Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Ансамбль Дворцовой площади
В начале ХIХ в. площадь перед Зимним дворцом не являлась еще организованным городским пространством. Однако она имела важное значение для города, т. к. здесь уже почти сто лет находилась резиденция российских императоров. Первый проект создания Дворцовой площади был предложен Ф. Б. Растрелли одновременно со строительством Зимнего дворца (1754—1762 гг.). Затем, в 1762 г., А. Квасовым был создан новый проект площади. Оба проекта не были осуществлены. Их главный недостаток состоял в том, что площадь рассматривалась как подчиненная дворцу территория. Она отделяла дворец от города, а не делала его центром. От этих проектов сохранилась предложенная архитектором Квасовым идея дуги, ограничивающей застройку площади с севера, и идея Растрелли поместить в центр площади монумент. В 1779 г. вдоль квасовской дуги были построены три дома по «образцовому» проекту Ю. Фельтена (один — Брюса, два — Ланского). С востока площади, ближе к Миллионной улице, в 1790-е гг. по проекту В. Бренны было построено не очень удачное здание для военных занятий — экзерциргауз. В 1819 г. К. Росси была поручена перестройка домов у Невского проспекта для Главного штаба и сооружение новых зданий для Министерств иностранных дел и финансов вдоль берега Мойки и по другую сторону Малой Миллионной (позднее Большой Морской улицы). Реконструкция площади началась в 1820 г. Частные дома, занимавшие площадь до Мойки, были скуплены за огромные по тем временам деньги (около 5 млн. руб.). Большую часть из них снесли. К 1829 г. Росси возвел здесь здание Главного штаба, Министерства иностранных дел и Министерства финансов. Он сохранил очертание южной стороны Дворцовой площади в виде параболической кривой. Росси даже включил в новое здание часть стен старых построек. При этом он создал новую композицию небывалого градостроительного масштаба. Всю сторону площади зодчий превратил в единый фасад, разорванный посередине огромной триумфальной аркой. Еще шло строительство Главного штаба, но уже было ясно, что необходимо и восточной стороне площади придать соответствующий парадный вид. В 1827 г. состоялся конкурс, в котором участвовали К. И. Росси, В. И. Стасов, О. Монферран, К. А. Тон, А. П. Брюллов. По проекту Росси здание, расположенное здесь, должно было иметь портик, перекликающийся с портиком Манежа Кваренги на Исаакиевской площади. Тогда еще не было Адмиралтейского сада, и проект Росси подчеркивал единую архитектурно-простраственную систему площадей. Однако ни один из проектов не был утвержден. В 1834 г. в центре площади была установлена Александровская колонна (архитектор О. Монферран). Она стала композиционным центром площади. 30 октября памятник был торжественно открыт. На Дворцовой площади состоялся парад. В 1837—1843 гг. на восточной стороне было возведено здание Штаба гвардейского корпуса по проекту А. П. Брюллова, завершившее ансамбль.
ЗДАНИЕ ГЛАВНОГО ШТАБА Дворцовая пл., 6—10 Грандиозное здание, возведенное в 1819—1829 гг. К. И. Росси, состоит из двух корпусов, которые соединены триумфальной аркой. В западном (ближе к Невскому пр.) корпусе размещался Главный штаб и другие военные учреждения, в восточном (к Мойке) — два министерства: иностранных дел и финансов. Здание выполнено в строгом классическом стиле. Два корпуса, похожие на крылья, обрамляют площадь. Фасады их украшены величественными портиками. Общая длина здания 580 м (в то время самая большая в Европе). Корпуса объединены Триумфальной аркой, которая состоит из системы арок, оформляющих въезд на площадь и завершающих перспективу улицы со стороны Невского проспекта. Арки расположены веером. Это связано с тем, что Малая Миллионная (ныне Большая Морская) улица пересекала площадь под углом, не по оси зимнего дворца. Фасад здания не нарушается выступающими частями. Это ровная лента, оформленная рядами полуколонн коринфского ордера, которые сливаются со стеной. Колоннады на прямолинейных концах крыльев штаба перекликаются с композицией дома Фитингофа (дом губернатора присутственных мест, архитектор Д. Кваренги, 1788 г.), расположенного на Адмиралтейском проспекте, д. 6, и подчеркивают его включение в общий ансамбль. Такие же колоннады в центральной части штаба подготавливают переход к арке. Арка Главного штаба создавалась как памятник победы в Отечественной войне 1812 г. Такие триумфальные арки возводились в древнем Риме для торжественной встречи войск победителей. Высота арки — 28 м. Основной скульптурный декор сосредоточен на фасаде триумфальной арки, чтобы подчеркнуть ее мощь. Она украшена изображениями боевых доспехов, летящих гениев Славы, фигурами воинами (скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский). Венчает арку колесница крылатой богини Победы (Ники), запряженная шестеркой лошадей, которых с трудом удерживают два воина в античных доспехах. Этот вариант был предложен в 1927 г., когда здание и арка уже были возведены. Отлить из чугуна и установить на аттике огромную скульптуру шириной более 15 м и высотой около 10 м, весившую почти 80 т, было сложно. Директор Александровского чугунолитейного завода инженер А. Кларк предложил не отливать, а «выбить» колесницу из медных листов, укрепив их затем на чугунном каркасе. Вес колесницы уменьшился в 5 раз и составил 16 т. При строительстве Главного штаба Росси выступил не только как автор проекта. Ему принадлежат и рисунки скульптурных композиций, в том числе великолепной триумфальной колесницы, интерьеров, деталей внутренней отделки. Строительством руководил также сам Росси. При этом им были решены многие трудные технические проблемы, например, пришлось доказывать прочность сводов, имеющих 17-метровый пролет. Не простым было и возведение металлического купола диаметром почти 30 м над залом библиотеки Главного штаба. Здание смотрелось великолепно еще и благодаря цветовому решению. Окраска стен была светло-серой, все лепные детали — белыми, а колесница бронзирована (то есть цвета темного золота). Позднее, с целью удешевления ремонта, скульптурные элементы стали красить черной краской, а фасады, для контраста, — желтой. АЛЕКСАНДРОВСКАЯ КОЛОННА Дворцовая площадь приобрела законченный вид, когда в центре ее установили Александровскую колонну — еще один величественный памятник победы России над войсками Наполеона. Колона названа в честь императора Александра I. Она была сооружена по проекту архитектора Огюста Монферрана в 1830—1834 гг. Колонна представляет собой тип античного триумфального сооружения. Она стала как бы ответом на сооружение Вандомской колонны в Париже, посвященной победам Наполеона. Вес гранитной колонны — более 600 т. Монолит красного гранита был добыт и обработан в Пютерлакской каменоломне близ Выборга. Его погрузили на специальную баржу и двумя пароходами доставили в Петербург. Работами по его добычи и доставке руководили мастер С. В. Колодкин и двадцатилетний техник — самоучка В. А. Яковлев. В основание постамента забито 1250 шестиметровых свай. При стечении огромного количества народа 2000 солдат и 400 рабочих с помощью оригинальной системы лесов и кабестанов (корабельных лебедок), разработанных А. Бетанкуром, за 1 час 45 минут установили колонну на постамент. Она держится силой собственной тяжести, без всяких креплений. Высота колоны — 25, 58 м, диаметр — 3, 56 м. Общая высота памятника — 47, 5 м. Вершину колонны венчает фигура ангела, попирающего крестом змею, — символ победы добра над злом, аллегория мира, который пришел в Европу после победы русских войск над армией Наполеона. Лицу ангела придано сходство с чертами лица Александра I (скульптор Б. И. Орловский). На гранях высокого пьедестала размещены четыре барельефа с аллегорическими фигурами Мудрости и Изобилия, гениев Победы и Мира, рек Немана и Вислы. Барельефы
украшены изображениями древнерусского оружия, выполненными по образцам из собрания Оружейной палаты в Москве.
|