![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании
1. Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности. 2. Интеграция образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании может осуществляться в разных формах, в том числе в форме: 1) проведения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения; 2) привлечения образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, работников научных организаций и иных организаций, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, а также научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, работников образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной (научно-исследовательской) деятельности; 3) осуществления образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, и научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий; 4) создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования; 5) создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 23. Научно-исследовательская работа обучающихся, принципы и формы ее организации. Студенческое научное общество. Главная задача научного общества обучающихся (НОО) - дать им возможность развить свой интеллектуальный потенциал в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуально-типологических особенностей обучающихся, их склонностей, эрудиции и способностей. При этом существует главное правило участия в научноисследовательской работе обучающихся - никакого принуждения и насилия над их личностью. Основными целями научного общества обучающихся являются следующие: 1. Расширение кругозора обучающихся в области достижений отечественной и зарубежной науки. 2. Выявление наиболее одаренных обучающихся в разных областях знаний и развитие их творческих способностей. 3. Активное включение обучающихся образовательного учреждения в процесс самообразования и саморазвития. 4. Совершенствование умений и навыков, уровня знаний и эрудиции в интересующих областях науки. 5. Привитие первоначальных навыков к исследовательской (проектной) деятельности. 1. Включение в научно-исследовательскую работу обучающихся в соответствии с их научными интересами. 2. Привитие навыков обучающимся работы с различными источниками информации, формирование культуры научного исследования. 3. Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи обучающимся в проведении экспериментальной работы. 4 Организация индивидуальных консультаций промежуточного и итогового контроля в ходе научных исследований обучающихся. 6. Рецензирование научных работ обучающихся при подготовке их к участию в конкурсных конференциях. 7. Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиада и др. 7. Редактирование и издание ученических научных сборников. В зависимости от содержания и порядка осуществления НИДС по отношению к учебному процессу, можно классифицировать эту деятельность по следующим основным видам: 1. Научно-исследовательская работа, встроенная в учебный процесс, которая предусматривает следующие организационные формы: - выполнение индивидуальных заданий (рефератов), лабораторных работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований; - выполнение конкретных нетиповых заданий в период производственной практики; - планирования и организации научного эксперимента, обработки научных данных. 2. Научно-исследовательская работа, дополняющая учебный процесс. 3. Научно-исследовательская работа, параллельная учебному процессу. Основными наиболее действенными организационными формами НИДС являются: - студенческие научные группы по проблемам; - участие студентов в состязательных мероприятиях различного уровня (региональные, всероссийские, международные): научные семинары, конференции, симпозиумы, смотры/конкурсы, олимпиады по дисциплинам и специальностям; - организация специальных факультативов, курсов, программ с группами наиболее способных и мотивированных к науке студентов; - введение курса «Основы научных исследований» во все учебные планы с целью подготовки студентов к выполнению самостоятельной научной работы путем привития им умений, навыков выполнения научно-исследовательских работ (НИР), ознакомления с методами НИР; - привлечение студентов к различным видам участия в инновационной деятельности. Основными формами представления исследовательской работы являются: • курсовая работа; • учебно-исследовательский проект; • доклад; • сообщение по теме; • дневник педагогических наблюдений; • алгоритм решения конкретной задачи; • конструкция дидактического средства; • аннотированный библиографический список; • терминологический словарь; • реферат; • аннотация; • план решения проблемы (простой или сложный)
Студенческое научное общество (СНО) начало свое существование в феврале 1923 года, когда наиболее активные студенты, занимающиеся в различных СНК, объединили свои усилия на базе хирургического кружка под руководством профессора В. В. Гориневской. СНО сегодня — это мультифункциональная организация, включающая в себя несколько отделов, каждый из которых успешно осуществляет свою работу по выполнению поставленных перед ним задач: · отдел координации деятельности СНК (отдел контролирует качество работы СНК); · отдел межвузовского взаимодействия; · международный отдел; · отдел координации олимпиадной деятельности; · информационный отдел (каждое студенческое научное событие, тематические статьи от СНК, информация о научно-исследовательской деятельности студентов); · организационно-технический отдел (занимается подготовкой презентаций, техническим сопровождением конференций и собраний, оформлением стендов, календарей, фильмов, буклетов); · волонтерский отдел (студенческое научное общество, помимо организации научных мероприятий в целях разностороннего развития и воспитания студента, как неординарной личности активно занимается благотворительной и волонтерской работой). В процессе учебной работы я создаю условия для овладения студентами методами познания: 1. Логические методы: анализ; сравнение; индукция; дедукция; абстрагирование; моделирование; гипотеза. 2. Эмпирические методы: наблюдение; описание; систематизация; классификация; обобщение; эксперимент. 3. Эвристические методы прямая коллективная мозговая атака (метод коллективного генерирования идей); " мозговой штурм"; метод многомерных матриц; метод инверсии; метод эмпатии; метод синектики. 24. Акмеология профессионального образования в контексте методологии современной науки. Преемственность в деятельности образовательных организаций. Методология акмеологии опирается на совокупность идей о ценности человека и его духовного мира, способности к творчеству и самосовершенствованию. Акмеология выделилась в самостоятельную науку, практически доказав свою значимость для решения современных социальных, кадровых, профессиональных, образовательных, педагогических и других проблем. Акмеология – совершенно новая по своему типу наука, объединяющая методологию и теорию, исследования и разработку методов и – одновременно – осуществляющая разработку технологий, способов, практик, которые обеспечивают реальное совершенствование человека. Педагогическая акмеология - это наука о путях достижения профессионализма и компетентности в труде педагога. для формирования концепции педагогической акмеологии целесообразно основываться на следующих составляющих: • акмеологическая концепция индивидуальности; • акмеологическая концепция педагогического мастерства; • акмеологическая концепция здоровья; • практический инструментарий; • акмеологическое сопровождение; • акмеологическое консультирование. Преемственность в деятельности образовательных организаций. Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.
Психологические основы процесса обучения. Роль личности педагога в обучении и формировании профессионала. Уровни педагогического творчества: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно- моделирующий. В других случаях низкая эффективность учебной деятельности в академической области обусловлена пробелами в ЗУН по предыдущему материалу (пропуск по болезни). Мотивация учебной деятельности является внутренней, учебные способности развиты удовлетворительно, но сам ученик не может наверстать пробел ЗУН. Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Центральная идея этой теории — усвоение знаний в результате выполнения учащимися определенной системы действий. Процесс усвоения знаний проходит несколько этапов. Первый — этап предварительного ознакомления с действием и условиями его выполнения, этап составления ориентировочной основы действия (детям показывают, как и в каком порядке выполнять действие). На втором этапе организуется «материальная» -предметная деятельность (работа с реальными предметами) или «материализованная» деятельность (работа с моделями). Третий этап — формирования действия как внешнеречевого. На этом этапе действия представлены в форме внешней речи, словесного анализа (ученик проговаривает содержание действия вслух). Четвертый и пятый этапы характеризуются тем, что усваиваемое действие отличает осознанность, но затем начинает сокращаться, свертываться, многие его компоненты перестают осознаваться, нарастают быстрота и легкость выполнения.
Обучение — целенаправленный, системный и организованный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков, технологий, информации и других составляющих социокультурного опыта. Зона ближайшего развития — потенциальный уровень развития ребенка, который может быть достигнут при создании оптимальных внешних условий и при содействии со стороны взрослых. Зона актуального развития — уровень психического развития ребенка на данный момент времени. Обучение связано с комплексным, системно организованным процессом познания окружающей действительности. Комплексность подразумевает, что в процессе обучения в различных сочетаниях участвуют все познавательные процессы: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. Однако сами по себе познавательные процессы не обеспечивают воспроизведения действительности. Человеческое познание направляется и реализуется всей личностью, в том числе и эмоциями, чувствами, смыслами, речью, волей Научение — процесс и результат приобретения индивидом жизненного опыта в ходе организованного и стихийного влияний.
|