Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Религиозно-философские системы Древнего Востока






Проблема происхождения философии. Философия и мифология

КОНЦЕПЦИИ НАЧАЛА ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Линейный процесс; II. Необратимая смена стадий миф – логос; III. Cтадии сменяют друг друга;

«Из чего?», «Когда?», «Где?», «Как?», «Почему?». Где, когда – хронотопологические вопросы (история, география); как – процесс становления; Концепции:

 

Гносеологическая (Спенсер, Конт) – из эмпирических знаний, которое накапливалось в рамках мифа, затем возникло «противоречие в показаниях» - переосмысление мифа – логос. Недостаток: философия не может возникнуть из эмпирических данных

Мифогенная (Лосев, Гегель) – философия это высшая стадия мифа, зрелище для души (миф) становится зрелищем для ума (логос). Недостаток: философия не является событием, т.е. это «простое продолжение», а это не так

Ориентализм – синтез гносеологической и мифогенной концепций. Мол, к моменту логоса как высшей стадии мифа начали собирать эмпирические данные, в результате параллельных процессов философия «отрывается от корней». Недостаток: если философия возникает из мифа, она т.о. и не «возникает». Если философия возникает из внешних данных, то это не философия (т.к. начинается с осознания).

Социогенная – в результате разумности общество человека быстро начало развиваться. Это привело к развитию умственной деятельности как отдельного области, отсюда возникла философия.

 

Наиболее распространённой является мифогенная концепция. Миф был как бы первичным бульоном, в рамках которого уже был материал для философствования: слепым путём (слепым ли?) были выражены в мифах вопросы мироздания, жизни и смерти, некоторые вопросы логики и т.д.

 

ОСЕВОЕ ВРЕМЯ

Концепция Ясперса, который, в отличие от Шпенглера и др., утверждает, что человечество имеет единое начало развития. Прометеевская эпоха (копья, речь, огонь) – великие исторические культуры древности (Шумеры, Египет, Китай – письменность, зачатки науки, культуры) – Осевое время (-800…-200). В это время зарождается философия (Будда, Упанишады в Индии, Лао-цзы Конфуций в Китае, Заратустра в Иране, Гомер, Парменид Гераклит Платон). Ставятся «вечные вопросы» - философские и религиозные, которые актуальны по сей день. Развивается металлургия, грамотность, формируются социальные идеалы.

Религиозно-философские системы Древнего Востока

Под " древневосточной философией" понимают совокупность религиозно-философских систем, существовавших в VI - I вв. до нашей эры в цивилизациях Египта, Вавилона, Китая и Индии. Существенными чертами этой философии, выделяющей её в ряду других философских систем, являются:


* Размытость границ между философским и религиозным дискурсами.
* Ярко выраженный иррационализм.
* Приоритет онтологической проблематики над гносеологической.
* Интровертность мышления.
* Отсутствие антропоцентризма в познании (нет зацикленности на человеке).


Классическую форму древневосточная мысль обрела в Индии и Китае. Сохранилось достаточное количество письменных источников, дающих возможность, на основе анализа религиозно-философских систем Индии и Китая, составить представление о сущности и содержании древневосточного способа философствования. В основе специфики восточной философии лежит своеобразие Востока как типа культуры.

 

Причины своеобразия восточной культуры
* Климат и география.
* Традиционализм культуры.
* Громадная роль религии в общественной и индивидуальной жизни.
* Особенности антропологии и психологии людей Востока.

Особенности восточного мышления

* Оно более интровертно, чем западное мышление.
* Оно скорее эмоционально-образное, чем логическое.
* Разум понимается более широко, чем на Западе: это не столько человеческая способность, сколько космическая сила.
* Для восточного мышления не характерен антропоцентризм.


Религия и философия в Древней Индии

Восток неоднороден по своему составу и, несмотря на наличие общих существенных признаков, представлен цивилизациями и культурами, которые часто не просто различаются, а враждебно противостоят друг другу. Свои особенные черты имеет и древнеиндийская цивилизация. Это, прежде всего:

* Жесткая кастовая социальная структура.
* Интеллектуальная и религиозная пассивность людей.
* Интровертный характер религиозности
* Приоритет иррационального над рациональным.

Цивилизация древней Индии сложилась в результате синтеза культуры местных народов и культуры пришельцев с Севера - ариев. Именно арийская экспансия сыграла выдающуюся роль в становлении философии и религии в Индии.
В истории индийской философии выделяют три периода:

* Ведийский (1500-500 гг. до н.э.).
* Классический (500 г. до н.э. - 1000 г. н.э.).
* Индуистский (с 1000 года н.э.).

 

Сансара – «порочный круг» перерождений, приносящий душе страдания;

Карма – причинно-следственная связь между этическим поведением человека и его перерождениями;

Нирванна – цель волевых усилий человека по преодолению круга Сансары и достижению успокоения и ощущения единство всего во всём.

 

Китайская философия: это Даосизм и Конфуцианство.

 

Религиозно-мистическое учение даосизма было основано Лао-цзы в VI -V в.в. до н. э. “ Дао ”, “ инь - ян ”, “ ци ”, “ цзы ”. Категория " Дао " многозначна: Дао - сверхчувственная реальность, основа органической целостности Космоса и космический закон гармонии; Дао - индивидуальная мера человеческого поведения, необходимого для гармонии Поднебесной. Пара категорий " инь - ян " обозначает противоположные, циклически доминирующие во взаимодействии силы, начала Вселенной, которые составляют два предела, ограничивающих круги перемен мира. " Ци " обозначает универсальный субстрат мира, который поддерживает равновесие сил инь-ян. Категория " цзы " означает одновременно и знание о мире, которое дает возможность правильно действовать в нем, и мудреца-учителя, который использует это знание для упорядочивания основной структуры Космоса: " Небо-Человек-Земля".

3. Содержание концепта «дао» в конфуцианстве

Центральное понятие даосизма - " Дао - выступает в качестве всеобъемлющего мировоззренческого понятия. Дао - первоначало всего существующего и происходящего в мире, а также универсальный закон мироздания. В Дао всё сущее находит не только своё начало, но и свой конец, завершение. Дао первично даже по отношению к Богу. Оно имеет двойственный характер и проявляется как:

* Дао, обладающее именем.
* Дао безымянное.


Второе Дао обладает такими свойствами, как бесконечность, невидимость, бестелесность, неизменность. Дао, обладающее именем, напротив, делимо, состоит из мельчайших частиц (ци), каждая из которых содержит образы вещей. Оно связано с первым Дао. В основе всего лежит Дао, которое первично. Его можно уподобить небытию, поскольку оно не имеет имени. Назвав его, мы превращаем его в бытие. Бытие - это Дао, имеющее имя. Даосизм развил учение о гармонии, которая состоит в единстве " инь" и " янь". Гармония вещей состоит в том, что они заключают в себе противоположности и в том, что они переходят в противоположное себе благодаря максимальному возрастанию одной из противоположных сторон.

 

Даосизм занимал маргинальное положение в Китае, уступая первенствующую роль конфуцианству. Его отношения с официальной системой китайского общества были вполне нейтральными, однако в кризисные времена отмечался приток в ряды даосов со стороны простых китайцев. Даосизм более мистичен, он предлагает систему хранения и передачи знаний. Эту роль выполняли и выполняют сейчас монахи - даосы.

 

У даосов имеется свой этический идеал, который они противопоставляли конфуцианскому этическому идеалу. Этот идеал называется " Шэн-жень " - совершенно-мудрый. Даосы отвергали такие качества, как человеколюбие, справедливость, сыновью почтительность, считая их простыми внешними церемониями, не имеющими духовной подоплёки. Только человек, обладающий дэ, считается нравственным.

 

Свой идеал социального устройства даосы видели в патриархальном образе жизни. Нужно возвратиться к истокам, к неиспорченному знаниями и предписаниями состоянию. Чем невежественнее народ, тем им лучше управлять.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал