![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема: Процессы жизненного цикла АИС. Основные процессы.
Цели: - обучающая: познакомиться с процессами ЖЦ АИС; - развивающая: развить представление о ЖЦ; - воспитывающая: расширить кругозор. Получение новых знаний (лекция) I. Организационный момент. II. Проверка домашнего задания. III. Изучение нового учебного материала: IV. Домашнее задание: Конспект. Чтение текста. Работа с конспектом лекции. V. Рефлексия. ЖЦ включает в свой состав: процессы, действия и задачи. Последовательность процессов, действий и задач не определена, а определен только их состав. Таким образом, последовательность процессов может быть любой при их стыковке по входным данным. Основным нормативным документом, регламентирующим ЖЦ ПО, является международный стандарт ISO/IEC 12207. ISO (International Organization of Standardization) - международная организация по стандартизации, IEC (International Electrotechnical Commission) - международная комиссия по электротехнике.
В соответствии со стандартом ISO/IEC 12207 все процессы ЖЦ ПО разделены на три группы (рисунок): Для обеспечения выделенных процессов в ЖЦ можно выделить несколько групп исполнителей, т.е. субъектов реализующих процессы: • заказчик - субъект, для которого разрабатывается, и у которого будет эксплуатироваться ИС; • поставщик - субъект, обеспечивающий поставку ИС заказчику; • разработчик - субъект, выполняющий разработку ПО. • группа сопровождения - субъект или субъекты, выполняющие функции сопровождения. Функции сопровождения могут выполнять разработчики, но во многих случаях данные функции выполняются другими организациями. Во многих случаях привлекаются дополнительные экспертные группы, выполняющие функции, связанные с оценкой качества системы. Основные процессы ЖЦ ПО Процесс приобретения. Процесс состоит из действий и задач заказчика, приобретающего ПО. Данный процесс охватывает следующие действия: 1. Инициирование приобретения включает следующие задачи: - определение заказчиком своих потребностей в приобретении, разработке или усовершенствовании системы, программных продуктов или услуг; - анализ требований к системе; - принятие решения относительно приобретения, разработки или усовершенствования существующего ПО; - проверка наличия необходимой документации, гарантий, сертификатов, лицензий и поддержки в случае приобретения программного продукта; - подготовку и утверждение плана приобретения, включающего требования к системе, тип договора, ответственность сторон и т. д. 2. Подготовка заявочных предложений. Заявочные предложения должны содержать: - требования к системе; - перечень программных продуктов; - условия и соглашения; - технические ограничения (например, среда функционирования системы). Заявочные предложения направляются выбранному поставщику (или нескольким поставщикам в случае проведения тендера). 3. Подготовка и корректировка договора включают следующие задачи: - определение заказчиком процедуры выбора поставщика, включающей критерии оценки предложений возможных поставщиков; - выбор конкретного поставщика на основе анализа предложений; - подготовка и заключение договора с поставщиком; - внесение изменений (при необходимости) в договор в процессе его выполнения.
4. Надзор за деятельностью поставщика осуществляется в соответствии с действиями, предусмотренными в процессах совместной оценки и аудита. 5. Приемка и завершение работ. В процессе приемки подготавливаются и выполняются необходимые тесты. Завершение работ по договору осуществляется в случае удовлетворения всех условий приемки. Процесс поставки. Процесс охватывает действия и задачи, выполняемые поставщиком, который снабжает заказчика программным продуктом или услугой. Данный процесс включает следующие действия: 1. Инициирование поставки заключается в рассмотрении поставщиком заявочных предложений и принятии решения согласиться с выставленными требованиями и условиями или предложить свои. 2. Подготовка ответа на заявочные предложения. 3. Подготовка договора. Действия 1-3 выполняются в ответ на заявку заказчика. Подготовка договора ведется совместно с заказчиком 4. Планирование включает следующие задачи: - принятие решения поставщиком относительно выполнения работ своими силами или с привлечением субподрядчика; - разработка поставщиком плана управления проектом, содержащего организационную структуру проекта, разграничение ответственности, технические требования к среде разработки и ресурсам, управление субподрядчиками и др.
5. Выполнение и контроль. 6. Проверка и оценка. 7. Поставка и завершение работ. П роцесс разработки. Процесс предусматривает действия и задачи, выполняемые разработчиком, и охватывает работы по созданию ПО и его компонентов в соответствии с заданными требованиями, включая оформление проектной и эксплуатационной документации, подготовку материалов, необходимых для проверки работоспособности и соответствующего качества программных продуктов, материалов, необходимых для организации обучения персонала, и т. д. Процесс разработки включает следующие действия: 1. Подготовительная работа начинается с выбора модели ЖЦ ПО. Разработчик должен выбрать, адаптировать к условиям проекта и использовать согласованные с заказчиком стандарты, методы и средства разработки, а также составить план выполнения работ. 2. Анализ требований к системе подразумевает определение ее функциональных возможностей, пользовательских требований, требований к надежности и безопасности, требований к внешним интерфейсам и т. д. Требования к системе оцениваются исходя из критериев реализуемости и возможности проверки при тестировании. 3. Проектирование архитектуры системы на высоком уровне заключается в определении компонентов ее оборудования, ПО и операций, выполняемых эксплуатирующим систему персоналом. Архитектура системы должна соответствовать заявочным предложениям заказчика, зафиксированными в договоре. 4. Анализ требований к ПО предполагает определение следующих характеристик для каждого компонента ПО: - функциональных возможностей, включая характеристики производительности и среды функционирования компонента; - внешних интерфейсов; - спецификаций надежности и безопасности; - эргономических требований; - требований к используемым данным; - требований к установке и приемке; - требований к пользовательской документации; - требований к эксплуатации и сопровождению. 5. Проектирование архитектуры ПО включает следующие задачи (для каждого компонента ПО): - определение состава компонентов; - разработка интерфейсов компонентов между собой и с базами данных; - разработка предварительной версии пользовательской документации; - разработка и документирование предварительных требований к тестам отдельных компонентов и намечание плана интеграции ПО.
6. Детальное проектирование ПО включает следующие задачи: - конкретизация компонентов ПО и интерфейсов между ними до уровня достаточного для их последующего самостоятельного кодирования и тестирования; - разработка и документирование детального проекта базы данных; обновление пользовательской документации; - разработка и документирование требований к тестам и плана тестирования компонентов ПО; обновление плана интеграции ПО. 7. Кодирование и тестирование ПО охватывают следующие задачи: - разработка (кодирование) и документирование каждого компонента ПО и базы данных; - тестирование каждого компонента ПО и базы данных; - обновление (при необходимости) пользовательской документации; - обновление плана интеграции ПО. 8. Интеграция ПО предусматривает сборку разработанных компонентов ПО. Для собранного ПО обычно производится квалификационное с привлечением вспомогательных процессов; 9. Квалификационное требование – это набор критериев или условий, которые необходимо выполнить, чтобы квалифицировать программный продукт.
10. Квалификационное тестирование ПО (для каждого компонента) проводится разработчиком в присутствии заказчика для демонстрации того, что ПО удовлетворяет своим спецификациям и готово к использованию в условиях эксплуатации. 11. Интеграция системы заключается в сборке всех ее компонентов, включая ПО и оборудование. После интеграции система подвергается квалификационному тестированию. При этом также производятся оформление и проверка полного комплекта документации на систему. 12. Установка ПО осуществляется в той среде и на том оборудовании, которые предусмотрены договором. 13. Приемка ПО предусматривает оценку результатов квалификационного тестирования ПО и системы и документирование результатов оценки. Процесс эксплуатации. Процесс охватывает действия и задачи оператора [V4] – организации, эксплуатирующей систему. Иногда эта организация не совпадает с организацией заказчика. Данный процесс включает следующие действия: 1. Подготовительная работа включает проведение оператором следующих задач: - планирование действий и работ, выполняемых в процессе эксплуатации, и установку эксплуатационных стандартов; - определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе эксплуатации.
2. Эксплуатационное тестирование осуществляется для каждой очередной редакции программного продукта, после чего она передается в эксплуатацию. 3. Эксплуатация системы выполняется в предназначенной для этого среде в соответствии с пользовательской документацией. 4. Поддержка пользователей заключается в оказании помощи и консультаций при обнаружении ошибок в процессе эксплуатации ПО. Процесс сопровождения. Процесс активизируется при изменениях (модификациях) программного продукта или при возникновении потребностей в модернизации либо адаптации ПО к изменившемся условия. Процесс сопровождения охватывает следующие действия: 1. Подготовительная работа службы сопровождения включает следующие задачи: - планирование действий и работ, выполняемых в процессе сопровождения; - определение процедур локализации и разрешения проблем, возникающих в процессе сопровождения. 2. Анализ проблем и запросов на модификацию ПО, выполняемый службой сопровождения, включает следующие задачи: - анализируется тип требования характеристики возможной модификации, определяется ее масштаб, критичность; - оценка целесообразности проведения модификации и возможных вариантов ее проведения; - утверждение выбранного варианта модификации.
3. Модификация ПО. 4. Проверка и приемка заключаются в проверке целостности модифицированной системы и утверждении внесенных изменений. Снятие ПО с эксплуатации осуществляется по решению заказчика при участии эксплуатирующей организации, службы сопровождения и пользователей.
|