Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История и основные направления развития социологии






Основные вопросы темы:

О. Конт – основоположник современной науки об обществе.

Органицизм и эволюционизм Г. Спенсера.

Э. Дюркгейм об обществе как особой духовной реальности.

Марксизм об основных принципах и методологических подходах к анализу общественных структур и отношений.

Роль М. Вебера в развитии социологии религии, власти, государства, бюрократии.

Особенности социологии дореволюционной России. Вклад М.М. Ковалевского в развитие отечественной социологии.

Социологическая система П.А. Сорокина. Теории социальной стратификации и мобильности. Интегральная теория развития общества.

Современные социологические школы и направления; структурный функционализм и теория конфликта; символический интеракционизм; структуралистский и деятельностный подходы; гендерный анализ и др.

 

По завершении работы с теоретическим материалом следует ответить на вопросы для самопроверки. В случае возникновения неясностей следует обратиться к соответствующим разделам электронного пособия. Выполнение контрольной работы производится в соответствии с типовыми методическими требованиями СЗТУ.

Промышленная революция и последовавшие социальные перемены в Европе в XVII-XVIII вв. подтолкнули ряд обществоведов к выработке новых, более рациональных методов исследования общества, приближенных к методологии естественных наук. Вплотную приблизился к созданию позитивной науки об обществе А. Сен-Симон, но первым предложил использовать в изучении общества наблюдение и эксперимент его бывший секретарь О. Конт (1798-1857). Трактовка социального прогресса у Конта вытекает из закона интеллектуальной эволюции - развития человеческого интеллекта, проходящего три исторических этапа: теологическое, метафизическое и позитивное. Порядок и прогресс тесно связаны с категориями социальной статики и динамики (изначально новая наука даже носила название «социальной физики»): статика представляет структуру основных элементов всякого общества и соответственно его основной порядок, динамика – процесс естественных изменений и реформ, сопровождающих развитие элементов и общества в целом. Позитивизм у Конта обрел свою формулу: «Прогресс – это развитие порядка».

Основными социологическими идеями английского ученого Г. Спенсера (1820-1903) стали концепции органицизма и эволюционизма. Спенсер сравнивал общества с биологическими организмами, а отдельные части общества - с частями организма, влияющими на функционирование целого. Эта концепция сыграла большую роль в становлении структурного функционализма, одного из главных направлений в социологии прошлого и современности. Социальный организм состоит из трех основных систем: регулятивной, производящей, распределительной. В регулятивной системе ученый обратил внимание на механизм социального контроля, основными институтами которого он считал обычай, церковь и государство.

Не менее важным основанием социологии, по Спенсеру, является развитие общества от простого к сложному под воздействием окружающей среды. Усложнение социального организма связано с углубляющимся разделением труда в индустриальном обществе и переходом от взаимозаменяемости к взаимозависимости его частей. Специализация требует более полной реализации человеческого потенциала, что, в свою очередь, приводит к конкуренции и «естественному отбору» в обществе. Такой «социал-дарвинизм», по мнению Спенсера, «оздоровляет» общество, вытесняя неприспособленных индивидов и их производительные и экономические ассоциации.

Хотя К. Маркс (1818-1883) и не считал себя социологом, разрабатывавшиеся им направления общественной мысли носили явный отпечаток применения как эмпирических данных, собранных предшественниками, так и социологического теоретического метода. Результатом стал один из самых существенных вкладов в социальный анализ, отразившийся на общественной жизни всего мира во второй половине XIX столетия и на всем протяжении XX в.

Во взглядах Маркса экономический фактор приобрел приоритетное значение, сочетание понятий «производительные силы», «производственные отношения» стало основанием базиса общественно-экономической формации (ОЭФ), определяющим остальные стороны жизни, включенные в надстройку. Вся история человечества укладывалась в рамках пяти ОЭФ: первобытно-общинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. Формационный подход надолго стал определяющим для многих обществоведов, особенно советских, распространивших его даже на страны с «азиатским способом производства», где на протяжении многих веков частная собственность не имела такого значения, как в европейских странах, и которые сам Маркс выводил за пределы своего анализа.

Социальный прогресс заключался в смене формаций путем революции – этот вывод стал еще одним постулатом марксизма. Сама же революция представлялась вершиной классовой борьбы - постоянного социального конфликта, отражавшего общественное неравенство, связанное с собственностью на средства производства.

Маркс одним из первых в социологии развил положения теории конфликта, имевшего, по его мнению, экономические причины. Таким образом, многие современные социологические дилеммы своими корнями уходят в марксистское «прошлое».

Э. Дюркгейма (1858-1917) вполне справедливо считают тем ученым, который, уточнив предмет и метод социологии, превратил ее в современную науку. Так, важнейшее значение для отделения социологии от других наук об обществе имела его идея о «социальном факте» как объективно существующем фрагменте действительности, который нельзя объяснить на биологическом или психологическом уровне. Социальные факты регулярно повторяются, в них социолог способен уловить закономерность.

Социальную интеграцию Дюркгейм объяснял разными типами солидарности, характерными для аграрного и индустриального обществ – первому была присуща «механическая» солидарность, при которой люди выполняли однородные функции, а связи укреплялись религией и жесткими контролирующими санкциями; второму – органическая солидарность, которая возникает при современном разделении труда, когда разнообразие функций, выполняемых людьми, ведет к их взаимозависимости.

Быстрота и интенсивность перемен порождают значительные социальные трудности: старые нормы ослабляются и не действуют, а новые еще не принимаются – возникает, как считал ученый, состояние аномии общества, опасное негативными общественными проявлениями.

Сильное влияние на социологию ХХ в. оказали взгляды М. Вебера (1864-1920). С его точки зрения, социология – это наука о социальном поведении, которое нужно «понять», «интерпретировать», «объяснить». Веберовская «понимающая» социология противостояла взглядам Дюркгейма, считавшего главным исследование общественных структур. В понимании поведения личности и общности позволяли лучше разобраться его теория социального действия и концепция «идеальных типов», особых эталонов взаимодействия.

В основе социального деления, по мнению ученого, лежали богатство, престиж и власть. В отличие от марксистов Вебер не абсолютизировал законы общественного развития, а признавал лишь вероятностные суждения, подтверждаемые наблюдением, конкретным по времени и месту предмета анализа. Ученый должен быть строго объективен и не должен становиться реформатором или революционером в отношении объекта исследования, как настаивали Конт и Маркс. Мощной силой, побуждающей к социальным переменам, он считал духовные ценности, в частности религию. Этому выводу предшествовал глубокий сравнительный анализ содержания различных конфессий. Однако главную тенденцию современного развития он видел в рационализации производства.

В политической социологии Веберу принадлежит заслуга анализа слоя бюрократии – растущего слоя профессиональных управляющих, контроль над которым должна сохранять господствующая элита. Само господство рассматривалось им как монопольная власть, опирающаяся на ее легитимацию – признание в глазах населения ее законности в силу традиции, веры в вождя или правовые нормы. Особую роль ученый отводил институту президентства, в котором всенародно избранный лидер являлся воплощением демократии.

К концу XIX - началу XX в. наметилось сближение социологии с социальной психологией, ранее категорически отвергавшееся. В Европе наиболее видными представителями нового направления стали Г. Тард и Г. Лебон, в США – Л.Ф. Уорд, Ф.Г. Гиддингс, Ч. Х. Кули.

Социологическая мысль в дореволюционной и советской России развивалась в неблагоприятных условиях: ее не принимала как государственная власть, так и многие ученые. Первым обратил внимание общественности на позитивизм Конта отечественный историк П.Л. Лавров (1823-1900), который стал также родоначальником этико-социологического, субъективистского направления. Представления Лаврова были важны признанием многофакторности исторического процесса, но одновременно ограничены тем, что место объективных социальных законов у него занимают нравственные цели «критически мыслящего» меньшинства.

Н.К. Михайловский (1842-1904) продолжил разработку теории факторов, выдвинув в качестве главного критерия прогресса степень социальной интеграции. В его концепции разделение труда должно приводить не к конкуренции, как у Спенсера, а к единству общества. У ученого ярко проявился этический интерес к человеческой личности и ее роли, к индивидуальной свободе и справедливости – в ущерб материальным факторам и исторической роли масс он выдвигал на первый план героическую личность, призванную нести толпе высокие идеалы как образцы для подражания.

Взгляды субъективной школы социологии развивали П.Н. Ткачев, С.Н. Южаков, Н.И. Кареев. По существу, противопоставление активного интеллигентного меньшинства пассивному большинству, характерное для этой школы, соответствовало основным положениям западной теории элиты, зарождавшейся на рубеже XIX- XX вв.

Иной подход, и также с учетом российской специфики, осуществляли представители так называемой юридической школы. Объективизм большинства юристов-государственников способствовал восприятию ими позитивизма в значительно большей степени, чем сторонниками этико-социологического направления. Однако восхищающий современных специалистов почти адекватный подход юридической школы к тогдашним проблемам России наталкивался на официальное неприятие государственных чиновников, и позитивизм, и, соответственно, социология не получали допуска в высшие учебные заведения.

Наиболее значительный вклад в становление русской социологии внес М.М. Ковалевский (1851-1916) и как исследователь происхождения общества, и как педагог, подготовивший десятки последователей в России и за рубежом. В центре так называемой генетической социологии Ковалевского находилось учение о солидарности, по которому важнейшим фактором социального прогресса являлся рост численности населения, в свою очередь, побуждавший к учащению взаимодействий и солидарности, а затем к разделению функций, создававшему все большую зависимость между членами общества. Ученый считал основными этапами солидарности род, племя, группу племен и государство, а в перспективе – всемирное объединение народов. Главным условием процесса являлось эволюционное развитие начал солидарности во внутренних и межгосударственных отношениях – родового единства, патриотизма и космополитизма. Ковалевский одним из первых применил сравнительно-исторический метод в социологии и, в частности, к исследованию социальных явлений России.

П.А. Сорокин (1889-1968) стал самым известным в мире русским социологом, правда, с 1922 г. в эмиграции. Ученый предложил оригинальную теорию социокультурной динамики, в которой с помощью диалектики стремился объяснить ритмическую периодичность социокультурных изменений. Большой интерес представлял также принцип поляризации, объяснявший, с точки зрения социолога, поведение личности в период общественных кризисов, когда большинство ищет удовлетворения утилитарных потребностей, а меньшинство выбирает альтруизм, религию или общественную активность.

Эмпирические исследования социальной стратификации и мобильности составили славу ученому, показав основания неравенства и возможности его преодоления в современном обществе. Напротив, скептически отнесся научный мир к концепции конвергенции, в которой неординарно мысливший Сорокин пытался объединить в перспективе капиталистическую и социалистическую системы.

Учитель и ученик, Ковалевский и Сорокин оставили потомкам свой анализ состояния российской социологии на начало ХХ в. и начало социалистического строительства в 20-е гг. Из этого анализа видно, каким концептуальным богатством обладала отечественная социология, насчитывавшая более десятка направлений и школ, перед началом ее насильственного сужения до рамок марксистского подхода.

Краткий исторический обзор можно закончить выводом, что первый век формирования социологической науки дал многочисленные основания для развития современных направлений и школ: структурного функционализма и теории конфликта, символического интеракционизма, структуралистского и деятельностного подходов, гендерного анализа, формационного, цивилизационного и техногенного подходов к типологии обществ и др.

 

Вопросы для самопроверки по теме 2:

1. Какие элементы социально-философских учений античности сохранились в современной социологии?

2. Почему О. Конт пришел к выводу о необходимости новой науки – социологии?

3. Какие концепции Г. Спенсера и в какой форме нашли продолжение в современной социологии?

4. Какой фактор К. Маркс положил в основу социального прогресса?

5. Какое значение К. Маркс придавал классовой борьбе?

6. Марксистский взгляд на перспективы развития общества.

7. Роль религии и разделения труда во взглядах Э. Дюркгейма.

8. Э. Дюркгейм о причинах аномии в обществе.

9. Основные положения социальной психологии Г. Лебона и Г. Тарда

10. Назовите типы социального действия по М. Веберу.

11. Взгляд М. Вебера на роль бюрократии в обществе.

12. Что составляет сущность «понимающей» социологии М. Вебера?

13. Особенности русской социологии XIX в.

14. Сущность социологической концепции М.М. Ковалевского.

15. В чем состояли различия во взглядах К. Маркса и П. Сорокина на социальное неравенство?

16. Содержание и значение теории мобильности П. Сорокина.

17. Сущность формационного, цивилизационного и техногенного подходов к истории общества.

18. В чем состоит принципиальное противоречие теорий структурного функционализма и конфликта?

19. Что составляет содержание концепции символического интеракционизма?

20. Что собой представляет гендерный подход к анализу общества?

Тесты по разделу I:

1. Основоположником социологии принято считать:

1. К. Маркса
2. М. Вебера
3. О. Конта
4. И. Канта
5. Э. Дюркгейма

2.Что является предметом социологии?

1. политические отношения
2. личность человека
3. экономические отношения
4. общество
5. социализм

 

3.Как называется функция социологии, которая реализуется в выработке научных знаний об обществе?

1. информационная
2. критическая
3. прогностическая
4. гносеологическая
5. теоретическая

4.Какая из функций социологии политики является прогностической?

1. выработка обоснованных рекомендаций по моделям развития
2. формирование политических стереотипов
3. помощь в выборе кандидатов на выборах
4. предсказание политических действий на основе максимального учета действующих факторов
5. анализ политических целей социальных групп

5.Прогностическая функция социологии возможна вследствие:

1. правильности теоретических положений
2. регулярности рассматриваемых социальных фактов
3. хорошей подготовки социологов
4. незыблемости общественных устоев
5. удачного выбора объекта исследования

6. К методам социологического исследования относят:

1. проектирование
2. наблюдение
3. планирование
4. жесткий контроль
5. создание таблиц

7. При анализе документов используются:

1. государственные акты
2. периодическая печать
3. биографии
4. мемуары
5. весь возможный комплекс документов

8. В каких социологических исследованиях могут возникнуть этические проблемы?

1. анкетирование
2. анализ документов
3. интервью
4. включенное наблюдение
5. не включенное наблюдение

9.Кто под социальными фактами понимал коллективные привычки, обычаи, традиции?

1. К. Маркс
2. М. Вебер
3. О. Конт
4. Ф. Энгельс
5. Э. Дюркгейм

10.Органическая теория Г. Спенсера заложила основания:

1. бихевиоризма
2. этнометодологии
3. психоанализа
4. структурного функционализма
5. «понимающей» социологии

11.М. Вебер считал, что нужно изучать:

1. идеальные типы, существующие в коллективном сознании
2. методы, взаимосвязь явлений
3. привычки, традиции
4. внутренний мир человека
5. поступки, вызванные впечатлениями детства

12.Концепцию социал-дарвинизма выдвинул:

1. Ч. Дарвин
2. Г. Спенсер
3. Т. Мальтус
4. К. Маркс
5. М. Вебер

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал