Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Прибыль, виды, формулы расчета, факторы влияния






При́ быль — разница между доходами (выручки от реализации товаров и услуг)и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг.

Прибыль образуется в результате реализации продукции. Ее величина определяется разницей между доходом, полученным от реализации продукции, и издержками (затратами) на ее производство и реализацию. Общая масса получаемой прибыли зависит, с одной стороны, от объема продаж и уровня цен, устанавливаемых на продукцию, а с другой — от того, насколько уровень издержек производства соответствует общественно необходимым затратам.

Прибыль = Выручка - Затраты (в денежном выражении).

Факторы, влияющие на реализацию и предпринимательский доход

1)Производственные факторы связаны с объемом производства, его ритмичностью, материальной, научно-технической и организационно-технической оснащенностью, соответственно — качественными параметрами продукции, ее ассортиментом и структурой и т.д. и т.п.

2)Коммерческие факторы как бы подводят к финансовым факторам и охватывают в широком смысле понятие маркетинга: заключение хозяйственных договоров на основе самого пристального изучения действующей и перспективной конъюнктуры рынка, ценовое регулирование сбыта, его направление и организационно- экономическое обеспечение. Надежность прогноза коммерческих факторов опирается, с одной стороны, на страхование рисков (в основном, рисков утраты имущества, срыва поставок, отдаления или отказа от платежа), с другой — на привлечение солидных, платежеспособных клиентов (заказчиков, покупателей), что в свою очередь требует известных внепроизводственных затрат (представительских, на рекламу и др.).

3)Финансовые факторы, охватывающие и выручку от реализации продукции

(услуг), и предпринимательский доход от всех видов деятельности, включают соответственно: формы расчетов (предусматриваемые контрактом или определяемые оперативно); ценовое регулирование, в том числе уценку в случае замедления реализации; привлечение кредита банка либо средств из централизованных резервов; применение штрафных санкций; изучение и взыскание дебиторской задолженности, а также обеспечение ликвидности других активов; стимулирование привлечения денежных ресурсов на финансовых рынках

— доходов от ценных бумаг, вкладов, депозитов, аренды и иных финансовых вложений. Здесь немаловажен принцип " время — деньги": чем быстрее и полнее поступление доходов, тем эффективнее вся деятельность. Поэтому не следует пренебрегать дифференцированной в зависимости от сроков реализации и прогноза насыщения рынка уценкой, в том числе сезонной, периодической или разовой (временное падение доходов окупится высвобождением средств за счет ускорения их оборота), предпочтительной отгрузкой своей продукции наиболее надежным и быстрым плательщикам и другими мерами воздействия.

Различают:

• бухгалтерская прибыль — разница между суммой реализации (доходами от продажи) и расходами (издержками);

• экономическая прибыль — это остаток от общего дохода после вычета всех издержек, разница между бухгалтерской прибылью и дополнительными расходами, такими как: некомпенсированные собственные издержки предпринимателя, не учтённые в себестоимости, в том числе «упущенная выгода», затраты на «стимулирование» чиновников вкоррупционных экономиках, дополнительные премиальные работникам.

Обычно рассчитывают валовую (балансовую, общую) прибыль и чистую — остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений.

Балансовая. состоит из прибыли от реализации продукции (выручка от реализации продукции без косвенных налогов минус затраты (расходы) на производство и реализацию продукции) плюс внереализационные доходы (доходы по ценным бумагам, от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду и т.п.) минус внереализацион-ные расходы (затраты на производство, не давшее продукции, на содержание законсервированных производственных мощностей, убытки от списания долгов и т.д.).

валовая прибыль, которая представляет собой балансовую прибыль за минусом или плюсом финансового результата от операций с основными фондами (средствами), нематериальными активами и иным имуществом.

Во всех странах с рыночной экономикой прибыль облагается налогом. Поэтому на практике принято выделять налогооблагаемую прибыль. представляет собой валовую прибыль за вычетом отчислений в резервные фонды, доходов по видам деятельности, освобожденной от налогообложения, отчислений на капиталовложения.

В результате на предприятии, как это принято называть в теории и на практике, остается так называемая чистая прибыль. По своей величине она представляет налогооблагаемую прибыль за минусом налога на прибыль и налога на превышение фактических расходов на оплату труда по сравнению с нормируемой.

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги, и образуют фонды. В результате остается прибыль неиспользованная, или убыток, непокрытый деньгами.

Получение прибыли является обязательным условием и целью всей предпринимательской деятельности каждой хозяйственной структуры. При помощи прибыли (рентабельности) оценивается вся эффективность хозяйствования. Она является основным источником финансирования социального и экономического развития.

В настоящее время прибыль приобрела важную, ведущую роль в новом финансовом и хозяйственном механизме управления экономическим и социальным развитием. Она основа финансовой устойчивости, а также полного обеспечения доходов государства, населения и предприятия.

она обладает важным свойством - отражать конечный результат экстенсивного и интенсивного развития. Кроме того, прибыль является критерием эффективности воспроизводства, она - показатель с двумя границами: себестоимость и объем производства услуг или продукции (реализации).

В настоящее время выделяют такие виды прибыли:

1. Балансовая прибыль или убыток есть сумма прибыли или убытка, полученная от реализации финансовой деятельности, продукции, доходов от других внереализационных операций, причем они уменьшены на сумму всех расходов по данным операциям.

2. Прибыль от обычных видов деятельности или от реализации работ, услуг, продукции. Она является разницей между всей выручкой от реализации продукции по действующим ценам без спецналога, акцизов, НДС и затратами на то, чтобы ее произвести и реализовать.

3. Прибыль или убыток от финансовой деятельности и от других внереализационных операций является результатом по операциям, которые отражаются в счете 47 под названием " Реализация и прочее выбытие основных средств" и счет 48 под названием " Реализация прочих активов", а еще разницей между суммой все полученных и уплаченных пени, штрафов, неустоек, процентов, курсовых разниц по всем валютным счетам, прошлых убытков и прибылей, которые были выявлены в отчетном году и так далее.

4. Налогооблагаемая прибыль является разницей между балансовой прибылью и суммой рентных платежей, налогов на прибыль, налога на импорт и экспорт.

5. Виды прибыли продолжает чистая прибыль, которая направляется на социальное, производственное развитие, создание резервных фондов, материальное поощрение всех работников, на уплату в бюджет различных экономических санкций, на благотворительность и так далее.

6. консолидированная прибыль, сводная по всей бухгалтерской отчетности о деятельности и, кроме того, финансовых результатах дочерних и материнских предприятий.

ОСОБЕННОСТИ

-характеризует экономическую эффективность, конечный финансовый результат деятельности организации. На величину прибыли и се динамику воздействуют зависящие и не зависящие от организации факторы.

-обладает стимулирующей функцией. Прибыль организации после уплаты налогов и других обязательных платежей должна быть достаточной для выплаты дивидендов, расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации, материального поощрения работников.

-прибыль — один из источников формирования бюджетов разных уровней. Налог на прибыль наряду с другими доходными поступлениями в бюджет используется для финансирования выполнения государством своих функций, реализации государственных инвестиционных, производственных, научно-технических и социальных программ.

-является показателем, в котором отражаются эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности предприятия представляет собой положительную разницу между общей суммой доходов и затратами (расходами) на производство и реализацию продукции с учетом других хозяйственных операций.

За счет средств из прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятия, выплачиваются доходы (дивиденды) собственникам бизнеса (акционерам). При этом в процессе осуществления хозяйственной деятельности предприятие может лишиться не только ожидаемой прибыли, но полностью или частично потерять свой капитал. Отсюда вытекает, что прибыль является в определенной мере и платой за риск осуществления предпринимательской деятельности.

ЧЕТЫРЕ СПОСОБА РАСЧЕТА ПРИБЫЛИ

Одинаковый процент на весь ассортимент

Способ расчета валового дохода по общему товарообороту используют в случае, когда единый процент торговой надбавки применяют ко всем товарам. При таком варианте сначала устанавливают валовой доход, а потом уже наценку.

Бухгалтер должен применить формулу, которая приведена в документе:

ВД = Т x РН / 100,

где Т – общий товарооборот; РН – расчетная торговая надбавка.

Торговую надбавку считают по другой формуле:

РН = ТН / (100 + ТН).

В данном случае: ТН – торговая надбавка в процентах. Под товарооборотом понимают общую сумму выручки.

Каждому товару – свой процент

Этот вариант нужен тем, у кого на разные группы товаров надбавка не одинаковая. Сложность здесь в следующем, каждая из групп включает продукцию с одной и той же наценкой, поэтому необходимо вести обязательный учет товарооборота. Валовой доход (ВД) в таком случае определяют по следующей формуле:

ВД = (Т1 x РН + Т2 x РН +... + Тn x РН) / 100,

где Т – товарооборот и РН – расчетная торговая надбавка по группам товаров.

Простейшая наценка

Надбавку по среднему проценту может применять любая фирма, учитывающая товар по продажным ценам. Валовой доход по среднему проценту рассчитывают по формулам:

ВД = (Т x П)/100,

где П – средний процент валового дохода, Т – товарооборот.

Средний процент валового дохода будет равен:

П = (ТНн + ТНп – ТНв) / (Т + ОК) х 100.

Показатели, приведенные в формуле, означают следующее:

ТНн – торговая надбавка на остаток продукции на начало отчетного периода (сальдо счета 42);

ТНп – наценка на поступившие за это время товары;

ТНв – на выбывшие (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период). Под выбытием в данном случае понимают возврат товаров поставщикам, списание порчи и т. п;

ОК – остаток на конец отчетного периода (сальдо счета 41).

Посчитаем, что осталось

При подсчете валового дохода, по ассортименту остатка бухгалтеру необходимы данные о сумме торговой наценки. Для получения этих сведений, следует вести учет начисленной и реализованной надбавки по каждому наименованию товара. В конце каждого месяца проводят инвентаризацию, определяя эти суммы.

Расчет валового дохода по ассортименту остатка товаров проводят по формуле:

ВД = (ТНн + ТНп – ТНв) – ТНк.

Показатели означают следующее:

ТНн – торговая надбавка на остаток товаров на начало отчетного периода (сальдо счета 42 «Торговая наценка»);

ТНп – торговая надбавка на продукцию, поступившую за отчетный период (кредитовый оборот счета 42 «Торговая наценка» за отчетный период);

ТНв – торговая надбавка на выбывшие товары (дебетовый оборот счета 42 «Торговая наценка»);

ТНк – наценка на остаток в конце отчетного периода.

В общем случае формулу для расчета финансового результата от совершенной сделки можно записать следующим образом:

финансовый результат = (цена продажи – цена покупки) * количество лотов * размер лота – комиссионные * количество лотов ± банковский интерес

Как мы видим, финансовый результат складывается из трех частей: торгового результата, уплаченных комиссионных и банковского интереса.

Прибыль – это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Как экономическая категория, она характеризует финансовый результат предпринимательской деятельности и является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество производственной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал