Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монопсония, сущность, виды
МОНОПСОНИЯ (от греч. mó no — один и opsō nia — закупка) — монополия покупателя, ситуация на рынке товаров и услуг, когда имеется только один покупатель и много продавцов. В широком смысле слова термин " монопсония" относят ко всем рынкам, где определяющее влияние на формирование цены оказывают покупатели, потребители товаров и услуг. Наиболее типичным ее проявлением является государственная монрпсония и монопсония на рынке труда. Виды. Монопсония государственная - рыночная ситуация, при которой государство является единственным покупателем какой-либо продукции (например, вооружения); зачастую используется как средство для поддержки некоторых отраслей (прежде всего сельского хозяйства), продукцию которых государство покупает по твердым ценам. В качестве примера, государственной монопсонии можно привести Советское государство, которое было практически единственным покупателем производимой колхозами и совхозами сельхозпродукции. Будучи монопсонистом на рынке этой продукции, правительство проводило политику зональной и внутризональной дифференциации закупочных цен. Хотя такая дифференциация официально объяснялась необходимостью учета природно-климатических условий, специализации и технической оснащенности хозяйств, фактически она заключалась в том, что хозяйства с высокими затратами на производство продавали свою продукцию государству по высоким ценам, а хозяйства с низкими затратами по низким ценам. Возможны также ситуации, когда монопсония является следствием конкурентных взаимодействий. «Коммерческая» монопсония носит временный, неустойчивый характер, т. е. быстро разрушается. Тем не менее в условиях сбалансированного рынка монопсония может приводить к таким негативным последствиям, что и монополия. Например, искусственное занижение цен, навязывание контрагентам невыгодных условий договора и пр. Подобные действия предприятий-монопсонистов преследуются антимонопольным законодательством. Чистая монопсония - редкое явление, как и чистая монополия. Она может существовать в небольших городах, в которых, например, единственная фирма нанимает всех трудоспособных жителей. Или правительство как единственный покупатель, в частности, ядерного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, поскольку продажа этого товара другим покупателям запрещена. Власть монопсонии - это способность единственного покупателя оказывать влияние на цены тех товаров, которые он закупает. Когда фирмы, обладающие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, увеличивается. Предложение производственных ресурсов фирме-монопсонисту характеризуется восходящей кривой. Фирма, обладающая властью монопсонии на рынке производственных ресурсов, максимизирует прибыль посредством покупки ресурса вплоть до того момента, когда предельные издержки на ресурс сравняются с доходом от предельного продукта данного производственного ресурса. Монопсония на рынке труда - модель рынка, на котором фирма «диктует заработную плату». В этом случае ставка заработной платы, которую фирма должна выплачивать, находится в прямой зависимости от количества нанимаемых работников. Такая ситуация характерна для рынков, на которых ограниченно представлена покупающая сторона (один или несколько нанимателей), согласованно действующая при найме работников. В условиях монопсонии кривая предельных издержек на ресурс (МРС) будет располагаться выше кривой предложенияресурса, так что фирма должна повышать ставки заработной платы при найме дополнительных работников. Максимизируя прибыль, фирма будет нанимать меньше работников и выплатит им более низкую заработную плату, чем на конкурентном рынке труда. Монопсония на рынке труда возникает при следующих условиях: на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой - либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда; данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии; этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.); фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу. Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма - наниматель труда. При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса - труда.
|