Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Архитектурная экология
Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье Человека, Залог величия его... А. С. Пушкин Термин " экология" означает дословно " мысль о родном доме". В последние два десятилетия экологическая наука накопила такой большой банк информации, что стала интенсивно ветвиться. Появились новые отрасли знаний - экология человека, военная экология, политическая экология, экология нации, экология языка и другие. И хотя официально еще не объявлено о создании новой науки - архитектурной экологии, справедливости ради стоит признать, что необходимость в этом давно назрела. Под архитектурной экологией следует понимать взаимоотношения человека нынешнего с ценной в художественном отношении архитектурной пластикой прошлых эпох. Ведь в этом взаимодействии человек, безусловно, обогащается, а произведения архитектуры могут не только оберегаться, но, к сожалению, и гибнуть. Архитектурная экология предполагает три основных вида деятельности: · формирование заповедников или заповедных, т.е. охранных зон; · консервацию произведений архитектуры, живописи, интерьеров, произведений скульптуры, культовой и другой утвари; · реставрацию произведений архитектуры и скульптуры, мебели, утвари и т.п. Кроме того, назревает необходимость выделить в самостоятельную деятельность независимых органов надзора за качеством реставрационных работ. Такой многогранный характер экологические работы в области архитектуры приобретают благодаря колоссальному числу произведений русского зодчества, нуждающихся в защите. Например, в России на государственном учете состоят 150 тысяч памятников истории, археологии, культуры. Несколько тысяч из них ежегодно разрушаются. В Таганроге заслуживают внимания более 285 памятников, в Новочеркасске - порядка 130, в бывшей Нахичевани-на-Дону в 1975 году было выявлено 98 зданий в стиле русского классицизма, 20 - " кирпичного барокко", 19 - псевдобарокко, 22 - модерн и неоклассицизм. К сожалению, не во всех городах и поселках проведена исследовательская работа по выявлению памятников истории и культуры. Даже в границах старого Ростова она пока не завершена. Однако и первые шаги в этом деле позволили правительству России еще в 1970 году создать историко-архитектурный заповедник в Старочеркасске, а в июне 1981 года - литературный и историко-архитектурный заповедник в Таганроге (точнее, в границах старого Таганрога от морского порта до старинного железнодорожного вокзала). Кроме того, учитывая большую концентрацию памятников в Новочеркасске и Азове, два этих города еще в 1980 году были включены в утвержденный правительством список исторических городов России. Ростов вошел в этот список 10 лет спустя, но улицы Советская и Большая Садовая считаются историческими с 1980 года. Принципиальная разница между заповедными и историческими городами состоит в том, что в заповедниках всякое новое строительство запрещено, а если нужно " заполнить" какие-то провалы в застройке кварталов на месте уже разрушенных или подлежащих сносу строений, строительство ведется только по индивидуальным проектам с соблюдением масштабности и стилевых особенностей сопредельной застройки. В исторических же городах новое строительство запрещено только по красной линии застройки. Внутри кварталов новое строительство ведется, но без особого контраста в масштабности. Например, в исторически сложившейся одно-двухэтажной застройке Новочеркасска нельзя даже в глубине кварталов возводить дома в 9 и более этажей. В наши дни, когда атмосфера перенасыщена окислами азота, углерода, в туманные осенние дни, во время дождей воздух, благодаря высокой влажности, насыщается азотной и углекислотой. Выпадая на поверхность зданий и произведений скульптуры, кислотные дожди постепенно разрушают кирпич, бетон и особенно мрамор. Например, в таганрогском некрополе вся мраморная скульптура прошлого века стала шершавой на ощупь и утратила первозданный белоснежный цвет: с шершавой поверхности ни дождь, ни ветер не сносят и не смывают оседающую городскую пыль и копоть промышленных предприятий. При близком же исследовании выявляется утрата изначальных прочностных свойств мрамора, то есть скульптура разрушается. Это явление в реставрации носит название " каменного рака". Каменный рак - болезнь почти повсеместная. Она разъедает древние памятники и Афин, и Рима, и наших городов. Разница состоит в том, что в цивилизованных странах архитекторы давно научились консервировать памятники, покрывая их специальными растворами. В России крупномасштабные работы по консервации памятников выполнены в 1977 году лишь в Волгограде: гигантская скульптура " Родина-мать" на Мамаевом кургане спустя 10 лет после сдачи для обозрения была вновь одета в строительные леса, с которых с помощью специальных краскопультов наносились защитные растворы. Такие консервационные работы гарантируют сохранение памятников в течение 20 лет; затем процедуру необходимо периодически повторять. В нашей области такие работы пока не проводились. В таганрогском некрополе, как отмечалось выше, выполнены консервационные работы лишь на памятнике " Ангел-воин", и то на самом примитивном уровне: простая побелка известью или цементным молоком. Спустя год от такой " консервации" практически не остается и следа. Более серьезно ведется у нас консервация фасадов отреставрированных зданий. Она применяется на объектах так называемой " краснокирпичной эклектики" или " краснокирпичного барокко". Впервые пропитка облицовочного кирпича после цветовой расшивки швов была осуществлена в Таганроге при реставрации " Лавки Чеховых", а затем на более профессиональном уровне при реставрации старого вокзала. Для консервации кирпича используются растворы на жировой или любой водоотталкивающей основе. Как показала практика, консервация кирпича предупреждает его деструктуризацию, по крайней мере, в течение 15 лет. К сожалению, этот вид работ у нас мало изучен и находится в стадии эксперимента. Собственно реставрационные работы на Дону и в Приазовье ведутся давно и в довольно больших масштабах. На самом примитивном уровне реставрация памятников истории и культуры велась уже в предвоенные годы. Впервые в нашей области реставрация проведена в 1934 году к 30-летию со дня смерти А. П. Чехова, когда был восстановлен домик в Таганроге, в котором родился писатель. Дом был освобожден от жильцов еще в 1920 году благодаря инициативе местного краеведческого общества, возглавляемого М. Андреевым-Туркиным. В 1933 году по решению городского совета он был превращен в музей, а затем реставрирован. Слово " реставрация" в переводе с латинского означает " восстановление". Выполнению собственно реставрационных работ должны предшествовать историко-библиографические и историко-архивные исследования, графо- и фотофиксация памятника, его обмеры, различные зондажи, лабораторные исследования строительных материалов, проекты восстановительных работ и приспособления памятника для современных нужд. Ничего этого на мемориальном домике А. П. Чехова не выполнялось. Фасад дома восстановлен по старинной фотографии, а интерьер - по воспоминаниям старожилов и письменным сообщениям братьев писателя. Несмотря на почти интуитивное возрождение памятника, эту первую реставрационную работу можно признать удачной. Еще более ранняя попытка вести реставрационные работы на Дону сделана в начале XX века на Старочеркасском соборе. Надпись, обнаруженная на одной из икон, гласит, что для ее приобретения станичное общество вынуждено было продать часть степи. Кроме, Войско Донское обратилось в Императорскую археологическую комиссию с просьбой выделить 3073 рубля для поддержания Старочеркасского собора в должном состоянии. Свою просьбу оно подкрепило 65 фотоснимками, доказывающими необходимость такой реставрации (они и сейчас хранятся в Санкт-Петербургском отделении института археологии Российской Академии наук). Денег для восстановления одного из интереснейших памятников. Русского государства в то время, к сожалению, не нашлось. Широкие работы но реставрации памятников истории и культуры начались в нашей области лишь после организации в 1970 г. Ростовской специализированной научно-реставрационной производственной мастерской, что было вызвано созданием по инициативе М. А. Шолохова Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника. Первоначально эта мастерская дислоцировалась в Новочеркасске. Проектные работы выполняла небольшая группа архитекторов в составе 5-10 человек. Старейшим архитектором-реставратором Дона является Наталия Дмитриевна Бурдина-Цацак, которая и поныне работает в этой сфере. Именно она возглавила колоссальную работу по искусствоведческим исследованиям и разработке проекта реставрации старочеркасского собора, а сейчас - новочеркасского. По мере роста объема реставрационных работ группа увеличивалась, и к 1981 году в ней состояло уже более 20 специалистов: архитекторов, искусствоведов, инженеров. К этому времени производственная база мастерской была переведена в Ростов, а производственные участки открыты в Старочеркасской и Таганроге. В Новочеркасске осталась мастерская по реставрации мебели, а в Ростове создана мастерская по реставрации произведений станковой живописи. В 1981 году в связи с организацией в Таганроге музея-заповедника там был учрежден Северо-Кавказский филиал Российского института Спецпроектреставрация, существующий и поныне. Проектную группу из состава Ростовской производственной специализированной научно-реставрационной мастерской вывели и на правах самостоятельной творческой мастерской подчинили Северо-Кавказскому филиалу. То есть, наметилось четкое разделение функций: одни организации занимаются проектированием, другие же - только производством реставрационных работ под авторским надзором архитекторов-проектировщиков. В связи с приближающимся 300-летним юбилеем Таганрога и заметно возросшим объемом реставрационных работ в 1992 году на основании постановления правительства России №307 от 5 мая 1991 года в этом городе создано самостоятельное строительно-реставрационное предприятие " Юг". Основные объекты реставрационных работ в нашей области сосредоточены в Шолоховском районе, в Таганроге, Ростове, Новочеркасске, Старочеркасске и Азове. В числе первых были реализованы идеи реставрации усадьбы М. А. Шолохова в хуторе Кружилинском и дом в Вешенской, в котором писатель жил в своей молодости. Сложный и масштабный комплекс реставрационных работ ведется в станице Старочеркасской. Стоит задача восстановить в первоначальном виде не только Войсковой собор, но в подворье атаманов Ефремовых, монастырские кельи, Ратную церковь, Донскую церковь, церковь Петра и Павла, майдан, пристань, десятки казачьих куреней. Ведь в Старочеркасском музее-заповеднике на учете состоит 150 памятников истории и культуры. Все они относятся к XVII-XX векам. В Новочеркасске, несмотря на почти десятилетнюю дислокацию там производственной реставрационной мастерской, объем работ по реставрации относительно невелик. В свое время был реставрирован дом, в котором с 1901 по 1936 год жил выдающийся русский художник Крылов И. И., работавший в местном политехническом институте на кафедре архитектуры. Этот одноэтажный кирпичный жилой дом в художественном отношении не очень интересен, так как фасад его решен весьма лаконично. Да и состояние его для реставраторов было несложным: к моменту реставрации дом хорошо сохранился. Куда больший труд реставраторы вложили в восстановление первоначального облика дома художника-баталиста М. Б. Грекова, в котором он жил с 1924 по 1931 год. Этот дом был реставрирован в 1982 году к столетнему юбилею художника (музеефицирован он был значительно раньше, в 1957 году). Сложность работ состояла в том, что, во-первых, это хороший образец народного деревянного зодчества, во-вторых, дом частично горел и перестраивался. Дом одноэтажный, под железной крышей, сложен из деревянных пластин и обшит досками, которые раньше в Новочеркасске под праздники красились желтой глинкой. Облик постройки формируют филенчатые ставни, расположенные по обе стороны каждого из пяти окон уличного фасада, резные наличники и резная доска венчающего карниза. Главный вход акцентирован филенчатыми дверями и козырьком. В плане дом прямоугольный. В полуподвале расположены хозяйственные помещения. На первом этаже - гостиная, зала, две спальни, кухня, мастерская, выходящая окнами во двор. С северной стороны к дому примыкает веранда, которая использовалась живописцем как летняя мастерская. В период реставрации были полностью восстановлены конструкции крыши, так как установить первоначальный их вариант (до пожара) было несложно по сохранившимся следам врубок. Однако из эстетических соображений пришлось полностью заменить обшивку стен снаружи, хотя половина досок была в хорошем состоянии. В противном случае стены снаружи были бы многоцветными. Было сделано и еще одно отступление: наружные стены вместо желтой глинки были покрыты лаком, что не только улучшало эстетику фасадов, но и упрощало работникам музея эксплуатацию здания. В процессе выполнения реставрационных работ большие споры вызывал вопрос о покрытии пола. Ведь в изначальном виде полы в казачьих домах не красились, а мылись горячей водой добела. По настоянию заказчика - Донского Музея пришлось и здесь отступить от требований реставрационной науки и покрыть доски линолеумом. Наконец, извечный вопрос при приспособлении реставрируемых зданий под музеи - какие установить светильники? Реставрация дома М. Б. Грекова велась в то время, когда вездесущая коммунистическая партия решала все. Городскими властями было приказано смонтировать светильники, удобные для музея. Несмотря на ряд указанных отступлений, реставрацию дома художника можно считать качественной и удачной. Особое мастерство проявили резчики по дереву, сумевшие восстановить первоначальный сложный декор главного фасада здания. Уже более десяти лет идут реставрационные работы на Александро-Невской церкви в Новочеркасске. Она была построена в 1891-1896 гг. по проекту архитектора Н. Е. Анохина и не имеет ничего общего с характером архитектуры всех предыдущих зданий и сооружений в городе. Несмотря на общую массивность и кажущуюся статичность объема, купола церкви покоятся на удивительно легких опорах, что придает сооружению в целом легкость и грациозность. Церковь стоит неподалеку от атаманского дворца, на небольшой площади за бывшим Александровским садом. Благодаря отсутствию в непосредственной близости крупных зданий (если, конечно, не принимать во внимание убогих корпусов из силикатного кирпича, которые недавно воздвигнул техникум пищевой промышленности) храм воспринимается камерно, можно сказать, интимно, напоминая чем-то монастырское подворье. Однако, находясь на высокой точке рельефа по отношению к улице Степана Разина и другим кварталам, он одновременно является его великолепным художественным акцентом. Кроме того, церковь придала некоторую импозантность всему центральному административному району города. Компактный объем здания церкви облегчен аркадой боковых главок и увенчан полусферическим куполом. Колокольня, соединенная с храмом трапезной, была пристроена позже, в 1902 году. Тогда же храм был обнесен металлической оградой и со всех сторон устроены каменные паперти. В интерьере церкви сохранилась живопись масляными красками, выполненная художником Гордиенко в 1899 году. Внимание посетителя привлекает интересная роспись западной стены трапезной, где реалистически написана сцена встречи Александром Невским иноземных послов. Войдя в основное помещение храма, на северной стороне нельзя не заметить еще одно уникальное произведение: " Явление Христа народу". Это копия знаменитой картины Александра Иванова. Редкий случай, когда настенная религиозная живопись так откровенно использует в своих целях великое произведение русской живописи! Александро-Невская церковь была " реквизирована" относительно недавно - в четвертый " крестовый поход" большевизма, в конце 50-х годов. Ее утварь и иконы были переданы собору и Церкви Дмитрия Солунского, что находится на местном кладбище. В храме разместили склад боеприпасов соседней войсковой части, а для установки электрической сигнализации солдаты, воспитанные советской атеистической школой, рубили шкрабы, то есть пазы для проводов, прямо по произведениям живописи. Замечательную мозаику цветных стекол на окнах - настоящие витражи местные подростки-школьники выбили камнями. И хотя после таких акций вандализма до начала реставрационных работ прошло всего лишь двадцать лет, никто уже не может восстановить рисунок витражей, так как старинных фотографий витражей не осталось. На глазах одного поколения погибли уникальные произведения искусства. Заказчиком на реставрационные работы выступил Новочеркасский планетарий. Он пожелал приспособить алтарь для служебного помещения, собственно храм - для установки маятника Фуко, а трапезную - под лекционный зал. Но самое главное: по указанию Новочеркасского горкома КПСС было приказано ни в коем случае не восстанавливать крест, а только простой шпиль. Такое ничем не оправданное упрощение значительно бы исказило силуэт здания. В настоящее время купола храма покрыты медью, ведутся работы по восстановлению интерьеров и фасадов и он передан епархии. Редкий случай, когда затяжка с реставрационными работами сыграла на пользу дела. По проектам, разработанным под руководством архитектора Н. Д. Бурдиной-Цацак, в Таганроге в 70 годы были реставрированы " Лавка Чеховых", старый вокзал и здание картинной галереи (бывший дом Хандрина). Производственный участок реставраторов в Таганроге возглавлял тогда инженер Ю. С. Кукушин. Несмотря на отсутствие многих архивных материалов и проектной документации, результаты можно считать удовлетворительными. Энергии реставраторов хватило даже на то, чтобы из Киева привезти бывшую хозяйку дома Хандриных для консультаций по интерьерам. То было время становления таганрогской реставрационной школы. Не хватало водоэмульсионной краски для будущей картинной галереи (ведь в ее помещениях не должно быть бликов), и ее заменяли белилами с различными добавками, гасящими блеск. Не знали, как закрепить поверхность краснокирпичных стен вокзала - и искали водоотталкивающие жидкости методом постепенного исключения. Слои старой краски на балконных решетках снимали обычной лампой, " изобретали" и многие другие ухищрения. Все это были вынужденные приемы, обусловленные дефицитом строительных материалов и малым опытом работы. За все это спасибо реставраторам. Можно упрекнуть их лишь в мелочах: на старинных фотографиях вокзала в центре фасада был шпиль, который не восстановлен. Да и бывший дом Хандриных восстановили не полностью, без каретника. Эту работу реставраторы выполнили лишь в 1994 году. Среди крупных объектов с очень сложными работами в Таганроге следует выделить здание классической гимназии и дворец Алфераки. На гимназии пришлось полностью изолировать внутреннее пространство старого здания от послевоенных пристроек - двух боковых крыльев. Можно считать творческой находкой решение архитектора Волошиновой Л. Ф. выделить старую часть здания и на главном фасаде - желто-белый колер при сером колере правого и левого крыльев. В этом здании теперь разместился литературный музей. Пришлось полностью менять междуэтажные перекрытия, крышу и другие конструктивные элементы. Были выполнены колоссальные по объему историко-архивные исследования. Работы велись около 10 лет. Зато теперь перед нами - гимназия в ее первозданной красоте: и строгий, величественный актовый зал, и гимназический карцер, и классные комнаты. В этих пенатах сформировалось не одно поколение русской интеллигенции. Дворец Алфераки был загублен в 50-е годы, когда московские музееведы закрыли замечательную роспись потолков второго этажа кусками фанеры, разместив там экспозицию " Таганрог социалистический" (видите ли, социализм " не вписывался" в роспись итальянских живописцев). Но самое страшное было в другом: междуэтажное перекрытие дворца было поднято на полметра, в результате чего оконные плоскости " сели" почти на пол, а карнизы и потолочная лепнина стали восприниматься с большим искажением, неестественно крупно. Кроме того, великолепный девятиметровый двухсветный зал был тоже перекроен на два этажа, деревянные балконы-хоры были уничтожены. В настоящее время по проекту архитектора Е. Г. Рекало закончена реставрация дворца Алфераки. Ему возвращен первоначальный вид, и в этом немалая заслуга как строителей-таганрожцев, так и ростовских реставраторов-проектировщиков. Сложнейшие реставрационные работы завершаются сейчас в Таганроге на церкви святого Николая Святой Николай, во имя которого был построен храм, родился в 257 году в Анатолии. Следуя советам родителей, он с детства предался изучению Священного Писания. Вначале был чтецом, потом дьяконом, затем священником и, наконец, епископом. Для поклонения Святым местам он отправился в Палестину морским путем. Во время путешествия покорил своих соотечественников силой своих молитв: просил он утихнуть бурю - море успокаивалось, просил Всевышнего избавить от неприятностей - и они исчезали. Слава о святителе Николае и чудесах, которые он совершал, разошлась среди народов. Таганрогская церковь святого Николая заложена в 1777 году по ходатайству главнокомандующего Азовской флотилией контрадмирала О. А. Клокачева. Сохранилось предание, что она заложена именно на том месте, где 82 годами раньше в палатке ночевал Петр I. Строилась церковь деревянной, на каменном фундаменте, и была освящена в 1778 году. Принадлежал храм морскому ведомству. После присоединения Крыма и перевода Азовской военной флотилии в Севастополь храм превратился в обычную приходскую церковь. В 1803 году из нее в Севастополь вывезли иконы, утварь, иконостас. В дальнейшем прихожане восстановили внутреннее убранство церкви, а в 1845 году к ней была пристроена трехъярусная кирпичная колокольня с приделом во имя святой мученицы Параскевы. В связи с обветшалостью церкви таганрогский архитектор Трусов разработал в 1866 году проект расширения Параскеевского придела, капитального ремонта здания и значительного обогащения декора фасадов церкви. Проект был утвержден, в том же году начаты ремонтно-строительные работы, но из-за недостатка средств вскоре прекращены... Среди именитых прихожан церкви святого Николая были семья богатого купца Лободы, пригревшего когда-то мать Чехова; потомки известного благотворителя И. А. Варваци; отец городского головы Н. Т. Джурича, участвовавшего в защите Таганрога в 1855 году; старец Павел Таганрогский. Все ценности из Никольской церкви были изъяты сонетами в 1922 году. В декабре 1929 года была сделана первая попытка передать церковь Николы Морского, как ее ласково называли в народе, " под культурно-просветительные нужды", но до конца это решение доведено не было, и в храме продолжались богослужения. Из-за разрушения большей части таганрогских церквей посещаемость церкви святого Николая в 30-е годы заметно возросла. Во время немецкой оккупации в 1941-1943 гг. деревянная часть храма была отремонтирована и подготовлена для богослужения, но от сброшенных на следующий же день нашими самолетами бомб церковь сгорела, и богослужение велось исключительно в каменной части храма. И все же атеисты добились своего. Уже после Отечественной войны, в 1957 году верхние ярусы колокольни были взорваны, а над нижним устроено примитивное перекрытие. В 1960 году умники в горисполкоме создали очередную комиссию по определению дальнейшей судьбы храма. В начале 1961 года по решению горисполкома он был передан " добровольному" обществу " Буревестник", в трапезной разместился склад рыбкоопа, а двор отдали автоколонне. 23 февраля 1989 года горисполком передал ключи от этой каменной части церкви первому старосте возрождающегося храма Елизавете Кирилловне Щетининой. Вскоре в присутствии митрополита Ростовского и Новочеркасского о. Владимира церковь освятили, и в храме опять начались богослужения. Вернее, не в храме, а в его жалких остатках. Отец Владимир, являющийся экзархом Западной Европы, привез в храм святого Николая частичку мощей святого из Италии. Оттуда же он доставил и икону Николая Угодника. Северо-Кавказский филиал института Спецпроектреставрация передал выполненный на общественных началах проект реставрации здания церкви, благо сохранились многие старые чертежи и рисунки. Сейчас полным ходом идут восстановительные работы. Меценатами выступают общественные организации заводов " Красный котельщик", кожевенного, судоремонтного, комбайнового, правление банка " Донинвест". Правда, храм восстанавливается не в деревянном, а в кирпичном исполнении. И хотя до завершения всех работ пройдет еще немало времени, главное - храм стал действующим. И прав был М. Ю. Лермонтов, писавший: "...Так храм, оставленный, все - храм, Кумир поверженный, все - Бог." Именно в этой церкви до передачи ее 1820 г. в подчинение Екатеринославскому епархиальному управлению находилась " Чудотворная" икона Николая Чудотворца, найденная задолго до строительства храма, еще в 1498 г. Сейчас это икона находится в Киево-Печерской лавре. В храме уже открылась уникальная библиотека церковных книг, подаренная благочинным Таганрогского округа о. Александром (в миру А. Ф. Клюнковым). Это единственная на юге России библиотека такого рода. Литература: Гаврюшкин О. Николаевская церковь // Таганрогский вестник, 1991, № 7, 8. Киричек М. День святого Николая // Таганрогская правда, 1990, №100. Киричек М. Выбор Петра // Таганрогская правда, 1990, №146. Кулишов В. И. В Низовьях Дона. - М.: Искусство, 1987. Мирзоян Е. Наследство отца Александра // Таганрогская правда, 1989, №173. О комплексной реконструкции и реставрации культурно-исторического центра города Таганрога. Постановление №307 Совета министров РСФСР от 5 июня 1991 г. Петровский К. Чудотворная. - Ростов н/Д, 1995. Подьяпольский С. С. и др. Реставрация памятников архитектуры. - М.: Стройиздат, 1988. Решетников В. По просьбе адмирала // Таганрогская правда, 1988, № 89. Шулепова Э.А. (автор-составитель). Материалы свода памятников истории и культуры РСФСР. Ростовская область. - М.: Изд-во НИИ культуры, 1990.
|