![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Требования к организации самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня
Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. Обеспечивается сочетание разнообразных видов самостоятельных работ и управление самим процессом работы. Назначение самостоятельной работы — развитие познавательных способностей, инициативы в принятии решения, творческого мышления., подбирая задания, надо свести к минимуму шаблонное их выполнение. Самостоятельные работы организуются так, чтобы они вырабатывали навыки и привычку к труду. По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые. 29. Оценивание знаний, умений и навыков обучающихся образовательных организациях высшего образования. Оценка - это не просто заключительный акт проверки, который заключается в том, что преподаватель выставляет определенный балл или выражает оценочное суждение. Этот момент, бесспорно, входит в оценку, но это лишь заключительный акт, т.е. результат оценивания. Оценка знаний студентов проводится по следующим критериям: - оценка «зачтено» выставляется студенту, если он глубоко и прочно усвоил программный материал курса, исчерпывающе, последовательно, чётко и логически стройно его излагает, умеет тесно увязывать теорию с практикой, свободно справляется с поставленными задачами и вопросами, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приёмами выполнения практических задач; - оценка «зачтено» также выставляется студенту, если он твёрдо знает материал курса, грамотно и по существу излагает его, не допуская существенных неточностей в ответе на вопрос, правильно применяет теоретические положения при решении практических вопросов и задач, владеет необходимыми навыками и приёмами их выполнения; - оценка «не зачтено» выставляется студенту, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями решает практические задачи или не справляется с ними самостоятельно; - оценка «не зачтено» также выставляется студенту, если он имеет знания только основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения логической последовательности в изложении программного материала, испытывает затруднения при выполнении практических задач. Одной из важных задач, которое продолжает рассматривать и решать высшее образование, является активизация познавательной деятельности студентов. В современной педагогической литературе проблема проверки и оценивания знаний, умений и навыков рассматривается по следующим направлениям:
1) выделяются принципы или требования к оцениванию: плановости, систематичности и системности, объективности, открытости и прозрачности, тематичности, учет индивидуальных возможностей студентов, единства требований и т.п.; 2) определяются виды проверки: диагностическая, предварительная, текущая, повторная, периодическая, тематическая, итоговая; 3) выделяются основные методы анализа и оценивания знаний, умений и навыки: устная, письменная, графическая, практическая, тестовая проверка; 4) совершенствуются критерии как к пятибалльной системы оценивания, так и модульно-рейтинговой системы оценивания. Поскольку проверка и оценивание является необходимой и особенной частью учебно-воспитательного процесса, то каждый преподаватель должен владеть как теоретической базой (четко различать понятия „проверка”, „оценка”, „учет”; знать место и функции проверки и оценивания, основные закономерности и принципы их осуществления), и такие практическими умениями и навыками по применение конкретных видов и методов проверки с учетом целого ряда требований к их проведению. Только в этом случае педагог может избежать ошибок в осуществлении проверки и оценивания (приблизительное оценивания, формализм, субъективизм, зависимость от собственного отношения к студента, зависимость от предыдущих оценок в зачетке и т.п.). Это будет способствовать повышению положительного отношение студентов к личности преподавателя, его предмета, то есть вызвать интерес, заинтересованность, а значит активизировать их учебно-познавательную деятельность. 30. Методология и методы научно-педагогических исследований. Характеристика научных подходов: сущность, примеры использования Методология - система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Общая методология педагогики предполагает учёт: § Основных положений и принципов материалистической диалектики; § Закона единства и борьбы противоположностей, в соответствии с которым процесс обучения и воспитания людей является сложным, противоречивым и саморазвивающимся; § Закона перехода количественных изменений в качественные, согласно которому увеличение педагогических воздействий непременно приводит к улучшению их качества; § Закона отрицания отрицания, в соответствии с проявлением которого формирование в ходе обучения и воспитания положительных качеств, знаний, навыков и умений затрудняет функционирование отрицательных характеристик, если они свойственны человеку; § Основных категорий материалистической диалектики; § Представлений о зависимости педагогического процесса от социально-экономического и политического развития общества, культурных и этнических особенностей людей; § Представлений о зависимости педагогического процесса от уровня развития психолого-педагогической мысли, организации учебной и воспитательной работы в обществе и его образовательных учреждениях; § Положений идеалистической философии, где первичным считается сфера сознания и чувств человека, его отношений, а материальная деятельность вторична (например, экзистенциализм - философская основа личностно-ориентированного образования). Специальная методология педагогики ориентирует на учёт: § Устойчивых представлений о сознании и психике человека и возможностях педагогического и воспитательного воздействия на него; § Особенностей развития личности в обществе и группе (коллективе) в процессе общественно-полезной деятельности; § Единства воспитания и самовоспитания личности. Частная методология педагогики предполагает учёт: § Закономерностей; § Принципов; § Методов обучения и воспитания. МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Пассивные: o Наблюдение Одномоментные: Школьные: o анализ продуктов деятельности (анкетирование, (классные, o изучение школьной документации тестирование) внеклассные) 2. Активные: Длительные: Лабораторные: o Анкетирование (наблюдение, (в искусственных o Тестирование эксперимент) условиях) o социометрические методы o самооценка
|