Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура среднего профессионального и высшего образования.
Среднее профессиональное образование (СПО) - средний уровень профессионального образования. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений: а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки; б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки. Иными словами, техникум и колледж обучают по специальностям, по которым среднее профессиональное образование может быть получено за 3 года (по некоторым специальностям - за 2 года). При этом в колледже обязательно наличие обучения также и по программам углубленной подготовки (4 года). С точки зрения организационно-правовых форм, в сфере среднего профессионального образования действуют: Государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (ГОУ СПО), в том числе - автономные учреждения; Негосударственные образовательные учреждения среднего профессионального образования (НОУ СПО) Автономные некоммерческие организации среднего профессионального образования (АНОО СПО). Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием Высшее профессиональное образование (ВПО) – уровень, следующий после начального и среднего. Преподается в высших учебных заведениях (университетах, академиях, институтах - вузах). Отличается глубокой подготовкой и высокой квалификацией выпускников. Структура высшего профессионального образования в Российской Федерации установлена Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и представляет совокупность различных по назначению и нормативным срокам обучения основных профессиональных образовательных программ высшего образования, характеризующих его следующие уровни: Первый уровень — является неполным высшим образованием, которое осуществляется высшим учебным заведением по части основной профессиональной образовательной программы в объеме не менее первых двух лет обучения. Завершение студентом указанной части основной профессиональной образовательной программы должно позволять ему продолжить высшее образование или, по желанию, без итоговой аттестации получить диплом о неполном высшем образовании. Конкретный объем и содержание неполного высшего образования отражается в приложении к диплому. Второй уровень — является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов по выбранному студентом направлению высшего образования с квалификацией “бакалавр”. Основная профессиональная программа подготовки бакалавра включает гуманитарные, социально-экономические, естественнонаучные дисциплины общенаучного характера, а также общепрофессиональные дисциплины, специальные дисциплины и практику, имеющие профессиональное значение. Нормативный срок обучения должен составлять не менее четырех лет. Данная программа завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации по выбранному им направлению высшего образования, удостоверенной дипломом. ‘Третий уровень — является образованием, которое должно осуществляться высшим учебным заведением по основным профессиональным образовательным программам двух типов: — обеспечивающим подготовку специалистов с квалификацией “магистр”; — обеспечивающим подготовку специалистов с указываемой квалификацией — “инженер”, “учитель”, “ученый агроном”, “экономист” и т.п. (обобщенное наименование квалификации “специалист”). Основная профессиональная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы обучения бакалавра по соответствующему направлению и не менее чем двухлетней специализированной подготовки, включая практику, предполагающую научно-исследовательскую и (или) научно-педагогическую деятельность выпускника высшего учебного заведения. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет — для подготовки специалистов с квалификацией “магистр”. Б соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки специалистов с квалификацией “специалист” сохраняются действующие сроки обучения. Лицам, незавершившим образование, по их просьбе выдается академическая справка установленного образца или при выполнении определяемых Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования условий диплом о неполном высшем образовании, в которых отражается объем и содержание полученного образования. Документы государственного образца выдаются лицам, обучавшимся иди завершившим обучение в высшем учебном заведении по аккредитованным направлениям (специальностям) высшего профессионального образования. Квалификации выпускников высших учебных заведений (бакалавров, магистров и специалистов), удостоверенные дипломами о высшем профессиональном образовании, обеспечивают им возможность осуществления различных видов профессиональной деятельности, определенных в Государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования в части государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретным направлениям или специальностям высшего образования. Выпускники высших учебных заведений, имеющие склонность к научным исследованиям, могут продолжить свое обучение в аспирантуре. Общая характеристика противоречий и перспектив развития систем профессионального образования в современном мире 1. Данное противоречие достаточно остро в современной России, и служит основанием для многих нарушений. Высшее образование оказалось несколько оторвано от других форм образования. Растущие требования к компетентности выпускников, не могут не приводить к росту требований к поступающим выпускникам школ. Поэтому высшая школа, являясь потребителем некоего конечного продукта-выпускника школы, определяет уровень, на который ориентируются выпускники школ и соответственно общество. Но, при этом, нет четкого обоснования требований к поступающему в высшее образовательное учреждение, их соответствие школьным программам. При некотором наблюдаемом падении общего уровня знаний и подготовленности выпускников школ, возникает проблема соответствия данного уровня и самих школьных программ, заявленному в ФЗ «Об образовании» требованию к содержанию образования соответствовать адекватному современному мировому уровню знаний и культуры. 2. Одним из самых глубоких противоречий в системе профессионального образования является несоответствие между принципом профессионального образования и социальной адаптацией молодежи. 3. Существует глубокое противоречие между представлением общества о системе НПО и СПО и пониманием государством роли этих учреждений 4. Идет подготовка очень узких специалистов, ориентированных на решение конкретных задач, что противоречит условиям и потребностям подготовки современного квалифицированного специалиста. Рассматривая перспективы развития профессионального образования, следует отметить, что система образования призвана развиваться не только синхронно с экономикой государства, но и в известном смысле опережая ее, поскольку она готовит кадры для будущего. Любое учебное заведение, которое стремится быть инновационным, мобильным, выстраивает свою стратегию развития в соответствии с общеевропейскими процессами, чтобы оно являлось эффективной и востребованной частью системы непрерывного образования, отвечающей требованиям личности и социума. В числе приоритетных перспектив развития профессионального образования – интеграция в мировую систему образования системы профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы. Достижение нового качества образования обеспечивается его конкурентоспособностью на внутреннем и мировом рынках труда, модернизацией содержания профессионального образования, фундаментализацией высшей школы, углублением интеграционных и междисциплинарных программ, информатизацией образования и оптиматизацией методов обучения, увеличением веса тех из них, которые формируют и развивают практические умения и навыки, увеличением роли самостоятельной работы студентов. Кроме того, перспективы развития профессионального образования включают в себя необходимость организации постоянного мониторинга текущих и будущих потребностей рынка труда в квалифицированных специалистах; совершенствование механизма формирования регионального государственного заказа на подготовку кадров в учреждениях профессионального образования; развитие государственночастного партнерства в сфере профессионального образования, дальнейшее расширение вовлечения работодателей в реализацию региональной государственной образовательной политики, а также формирование перечней направлений подготовки кадров, разработку государственных образовательных стандартов, участие в процедурах контроля качества профессионального образования.
|