Особенности древнегреческой философии, основные школы, проблемы, представители
Начинается с -6 века и по 529 год, когда римский император Юстиниан закрыл Платоновскую Академию - последнюю философскую школу античности. Возникновение и формирование античной философии шло в русле общественной жизни, в рамках определения отношения человека к миру. Оно осуществлялось через критику антропоморфизма мифологии, через создание категориального каркаса мыслительного процесса. В поисках первоначала мира и его осмысления философы античного мира выходят на уровень таких абстрактных понятий, как хаос и космос, материя и идея, душа и ум.
Если хаос воспринимался как бесформенное, неопределенное состояние мира, его первоначало, то под космосом подразумевалось упорядоченное, целостное понимание мира. А вся жизнь природы, человека и общества представлялась как движение от хаоса к космосу. Для описания этого движения в греческой философии были созданы понятия " материи" и " идеи": под материей понималась некая потенция, а идея воспринималась как формообразующий принцип, как космическое творчество. Материя и идея ассоциировались с определенным веществом, что было вполне нормально для античного мира с его пассивно-созерцательным восприятием действительности. Познание мира ограничивалось внешней, феноменальной стороной природных явлений и фактов. Материя и идея соотносились как страдательное и деятельное начала и в своем единстве обеспечивали многообразие предметной реальности мира как чувственно-материального космоса.
Основные категории античной философии
Космос - абсолютный объект античной философии, существовавший всегда, ни от кого не зависящий, являющийся причиной самого себя и воспринимающийся как чувственный. Материя - массивное начало космоса, потенция любых явлений действительности. Идея - активное начало космоса, формообразующий принцип бытия. Душа - то, что связывает материю и идею. Ум - целесообразная заданность мира, орган управления им. Судьба - непостижимая человеком предопределенность событий и поступков.
Периодизация истории античной философии
* Натурфилософский период - 7 - 5 вв. до н.э. * Антропологический период - 5 - 3 вв. до н.э. * Систематический период - 3 - 2 вв. до н.э. * Этический период - 3 в. до н.э. - 3 в. н.э. * Религиозный период - 3-4 вв. н.э.
НАТУРФИЛОСОФСКИЙ ПЕРИОД
Главные проблемы * Проблема первоначала космоса; * Единство и разнообразие мира.
Основные направления и школы * Ионийская (Милетская) натурфилософия. * Пифагорейский союз. * Элейская школа. * Атомисты. * Гераклит Эфесский.
Ионийская натурфилософия Представлена Милетской школой. Главное в ней - учение о субстанции, под которой понималась чувственно воспринимаемая материя. Наиболее известные имена: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.
Фалес - Основополагающим началом считал воду, жидкость. Анаксимандр - Субстанциальное начало космоса - апейрон. Анаксимен - Всякая материя возникает из сгущения и разжижения воздуха.
Пифагорейский союз Главное в учении Пифагора * Форма есть активное начало, превращающее аморфную материю в мир осязаемых вещей. * Число есть первоначало сущего. Все соисчислимо. * Математика - главная наука.
Элейская школа Основное в этой философии - учение об абсолютности бытия. Истинное бытие неизменно, неделимо, безначально, бесконечно, всеобъемлюще, недвижимо. Наиболее известные представители: Ксенофан, Зенон, Парменид.
Ксенофан - является основателем школы. Утверждал, что целостность и неделимость бытия обеспечивает Бог, обладающий всеми возможными совершенствами. Считается предшественником античного скептицизма. Парменид - его считают ключевой фигурой в раннегреческой философии. Главное у Парменида - учение о бытии как едином, неизменном, всемогущем и всеблагом. Он противопоставляет бытие и небытие, истину и мнение, чувственное и умопостигаемое. Написал трактат " О природе". Зенон - знаменит своими апориями, - аргументами против возможности движения: " Дихотомия", " Стрела", " Движущиеся тела". Зенон не признавал никакой другой реальности, кроме пространственно протяженной.
Атомисты Получили свое название из-за того, что центральным понятием их философии является атом. Абсолютного бытия не существует. Есть только относительное бытие, характеризующееся возникновением и уничтожением. В основе бытия - множество самостоятельных атомов, сочетание которых образует вещи. Атомистами были Левкипп и Демокрит.
Гераклит Эфесский * Все находится в постоянно меняющемся состоянии. * Началом всего сущего является огонь, наделенный свойствами божественности и вечности. * Идея упорядоченности и соразмерности мира выражена в понятии Логоса. * Считается создателем диалектики, понимаемой как учение о единстве противоположностей. Ему приписывают изречение: " Нельзя дважды войти в одну и ту же реку". * Основной философский труд: " О природе".
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
Этот период связан с началом кризиса античного общества. Косвенным свидетельством этого служит появление и распространение идей, пропагандирующих релятивизм и субъективизм. В философии на первый выдвигается дискурсивный, логический подход к вещам. Отрицается возможность универсалий в познании и практике. " Модными" становятся софисты - платные учителя мыслить и говорить. Их интересовала не истина, а само искусство спорить, достигать победы за счет использования формально-логических приемов, казуистики, введения оппонента в заблуждение.
Главное в софистике * Общей чертой софистики считают релятивизм, нашедший выражение в высказывании Протагора: " Человек есть мера всех вещей". * Софисты противопоставляли природу как устойчивую и постоянную часть реальности обществу, живущему по изменчивым законам. * Софисты разрабатывали негативную форму диалектики. Они занимались учительством, призывали людей защищать любую точку зрения, ибо абсолютной истины не существует. * Термин " софистика" стал нарицательным. Софистом называют человека, занимающегося пустыми разговорами, затемняющего при споре существо дела. * Основные представители софистики: Протагор и Горгий.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД
На смену разрозненным учениям о субстанции, познании, человеке приходят попытки системного анализа. У первых представителей философии этого периода налицо отрицательное отношение к софистике. Познание и практика согласуются через нравственную деятельность. Целью познания объявляются общезначимые понятия. Главные представители систематического периода: Сократ, сократики, Платон, Аристотель.
СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ
Созданы учениками и последователями Сократа. Распространяли и развивали его философию, критиковали софистов. Выделяют три основных школы сократиков: киренаики, киники, мегарики.
Киренаики * Представители: Феодор Киренский, Гегесий, Антипатр. * Проповедовали гедонизм - учение о высшем наслаждении. * Отрицали необходимость познания природы, считая её непознаваемой; * Чувственное познание считали единственно верным познанием.
Киники * Основателем считается Антисфен. Основные представители: Диоген Синопский, Кратет. * Утверждали, что философия - это не беседы о смысле бытия, а образ жизни. * Киники учили человека жить, опираясь только на самого себя, " уходить из мира". Проповедовали бедность, испытания через лишения. Их называют античными хиппи.
Мегарики * Основатель - Евклид из Мегар. Главные представители: Евбулид, Диодор Крон, Стилпон. * Развивали учение Сократа о благе как едином и неподвижном бытии. * Для обоснования взглядов о добре и благе активно применяли софизмы: рассуждения, в которых для опровержения или чего-либо используются логические противоречия. Широко известны софизмы Евбулида: Лжец", " Лысый", " Куча".
|