Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кредит, сущность , формы и виды






Кредит относят к числу важнейших категорий экономической науки. Он активно изучается практически всеми ее разделами. Такой интерес к кредиту и кредитным отношениям продиктован уникальной ролью, которую играет это экономическое явление не только в хозяйственном обороте, национальной и международной экономике, но и в жизни общества в целом.

Кредит в переводе с латинского означает «долг», «ссуда».

Кроме того, он связан с иным близким по значению термином — credo, т. е. «верю». Соответственно, в кредите можно видеть долговое обязательство, напрямую связанное с доверием одного человека, передавшего другому определенную ценность или деньги. Кредит и кредитные отношения возникают из сделок, в которых одна сторона (кредитор) предоставляет другой стороне (заемщику) какую-либо ценность в обмен на обещание заемщика вернуть его или его эквивалент в будущем.

Однако одного доверия при осуществлении кредитования, конечно, недостаточно. Кредит является исторической экономической категорией, так как его возникновение связано со становлением товарно-денежных отношений. Первоначально кредит доставлялся в натуральной форме (зерно, скот, орудия да), а затем с развитием товарно-денежных отношений кредит приобрел денежную форму.

Кредит — это предоставление денежных средств или товаров (работ, услуг) на условиях последующего возврата этих денежных средств или оплаты предоставленных товаров (работ, услуг) в установленный срок, включая оплату процентов за их использование.

Кредитные отношения - это все денежные отношения, связанные с предоставлением и возвратом ссуд, организацией денежных расчетов, эмиссией наличных денег, кредитованием инвестиций, использованием государственного кредита, и т. п. Деньги выступают как средство платежа всюду, где присутствует кредит.

Средствами, которые можно использовать в качестве ссудного капитала может быть выручка предприятий от реализованной продукции (временно свободные деньги, хранящиеся на счетах предприятий), свободные денежные средства населения, хранящиеся на счетах в банках.

Кредит является средством межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала. Кредитные отношения обусловлены непрерывным кругооборотом средств в хозяйстве и позволяют эффективно использовать фонды денежных средств для нужд производства, торговли и потребления. В процессе кругооборота капитала свободные ресурсы, высвободившиеся в одних местах, могут быть использованы в других.

Кредит также необходим, для основы осуществления эмиссии денег как платежных средств. Любая эмиссия - результат кредитной операции. Прирост эмиссии - это прирост ресурсов ссудного фонда.

кредит – это предоставление одним товаропроизводителем другому товаров на условиях платности, срочности и возвратности, который образуется двумя способами: за счет денежных средств населения, находящихся на счетах в банках и за счет временно свободных денежных средств предприятий, которые находятся на их счетах. Кредит, как любой экономический элемент, выполняет определенные принципы и функции, о которых подробно будет рассказано в следующей главе моей курсовой работы.

Традиционно принято выделять следующие формы кредита:

- банковский;

- коммерческий;

- потребительский;

- государственный;

- международный;

- ростовщический.

Вид кредита — это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредитов. Единых мировых стандартов при их классификации не существует.

Кредит — это предоставление денежных средств или товаров (работ, услуг) на условиях последующего возврата этих денежных средств или оплаты предоставленных товаров (работ, услуг) в установленный срок, включая оплату процентов за их использование.

Формы кредита:

? товарная форма – это обмен товара на товар. Первыми кредиторами были субъекты, обладающие излишками предметов потребления;

? денежная форма – деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Эта форма активно используется и государством, и отдельными гражданами как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте;

? смешанная (товарно-денежная) форма – используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров;

? банковская форма кредита – наиболее распространенная форма. Именно банки чаще всего предоставляют свои ссуды субъектам, нуждающимся во временной финансовой помощи. При этом банк оперирует не столько своим капиталом, сколько привлеченными ресурсами;

? коммерческая форма кредита – кредиторами выступают хозяйственные организации. В его основе лежит отсрочка предприятием-продавцом оплаты товара и предоставление предприятием-покупателем векселя как его долгового обязательства оплатить стоимость покупки по истечении определенного срока;

? государственная форма кредита – возникает в случае, если государство в качестве кредитора предоставляет кредит различным субъектам;

? международная форма кредита – при такой форме состав участников кредитной сделки не меняется, в кредитные отношения вступают те же субъекты – банки, предприятия, государство и население, но отличительным признаком данной формы является принадлежность одного из участников к другой стране;

? гражданская форма кредита – основана на участии в кредитной сделке в качестве кредитора отдельных граждан, частных лиц. Может выступать как в денежной, так и в товарной форме;

? производственная форма кредита – использование кредита осуществляется на цели производства и обращения;

? потребительская форма кредита – использование кредита населением на цели потребления, он не направлен на создание новой стоимости, данный кредит лишь удовлетворяет потребительские нужды заемщика.

Вид кредита – это более детальная его характеристика по организационно-экономическим признакам, используемая для классификации кредита. В России кредиты классифицируются в зависимости от:

1. Стадий воспроизводства, обслуживаемых кредитом.

Хозяйственные организации, производящие продукт, расходуют полученные ссуды на приобретение средств производства, удовлетворение потребностей по расчетам по заработной плате с работниками и т.д. население получает кредит для удовлетворения своих потребительских нужд.

2. Отраслевой направленности.

Определяется тем, какая сфера деятельности кредитуется (промышленный кредит, сельскохозяйственный кредит и т.п.)

3. Объектов кредитования.

Определяется тем, на что направляются кредит (для приобретения товаров, для осуществления различных производственных затрат).

4. Обеспеченности.

Обеспеченность различают по характеру, степени (полноте) и формам. По характеру обеспечения выделяют ссуды, имеющие прямое (ссуды, выданные под конкретный материальный объект) икосвенное (ссуды, выданные на покрытие разрыва в платежном обороте) обеспечение. По степени обеспеченности выделяют кредиты с полным, неполным обеспечением и без обеспечения(бланковый кредит).

5. Срочности кредитования.

Выделяют краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные ссуды.

6. Платности за его использование.

Выделяют платный, бесплатный, дорогой и дешевый кредит.

 

 

31. Монополия, сущность, виды

Монопо́ лия (от греч. μ ο ν ο — один и π ω λ έ ω — продаю) — фирма (ситуация на рынке, на котором действует такая фирма-монополист), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая товар(ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей). Первые в истории монополии создавались сверху санкциями государства, когда одной фирме давалось привилегированное право торговли тем или иным товаром.

Монополия – это исключительное право производства, промысла, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству. Это означает, что по своей природе монополия – это сила, подрывающая конкуренцию и стихийный рынок. Абсолютная монополия, охватывающая всю экономику, полностью исключает механизм свободной рыночной конкуренции. В разных странах и в различные исторические периоды в экономике возникают различные виды монополий: естественные, легальные и искусственные.

Сущность монополий

Монополия – это абсолютное преобладание в экономике единоличного производителя или продавца продукции. Такое преобладание обеспечивает предпринимательской фирме (фирмам) или иным субъектам хозяйствования, добившимся монополии, т.е. монополистам, исключительное право распоряжения ресурсами, возможность давления на конкурентов, потребителей и общество в целом, возможность получения сверхприбылей и устойчивого получения прибылей вообще. Монополия может возникать как продукт естественного, либо искусственного монополизма.

В литературе термин «монополия» охватывает, как правило, широкий круг экономических структур, для обозначения которых в работах зарубежных экономистов применяются наряду со словом «монополия» термины «олигополия», «двусторонняя монополия». Двусторонняя монополия – это взаимодействие единого поставщика или объединенного покупателя (такая ситуация возможна в системах транспорта, энерго-, водо-, газоснабжения и иных существенно важных системах жизнеобеспечения общества). Олигополия – это наличие на рынках немногих поставщиков, число которых может колебаться от 2 («дуополия») до 7-8. Собственно «монополия» – явление достаточно редкое, если не сказать уникальное.

Можно выделить характерные черты чисто монополистического рынка:

1. На рынке существует только один продавец (mono – один, poleo – продавец – греч.).

2. Продукт фирмы уникален, у него не существует близких заменителей. Поэтому у покупателей нет выбора продавца.

3. Продавец контролирует цену, диктует её рынку. Он может сохранить и даже увеличить цену и при падении спроса, уменьшив объём производства.

4. Для проникновения на рынок существуют непреодолимые или крайне трудно преодолимые барьеры.

По мнению И.В. Липсица существует три типа барьеров, мешающих проникновению на монополизированные рынки новых конкурентов и изменению там ситуации к лучшему для покупателей:

• Юридические барьеры. Самыми древними формами таких барьеров были монопольные права, которые присваивались себе по праву сильного правителями и которые со временем получили название государственных монополий. Однако государство рождает монополию и тогда, когда выгоды от этого достаются преимущественно не государственной казне, а другим лицам или

организациям. Такие монополии представлены в виде лицензий и патентов на изобретения и научно-технические разработки.

• Естественные барьеры. В некоторых случаях рождение монополии становится неизбежным по сугубо объективным причинам. Барьеры, порождающие их естественны, т.е. закономерно присущи определённому рынку. Например, монополистом может стать фирма, купившая землю с месторождением полезных ископаемых. Закон защищает права собственника, даже если в итоге он стал монополистом. Также существуют монополии, возникновение которых обусловлено техническими или экономическими причинами. К примеру, технически почти невозможно создание в городе двух сетей канализации, подвода газа.

• Экономические барьеры. Такие барьеры возводятся самими фирмами монополистами или являются следствием неблагоприятной общеэкономической ситуации в стране. Почти 90% промышленного потенциала страны сосредоточено на крупнейших предприятиях. Добиться снижения этой гипермонополизации российской экономики крайне трудно в силу как раз общеэкономических причин, мешающих появлению новых фирм. Такими причинами могут быть высокие налоги, дорогая цена оборудования и т.д.

Первоначально монополизация охватила промышленное производство, а затем и остальные сферы экономической деятельности. Таким образом, классические капиталистические монополии возникли из среды мелких товаропроизводителей.

Уровень концентрации производства неизбежно ведёт к монополизации рынков товаров и услуг путём концентрации объёмов продаж сравнительно небольшим количеством товаропроизводителей. Эти хозяйствующие субъекты обладают рыночной и в целом экономической властью.

В России, как и в других странах, задолго до Октябрьской революции 1917 г. сформировались крупные монополистические структуры в сфере производства и обращения.

Если капиталистические монополии возникли “снизу”, из среды конкурирующих товаропроизводителей, то социалистические монополии создавались “сверху”, государством. Второе отличие состоит в том, что в условиях острой конкуренции монополистом на рынке может стать лишь предприятие с лучшими качественными параметрами производимой продукции, что достигается наличием мощного научно-технического потенциала. В условиях же тотального монополизма производство определённых видов продукции может быть организовано на предприятиях с отсталой технической базой. Для того чтобы получить прибыль монополисту достаточно установить монопольно высокие цены и навязать их потребителям.

Следующая отличительная особенность состоит в том, что плановая монополизированная система привела к хроническому дефициту, тогда как рыночная экономика избавлена от подобного явления. Плановое распределение ресурсов и подавляющего вида произведенных продуктов не способствовало удовлетворению потребностей общества. К началу 90-х гг. в стране возник дефицит практически всех товаров как потребительских, так и производственно-технического назначения. К этому следует добавить, что продукция отечественных товаропроизводителей все больше и больше становилась неконкурентоспособной, весьма далекой от аналогов зарубежных фирм.

Отличительной чертой выступает реакция экономики, да и государства на возникновение и развитие монополизма. Рыночная экономика фактически отвергла монополию. Опасность монополизации экономики была намечена давно. Но только мировые кризисные потрясения 20 – 30-х гг. нашего столетия показали разрушительные последствия деятельности монополий. Страны рыночной экономики, пережив экономическое и политическое потрясение, используя закономерности развития рынка, государственное регулирование, сумели переломить монополистические тенденции, твердо встали на путь защиты рыночной конкуренции, перешли от монопольных структур в экономике к конкурентным.

В отечественной экономике, к сожалению, все шло наоборот. Продолжались усилия по наращиванию концентрации не только производства и потребления, но и распределения и обмена. В конце концов, наша система превратилась в огромную организационную сверхмонополию.

Существуют разные виды монополий, которые можно классифицировать на три основных: естественная, административная и экономическая.

Естественная монополия возникает вследствие объективных причин. Она отражает ситуацию, когда спрос на данный товар в лучшей степени удовлетворяется одной или несколькими фирмами. В ее основе — особенности технологий производства и обслуживания потребителей. Здесь конкуренция невозможна или нежелательна. Примером могут служить энергообеспечение, телефонные услуги, связь и т.д. В этих отраслях существует ограниченное количество, если не единственное национальное предприятие, и поэтому, естественно, они занимают монопольное положение на рынке.

Административная монополия возникает вследствие действий государственных органов. С одной стороны, это предоставление отдельным фирмам исключительного права на выполнение определенного рода деятельности. С другой стороны, это организационные структуры для государственных предприятий, когда они объединяются и подчиняются разным главкам, министерствам, ассоциациям. Здесь, как правило, группируются предприятия одной отрасли. Они выступают на рынке, как один хозяйственный субъект и между ними не существует конкуренции. Экономика бывшего Советского Союза принадлежала к наиболее монополизированным в мире. Доминирующей там была именно административная монополия, прежде всего монополия всесильных министерств и ведомств. Более того, существовала абсолютная монополия государства на организацию и управление экономикой, которая основывалась на господствующей государственной собственности на средства производства.

Экономическая монополия является наиболее распространенной. Ее появление обусловлено экономическими причинами, она развивается на основе закономерностей хозяйственного развития. Речь идет о предпринимателях, которые сумели завоевать монопольное положение на рынке. К нему ведут два пути. Первый заключается в успешном развитии предприятия, постоянном увеличении его масштабов путем концентрации капитала. Второй (более быстрый) основывается на процессах централизации капиталов, то есть на добровольном объединении или поглощении победителями банкротов. Тем или иным путем или при помощи обеих, предприятие достигает таких масштабов, когда начинает доминировать на рынке.

Особый вид монополий – международные монополии. Экономической основой возникновения и развития международных монополий является высокая степень обобществления капиталистического производства и интернационализация хозяйственной жизни. Существуют две разновидности международных монополий. Первая – транснациональные монополии. Они национальны по капиталу и контролю, но международны по сфере своей деятельности. Например: американский нефтяной концерн «Стандард ойл оф Нью-Джерси», имеющего предприятия более чем в 40 странах, активы за рубежом составляют 56% общей их суммы, объем продаж 68%, прибыли 52%. Подавляющая часть производительных мощностей и сбытовых организаций швейцарского пищевого концерна «Нестле» размещена в других странах. Только 2-3% всего оборота приходится на Швейцарию. Вторая разновидность – собственно международные монополии. Особенность международных трестов и концернов – международное рассредоточение акционерного капитала и многонациональный состав ядра треста или концерна. Например: англо-голландский химико-пищевой концерн «Юнилевер», германо-бельгийский трест фотохимических товаров «Агфа-Геверт». Их число значительно не велико, поскольку объединение капитала разной национальной принадлежности сопряжено с большими сложностями: различие в законодательстве стран, двойное налогообложение, противодействие какого-либо правительства и т.д.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал