входа на Каменную лестницу установили монумент поэта. Памятник А. С. Пушкину в Таганроге создали народный художник России Г. В. Нерода и архитектор П. В. Бондаренко: Материал - бронза, пьедестал - бетонный, с облицовкой из черного гранита. Поэт изображен в натуральный рост. Памятник А. П. Чехову открыт значительно раньше, 29 января 1960 г. Это было связано со 100-летним юбилеем великого писателя, которого многие признают самым интеллигентным прозаиком XX века. На открытии монумента среди сотен гостей присутствовали Илья Эренбург и Чингиз Айтматов. История памятника довольна сложная. В октябре 1956 года 13 тысяч таганрожцев побывали в зале местного краеведческого музея, где были выставлены 18 проектов памятника Чехову. Были отвергнуты варианты, изображавшие писателя певцом безвременья, хмурых людей, пессимистом, сломленным невзгодами жизни. Спустя 3 года в Москве проводился второй Всесоюзный конкурс. Из 30 представленных вариантов 4 лучшие работы были отправлены в Таганрог. Всеобщее одобрение вызвал проект молодого в то время скульптора И. М. Рукавишникова, сумевшего создать правдивый образ писателя, имя которого навечно связано с Таганрогом. Чехов запечатлен сидящим с книгой в руке. Его проникновенный взгляд устремлен вдаль, в окружающую жизнь. Элементы благоустройства запроектировал архитектор Г. А. Захаров. Пьедестал 3, 15 метра, фигура - 3, 0 метра. Обелиск Джузеппе Гарибальди. Кто прибывает в Таганрог морем, тот обязательно обратит внимание на памятник, установленный около яхт-клуба. Он открыт в 1961 году по решению Всемирного Совета Мира, когда отмечалось 100-летие воссоединения Италии. Пока это единственный памятник Гарибальди в России, потому что установленный в Петербурге в 20-е годы гипсовый монумент давно разрушился. Надпись под барельефом героя гласит: " В 1833 г. Д.Гарибальди, находясь в Таганроге, поклялся посвятить свою жизнь делу освобождения и воссоединения своей Родины - Италии. Под руководством национального героя Гарибальди страна была освобождена и воссоединена". Гарибальди родился в Ницце в 1807 году; 8 апреля 1833 года он прибыл в Таганрог на шхуне " Клоринда" с партией апельсинов. В одной из остерий города он познакомился с революционно настроенным земляком Кунео, членом общества " Молодая Италия". Разгоряченный идеями воссоединения своей Родины, тонким вином, кофе и молодостью, 24-летний Джузеппе обнял Кунео и сказал: " Отныне я твой друг навеки. Клянусь свою жизнь посвятить Италии". Клятву свою он сдержал. В Таганроге Гарибальди пробыл неделю. Перед отъездом, который состоялся 16 апреля, он посетил Каменную лестницу и единственный в Европе Инвалидный дом для моряков-иностранцев. Судьба не раз потом сталкивала Гарибальди с Россией. Достаточно вспомнить, что в 1862 году его лечил известный русский хирург и педагог Н.И. Пирогов, который обнаружил в воспаленной ноге Джузеппе невышедшую пулю не традиционно, пальпацией, что очень болезненно, а визуально. Высота стелы 5, 15 метра, материал - оштукатуренный кирпич. Авторы: таганрогский художник Ю. С. Яковенко и архитектор М. В. Баранов. Так как материал памятника недолговечен, по заказу Таганрогского отдела культуры горисполкома летом 1990 года был отлит в бронзе новый барельеф Гарибальди, но уже работы московского скульптора Льва Матюшина. Предполагалось, что на его открытие будет приглашена делегация правительства Италии. Августовские события 1991 года и дальнейшие хозяйственные неурядицы отложили эту акцию на 2 года. Памятник Ю. А. Гагарину и С. П. Королеву работы скульптора О. А. Комова может служить ярким образцом жанровой скульптуры. Это произведение столичного ваятеля в 1975 году демонстрировались на выставке в Москве. После закрытия выставки Советский Фонд культуры подарил скульптуру Таганрогской картинной галерее, где она со временем должна была занять достойное место в специальном парке, так как одновременно является хорошим образцом парковой скульптуры. Формирование музея парковой скульптуры затянулось на неопределенное время, поэтому в 1979 году было решено установить памятник на пересечении улицы Петровской и Украинского переулка. С тех пор квартал этого переулка с бульваром громко стали именовать сквером Космонавтов. Скульптура создана на живых впечатлениях автора. Образ академика Королева - доминирующий. Фигура его мощна и весома. Гагарин - весь динамичен и жизнерадостен. Королев как бы разговаривает не с Гагариным, а с потомками. Материал - бронза. Скульптура установлена прямо на газон, без пьедестала, что лишний раз придает ей жизненную правду и некоторую камерность. Памятник Степану Разину с дружиной возведен на набережной Дона в Ростове, неподалеку от Ворошиловского моста. Скульптор С. Коненков и архитектор Л. Лобак создали интересную жанровую композицию. Она состоит из 7 фигур, отлитых в бетоне на Московском скульптурно-производственном комбинате. Великий скульптор в высокохудожественной форме выразил и суровый характер удалого атамана, и его могучую, непреклонную волю, и мужество преданных дружинников, и трагическую обреченность сидящей в их окружении красивой и нежной княжны-персиянки. Подлинник этого выдающегося произведения, выполненный еще юным автором в дереве, находится в Москве. Предводитель крупнейшей крестьянско-казачьей войны середины XVII века Степан Разин вырос и возмужал на Дону. Неудивительно поэтому, что сохранилось немало мест, связанных с Разиным в станице Старочеркасской, например, дом, в котором он родился. А Кагальницкий казачий городок, в котором С. Т. Разин находился в апогее своей славы, разыскивается археологами. Многие улицы донских городов и сел носят имя Разина. Памятник Степану Разину является украшением музея истории Донского казачества. Его выполнил народный художник СССР Е. В. Вучетич. Что примечательно, так это необычайная трактовка образа народного героя. Перед нами уставший человек, полный трагических раздумий о судьбах Родины. Эту кровную связь с донской землей мы видим и в том, что Разин сидит прямо на пригорке, и в его некоторой сутуловатости, и в удивительном цветке, который он держит в правой руке. По мнению многих специалистов, скульптура Степана Разина в Донском музее - одна из самых лучших и лиричных работ Е. В. Вучетича. В Ростове и области жанровая скульптура весьма популярна. На шоссе Ростов-Новочеркасск, у Аксайского поворота взору путника предстает живописная скульптура " Вздыбленный олень", на газоне перед зданием аэропорта - " Играющие лошади", у Северного ростовского автовокзала - " Семья оленей" и " Великан", на Рабочей площади - " Журавли", в парке им. Вити Черевичкина - " Крокодил", " Царевны-лягушки", против кинотеатра " Россия" - " Цапля" и др. Материал этих жанровых работ различный: и бетон, и дерево, и бронза. " Журавли", например, подаренные в 1972 году ростовчанам днепропетровскими художниками, выполнены из бронзовой проволоки. Есть жанровая скульптура и в Таганроге, и в Волгодонске, и в Новочеркасске, и во многих станицах. В 1995 году по решению властей композиция " Григорий и Аксинья" перевезена из Ростова в станицу Вешенскую. Авторы этой работы - скульптор В. Н. Десянчук и архитектор Н.В. Можаев. Многие памятники связаны с героическими, полными драматизма, днями Великой Отечественной войны. Один из них - в Таганроге, в сквере против гимназии. Памятник таганрогским подпольщикам " Клятва юности" установлен 28 августа 1973 года к сорокалетию освобождения города от коричневой чумы фашизма. Шестьсот дней немцы оккупировали город. И почти все это время здесь действовала подпольная молодежная организация, такая же, как " Молодая гвардия" в Краснодоне. Только численность таганрогской организации была примерно в десять раз больше, да и дела здесь были помасштабнее. Подпольщики нападали на отдельные группы гитлеровцев, взрывали важные военные объекты, портили линии энергоснабжения, пускали под откос эшелоны с оружием, боеприпасами, техникой, вывели из строя десятки паровозов. Руководил подпольной организацией бывший пионервожатый школы №16 Семен Морозов (ему посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза). В 1943 году эсэсовцам удалось напасть на след героя, схватить его самого и товарищей, а затем расстрелять. Но отряд остался и продолжал борьбу до прихода советских войск. О подвиге таганрогских подпольщиков рассказывает в романе " Герои Таганрога" писатель Генрих Гофман. На сцене театра им. Чехова шел спектакль " Это было в Таганроге", повествующий о героях. В 1943 в Таганроге побывал Александр Фадеев с намерением собрать материал для романа, но масштабы таганрогской организации были побольше краснодонской, предательский клубок запутан сложнее, властям разрушенного города было не до писателя, и несколько обиженный Фадеев уехал в Краснодон. Памятник таганрогским подпольщикам называется " Клятва юности". Материал - сталь. Высота 4 метра. Авторы - таганрогские скульпторы В. М. и В. П. Грачевы, архитектор Е. В. Пантелеймонов. Монумент создан на средства, заработанные молодежью города на субботниках и воскресниках. Взору каждого, кто проходит мимо монумента, предстают мужественные фигуры юноши и девушки, дающих клятву, текст которой написан у их ног на гранитном листке: " Я, вступая в ряды борцов Советской власти против немецких захватчиков, клянусь, что: Буду смел и бесстрашен в выполнении даваемых мне заданий. Буду бдителен и не болтлив. Беспрекословно буду выполнять даваемые мне поручения и приказы. Если я нарушу эту клятву, пусть моим уделом будет всеобщее презрение и смерть".Скульптурная композиция доносит идею клятвы верности подпольщиков своему народу, нашим современникам. И невольно приходят на память стихи таганрогского поэта: " Поклонитесь, потомки, Героям народного мщенья! Был нелегок их путь, Но других не искали дорог. Поклянитесь, потомки. На площади этой священной Быть достойными тех, Кто погиб за родной Таганрог".Памятник " Клятва юности" - это символ высочайшего патриотизма и бесстрашия в борьбе за высокие идеалы. Мемориал " Борцы" создан в Петрушинской балке на окраине Таганрога, которую после войны горожане называют не иначе, как " Балка Смерти". Массовые расстрелы в ней начались вскоре после того, как 17 октября 1941 года Таганрог был оккупирован фашистами. Здесь были расстреляны более 10 тысяч ни в чем не повинных людей: стариков и детей, партийных и беспартийных, русских и евреев. Среди погибших и 164 подпольщика. По свидетельству очевидцев, чтобы в городе не были слышны выстрелы, в дни расстрелов над балкой все время летал самолет. Трупы в балке едва были прикрыты землей, а у въезда в нее была установлена табличка: " Запретная зона, за нарушение - расстрел. Зондеркоманда СС 10 а". На третий день после освобождения Таганрога, 1 сентября 1943 года огромная могила была вскрыта. Горожане увидели гору обезображенных трупов, и среди них - пятнадцатилетнего Алексея Непомнящего. Его опознал отец, которому подросток не раз говорил, возвращаясь с принудительных работ: " Я не выдержу этого. Не могу быть рабом! Обязательно перейду на сторону Красной Армии". В августе 1945 года на братской могиле в балке Смерти был установлен скромный обелиск. Разработка проекта мемориального ансамбля началась в 1965 году. В мае-июле 1967 года в городском Доме куль туры была выставлена для обсуждения работа Н. Я. Бута, В. П. Дубовика, Я. С. Заниса и А. Г. Касюкова. Проект ростовских архитекторов получил хорошую оценку, но не был реализован. Позже проект ансамбля был создан В. М. и В. П. Грачевыми, он был частично реализован в 1973 году, к 40-летию освобождения города Красной Армией. Высота стелы - 18 метров, рука от указательного пальца до основания - 4 метра. Первоначально эта аллегорическая композиция называлась " Жертвы", но после многочисленных дискуссий остановили выбор на названии " Борцы". В настоящее время начата очередная реконструкция мемориала. По замыслу таганрогского архитектора В. И. Черепанова, в комплексе будет использован минимум бетона, гранита и чего-либо искусственного. Склоны и дно балки покроет травяной ковер; от прежнего мемориала останутся верхняя площадка (на ней будет возведена арка-часовня) и лестница, ведущая к площадке для возложения цветов и траурных собраний. Над комплексом будет возвышаться крест из металла, облицованный брусьями лиственницы. По просьбе еврейской общины часть мемориала будет оформлена в соответствии с национальными верованиями евреев. В годы оккупации немцы совершили немало преступлений на территории нашей области. Одно из самых страшных из них - в Змиевской балке в Ростове. Здесь подверглись пыткам и были расстреляны свыше 27 тысяч гражданского населения. В небольшом мемориальном музее хранится коллекция фотоматериалов, свидетельствующих о страшных злодеяниях фашистов. На одной из них - в упор расстрелянный ростовский пионер Витя Черевичкин. Он погиб только за то, что не отдал немцу своих почтовых голубей. Мемориал в Змиевской балке был открыт 9 мая 1975 года. Его авторы - группа ростовских скульпторов и архитекторов: Б. Лапко, Е. Лапко, Н. Аведиков, Р. Мурадян, Н. Нерсесьянц. Руководил творческим коллективом Н. Аведиков. Ребенок обхватил колени матери, словно пытаясь спрятаться за нею. Женщина, в ужасе воздевшая руки к небу, старик, протягивающий связанные руки... Да, здесь были в основном женщины, старики и дети. В память о них днем и ночью, круглый год горит у подножия памятника Вечный Огонь. В балке всегда тишина. Но остановись, прислушайся. И ты услышишь крики и стоны людей, плач детей, смертельную дробь автоматных очередей. Через десятилетия доносят до нас эти страшные звуки неугасимая память и собирательный образ погибших, воплощенный в бетоне. Одной из ярких страниц летописи Великой Отечественной войны является крушение Миус-фронта. От Таганрогского залива через села Вареновку и Самбек и далее по правому берегу Миуса фашисты построили мощные укрепления на участке более 100 километров. Фортификационные сооружения совершенствовались почти два года, не имели ходов сообщения в глубину обороны, что исключало возможность отхода войск и вынуждало немцев сопротивляться до конца. Гитлеровская пропаганда пыталась внушить миру мысль о прочности и непреодолимости этого рубежа. Здесь, на Миусе, фашисты пытались взять реванш за разгром под Сталинградом. Именно здесь, на Самбекских высотах, в 1943 году решалась судьба Донбасса, Примиусья, донского края. Прорыв укреплений противника был осуществлен войсками Южного фронта в конце августа 1943 года. За героические действия в прорыве Миус-фронта и освобождение Таганрога стрелковым дивизиям 130-й, 416-й Азербайджанской, а позднее и 6-й гвардейской авиационной бомбардировочной дивизии было присвоено почетное наименование Таганрогских. Ведь Таганрог в годы Отечественной войны стал городом третьего салюта. Нелегкой была эта победа. На протяжении Миус-фронта погибли тысячи советских солдат. Поэтому по всей цепочке сел от Саур-могилы (ключевая высота Донбасса с отметкой 277, 9 метра) до Вареновки в память о погибших возведены монументы и мемориалы. Самый крупный из них - у границы полностью уничтоженного во время войны, а теперь возрожденного села Самбек, что в 9 километрах от Таганрога. Мемориал Славы на Самбекских высотах был открыт 7 мая 1980 года. Его авторы - бакинский скульптор Э. Шамилов и ростовские архитекторы В. И. и И. В. Григор. Памятник воздвигнут на самой высокой точке возле осыпающихся от времени окопов, разрушенных пулеметных гнезд, блиндажей на окраине села. Он представляет собой две бетонные стены - две стрелковые дивизии, освобождавшие эти места. Мужественные фигуры воинов-освободителей полны решимости и динамизма. Строй стен-солдат кажется таким же нескончаемым, как и поток благодарных потомков, которые ежегодно приезжают сюда в День Победы, 9 мая. В это время таганрогское автопредприятие организует регулярные автобусные маршруты из города. Мемориальный ансамбль находится в 75 метрах справа от автострады Ростов-Таганрог. Памятник " Ангел-воин". В таганрогском некрополе XIX-XX вв. есть уникальный памятник, связанный с драматическими страницами гражданской войны. В марте 1918 года в Таганрог (а он до 1924г. входил в состав Украины) прибыло украинское революционное правительство, так как, нарушив условия Брестского договора, немцы оккупировали почти всю Украину. Вместе с украинским правительством в город прибыл ЦК чехов и словаков-интернационалистов, образовавшийся в Киеве из числа военнопленных. В Таганроге начала издаваться на чешском языке газета " Свобода", которую редактировал всемирно известный писатель Ярослав Гашек (правда, в Таганроге он подписывал свои материалы как доктор Станков). 1918 году на Русско-Балтийском заводе в Таганроге работали 1700 чехов и словаков. Многие из них погибли в борьбе за утверждение идеалов революции. В память о них в 1927 году по проекту Я. Наврата установлен памятник из красного песчаника. Над могильной плитой склонился крылатый воин. Чудится ему стоило немало усилий, чтобы осенить крылом могилу павших воинов-товарищей. Но не безысходная горечь, не самоотречение и мука видны в застывших глазах воина. Наоборот, во всем облике - гордость за тех, кто сложил голову в ратном бою, завещал живым тернистые дороги, по которым шли они. Введение полуфигуры ангела говорит о стремлении скульптора сделать памятник представительным, запоминающимся. На пьедестале надпись на русском и чешском языках: " Из далекой страны мужей и дел великих уныло-грустный гений прилетел. Он опустился над братской могилой на прах сынов той измученной страны, из рук которых безжалостная смерть вырвала всепобедный меч Свободы". Этот текст, составленный в духе революционного романтизма, к сожалению, сохранился наполовину. Утрачена часть головы ангела-воина: мягкий песчаник осыпается при размораживании зимой. Памятник временно законсервирован цементным молоком, поэтому имеет искаженный цвет, нуждается в срочной реставрации. В таганрогском некрополе сохранилась удивительная коллекция мемориальной пластики. Ее художественная ценность - безусловна. К сожалению, часть этих произведений еще не обследована, не систематизирована и не взята под охрану государством. Значительное число надгробий выполнено в свое время безвестными итальянскими мастерами по заказу богатых таганрогских предпринимателей и доставлено в город морским путем. Памятники представляют собой не только великолепные произведения искусства (кстати, мрамор для своих работ итальянские мастера брали из тех же копей, что и знаменитый Микеланджело), но и добротный материал для нравственного воспитания детей и подростков. Например, на надгробии " коммерции советника Марка Спиридоновича Магулы" есть такая эпитафия: "... Но лезвие косы, стремяся к разрушенью, Стирает все с земли своею чередой, Богатство, почести - все предает забвенью. Добро одно живет за гробовой доской".Начертанная в 1833 году надпись звучит не как посвящение мертвому, а как завет живым, как моление о добре, о любви, о памяти. Многие эпитафии заставляют задуматься о бренности мира, о смысле жизни. Как, например, на могиле Апостола Егоровича Мамеледжогло, скончавшегося в 1891 году: " Для друга и отца сокрыт священный храм. Сокрылась жизнь его, но он у нас в сердцах. Мгновенье, может быть, одно нас разлучает, А быстрый смертный час - он нас к отцу сближает..."Мемориальная пластика в таганрогском некрополе. " Скорбящий ангел" на фамильном склепе Ф. Д. Котопули. В таганрогском некрополе сохранились могилы писателя И.Д.Василенко, дирижера и композитора В. Г. Моллы, выдающегося историка П. П. Филевского и других деятелей русской национальной культуры. Неподалеку от могилы П. П. Филевского - надгробье учителя словесности таганрогской классической гимназии А. Ф. Дьяконова, известного по рассказу А. П. Чехова " Человек в футляре" как Беликова. Дьяконов завещал свои средства на пенсион одиноким учителям, а свои дома - под городские начальные школы. На памятнике эпитафия: " Незабвенному Александру Федоровичу Дьяконову от благодарных учителей." В свое время Стендаль написал путеводитель по Риму, где указана самая значительная скульптура древнего города. Но, пожалуй, ни одна из них не может соперничать с памятником Котопули по глубине вызываемых эмоций. Памятник Котопули представляет собой не только художественную, но и историческую ценность: он описан А. П. Чеховым в рассказе " Ионыч" как склеп Деметти: " Памятник Деметти в виде часовни, с ангелом наверху: когда-то в городе С. была проездом итальянская опера, одна из певиц умерла, ее похоронили и поставили этот памятник. В городе уже никто не помнил о ней, но лампадка над входом отражала лунный свет и, казалось, горела..." Как художник слова Чехов мог, конечно, позволить себе некоторые неточности, описывая " город С": такой склеп установлен в 1872 г. на могиле Филиппа Дмитриевича Котопули, умершего в Таганроге в 1867 году, помощника директора Общественного банка и Действительного члена редакции при градоначальстве. Вторая неточность - итальянская опера в Таганроге была не проездом: таганрогский театр начинался с пятилетних гастролей итальянской оперы (такую роскошь в России позволил себе еще и Санкт-Петербург). Памятник представляет собой склеп с четырьмя арками, покоящимися на угловых рустованных колоннах. Верх главной арки (над входом) украшен медальоном, углы колонн - растительным орнаментом. Все сооружение покрыто куполом с башенкой прямоугольной формы, служащей пьедесталом для ангела. Во всем облике склепа чувствуется тихая грусть, затаенная печаль. Фигура ангела Скорби вносит в общую композицию мотив сентиментальности. Высота склепа со скульптурой - около 7 метров. Все сооружение облицовано белым мрамором. Лицо ангела Скорби поражает выразительностью. Ангел поддерживает крест, посаженный на пьедестал, диаметром 30 сантиметров. Это описание сделано автором 15 лет назад. Сейчас же состояние памятника удручающее. Чья-то безжалостная рука сбила крест. Мраморные плиты склепа наполовину обвалились. Лежит рядом и сбитый медальон. Лишенный креста, ангел призывно поднял правую руку, как бы предупреждая о нависшей опасности, а левую просительно протянул людям, не то взывая о помощи, не то выпрашивая у них пощады. Во всем облике шедевра мемориальной скульптуры - наша русская трагедия, трагедия нашей духовности и культуры. В заключение несколько советов по правилам " чтения" скульптуры. Анализировать любое произведение скульптуры лучше на расстоянии 2-3-х высот памятника, чтобы он попал в поле зрения. Если памятник обладает хорошо проработанной пластикой лица и одежды, его демонстрация допустима на расстоянии одной высоты. Если скульптура рассчитана на эффект силуэта, его динамики, то анализировать памятник лучше с расстояния 3-4-х его высот. Опознание памятника, хорошо " работающего" на силуэт, возможно с 10-12 высот. Высота памятника включает скульптуру и пьедестал, классическое соотношение между которыми обычно 0, 6: 0, 4. При оценке произведения скульптуры необходимо также учитывать, как оно " вписывается" в окружающую среду. Например, памятник " Клятва юности" в Таганроге, выполненный в авангардистском духе, без детальной проработки черт лица и складок одежды, не очень хорошо воспринимается на фоне классической архитектуры чеховской гимназии. Он был бы намного значительнее, если бы был установлен среди современных зданий или, наоборот, в зелени, например, в балке Смерти. Литература: Абрамов Л., Брюховецкий В., Присекин А. Поэт в Таганроге //Молот, 1989, 6 июня. Абрамов Л. Народный герой Италии //Таганрогская правда, 1987, №130. Андрианов В. И., Терещенко А. Г. Памятники Дона. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1981. Данцев А. А. Город на холме. - Новочеркасск: Изд-во НГТУ, 1993. Горемыкин Г. П. На Миусских рубежах (буклет). - Ростов н/Д: Ростиздат, 1982. Конва И. Трибуну революции //Молот, 1984, № 275. Кулишов В.И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987. На родине А.П.Чехова: Путеводитель-справочник. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1984. Немиров Ю. Памятник над заливом //Таганрогская правда, 1987, №171. Плевакин Б. Ермаку - донцы //Молот, 1989, 24 июня. Рассоховатский П. Сооружение памятника Петру I //Донские страницы. - Ростов н/Д: Ростиздат, 1975. Стоит Ермак, объятый думой... //Молот, 1989, №124. Федоровский В. Скорбящий ангел Котопули //Таганрогская правда, 1979, 27 февраля. Чеснок В. Рушат надгробия, похищают мрамор //Молот, 1989, №147. Ярошенко В. Вечный огонь нашей памяти //Молот, 1988, № 69.
|