Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мораль Ветхого Завета
Наиболее важным текстом Ветхого Завета являются 10 заповедей, которые фактически являются моральным каноном иудеев: В Ветхом Завете народ Израиля предстает как любимый сын Бога. Мораль покоится на представлении о братстве людей. Принятие Единого Бога - условие этого братства и тем самым громадный шаг на пути к духовности. Как указывает P.M. Грановская, Бог в иудаизме отражает нравственные идеи, и вера в Бога понимается как выполнение заповедей Бога. Особо подчеркивается, что тот, кто совершает нравственные деяния, становится соучастником Господа в создании Мира. Мораль в иудаизме определяется поведением. В иудейской традиции никогда не позволялось вторгаться в душевную жизнь людей. Требовалось только правильное поведение и поступки, предусмотренные Законом. Такой подход контролировал внешне выраженные поступки и толкал к достижению практических результатов. Причем общий характер этих поступков должен был не противоречить идее справедливости. Таким образом, вырабатывался активный, волевой, революционный характер, чуждый созерцательности, свойственной арийским народам с их представлениями о личном бессмертии и вечном возвращении. P.M. Грановская отмечает, что в иудаизме этичность поступка определялась его верностью Закону. Понимание праведности включало и отношение к себе (непорочен, прост, целен), к людям (справедлив, прям, добродетелен) и к Богу (богобоязнен и далек от зла). Тем самым, хотя запрет завидовать и желать чужого отмечен еще в 10 заповедях, - эта религия в значительной мере - религия внешних дел и кодекса сакральных и гражданских законов. Главную роль в данном вероучении играет правильный образ жизни - Галаха. В раннем иудаизме религия в меньшей степени вторгалась в душевную жизнь. Однако постепенно закон Торы все больше распространился на область мыслей и чувств человека, акцентируя внимание на запрете завидовать и даже в мыслях не желать того, что принадлежит другому. Чувство греха возникло у евреев как способ примирить веру и собственную избранность с реальной жизнью. Ведь каждый мог видеть, что при бедствиях погибают не самые грешные и спасаются не самые праведные. Для объяснения такой несправедливости любой личный неуспех, как и поражение всего народа, объясняли тем, что иудеи погрязли в пороках: не соблюдали Закон, были идолопоклонниками, заключали браки с язычниками. За это они должны были быть сначала наказаны, т.е. должны пережить неуспех, а уж затем узреть отеческую любовь Бога (быть избранными и вознагражденными). Таким образом, вначале возникло понятие не индивидуального, а коллективного греха. Впадал в грехи и подвергался наказанию весь народ, а Царствие Божье наступит и справедливость восторжествует только тогда, когда Весь Израиль начнет по-настоящему соблюдать все заповеди. Особенно отчетливо активный характер учения виден в разных определениях греха и предписанных способах его прижизненного исправления. Нарушение заповеди - грех. Однако само понимание его претерепело существенную историческую трансформацию. В Ветхом завете слово «грех» означает упущенную возможность пойти по праведному пути. В этом значении слова еще не звучит осуждения. В Библии есть несколько слов, обозначающих грех. Первое - «ашам» - ближе всего к понятию греха как приставшей нечисти, это - не вина, а скорее несчастье. В таком понимании грешник - это всего лишь запутавшийся брат, и к нему евреям предписывалось относиться снисходительно, ибо Бог милостив и многотерпелив. Понимается, что человек совершил некоторые проступки скорее нечаянно (по неведению), чем сознательно и должен принести очистительную жертву (заплатить). Второе - «хатат» — такой грех очищается через воду, это то, что можно смыть (исправить). Третье -«пеша» - означает преступить границу, это отступничество, измена. Совершить грех «пеша» - значит, перейти границу, откуда возврата нет. Четвертое - «аввон» - наиболее общее понятие греха. Происходит от слов «блуждать», «уклониться». Таким образом, представлена последовательность действий: сбившись, вернуться на верный путь, ошибку исправить, за урон заплатить, от надвигающегося зла уклониться и, наконец, есть такие деяния, последствия которых в течение земной жизни не исправимы (P.M. Грановская, с. 240). Страх Божий рассматривается в иудаизме как начало мудрости, начало, безусловно, положительное. Его благотворное влияние усматривалось в том, что он освобождает людей от страха перед другими людьми, защищает слабых и лишает преимущества сильных. Страх служит одним из обозначений божества. Человек бессилен, он орудие Бога. В полном согласии с этими взглядами любая удача трактовалась как вознаграждение за послушание Богу, а несчастье как кара за непослушание, в частности в болезни видели наказание за своеволие и проступок. Под влиянием страха Божьего среди проявлений морального совершенства на первое место ставится смирение. Главная идея Ветхого Завета - это воспитание людей в страхе перед Богом, в послушании ему и в сохранении дистанции между Богом и людьми (P.M. Грановская, с. 243). Как пишет М. Фишбейн, договор иудеев с Богом включает в себя множество предписаний - мораль, гражданское устройство, религию. Наличие договора дает возможность еврейскому народу чувствовать, что он исполняет Божественную волю. Договор превращал весь мир и все происходящее в нем в свидетельство Божественного участия. Поэтому история, по Библии, не была бессмысленным нагромождением событий, а природа слепой силой. И то, и другое становилось орудием и судом в руках Бога. С точки зрения библейской религиозной идеологии возвышение и падение наций, природные явления и т.п. всегда являлись реакцией Бога на те или иные поступки Израиля. Мир всегда обновлялся благодаря благочестию и раскаянию, однако он же погружался в пучину бедствий и отчаяния вследствие самоуверенности и греха (М. Фишбейн, с. 487-488).
|