Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 2. Какие петербургские архитектурные стили вы знаете? Дайте их краткую характеристику.
Основными архитектурными стилями считаются следующие: барокко (две основные разновидности: «петровское барокко», характерное для начала XVIII в., и в середине того же века «елизаветинское барокко»), классицизм (вторая половина — конец XVIII в.), ампир (начало XIX в.), эклектика (середина и конец XIX в.), модерн (начало XX в.), конструктивизм (XX в.). Барокко (первая половина XVIII в.) Петровское барокко (1703-1740 гг.) В городе строились в основном простые (прямоугольные в плане) и внешне незатейливые здания. Элементы архитектурных ордеров лишь обозначались на фасаде, выделенные белым цветом на интенсивном красном, розовом, голубом фоне. Фасады часто снабжались фронтонами, пилястрами, волютами, кровли — шпилями. Подчеркивались вертикальные и горизонтальные элементы. Внутренние помещения располагались часто анфиладой. Архитекторы той поры — в большинстве иностранцы, приглашенные Петром I. Наиболее известны Д. Трезини, Ж.-Б. Леблон, Дж. М. Фонтана, А. Шлютер, М. Г. Земцов. Основными архитектурными объектами, сохранившимися до наших дней, являются Петропавловский собор, Летний дворец Петра I, Меншиковский дворец, Кикины палаты, здание Двенадцати коллегий, Александро-Невская лавра, Итальянский дворец А. Меншикова в Кронштадте и др. Елизаветинское (русское) барокко (1740-1760 гг.) Тяга к роскоши и устремление к централизации власти как нельзя лучше соответствовали идеям западноевропейского барокко. В этот период в столице возводились крупные церкви, соборы, дворцы, усадьбы, архитектуру которых отличали разнообразие декоративного убранства, живописность, пластичность форм. Внутреннюю планировку отличали большие, иногда двухсветные залы и анфилады, широкие парадные лестницы. В интерьерах той поры звучат причудливость, фантастические мотивы, обилие лепных и резных украшений, зеркал, узорчатого паркета.
Элементы архитектурных ордеров рельефно выступали на фасадах и внутренних стенах. На потолках выполнялись живописные плафоны. В церковной архитектуре вновь появились пятиглавые храмы, продолжились традиции русских декоративных убранств, золочёных резных иконостасов. Главным мастером той эпохи был, безусловно, Бартоломео Растрелли, хотя наряду с ним творчески трудились Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов. К памятникам относятся Аничков дворец (1741—1753), Строгановский дворец (1753—1754), Смольный собор (1748—1754), Екатерининский дворец в Царском Селе (перестроен в 1752—1758), Зимний дворец (1754—1762), Большой Петергофский дворец (перестроен в 1745—1755), Николо-Богоявленский морской собор (1753—1762). Классицизм (вторая половина XVIII в.) Классицизм в России воплощал идеи поступательного развития, гармонической упорядоченности, простоты и величия самой большой европейской страны. Внешними проявлениями классицизма в архитектуре становилось использование классических античных ордеров, сдержанность и монументальность композиции. Ранний классицизм (1760-1780 гг.): дворец графа К. Разумовского (ныне Административный корпус РГПУ, наб. Мойки, 48), построенный в 1762-1766 гг. А. Ф. Кокориновым и Ж. Б. Валлен-Деламотом; здание Императорской академии художеств на Васильевском острове (1764-1788 годы); Малый Эрмитаж. Строгий классицизм (1780-е гг. — конец XVIII в.) Для этого периода характерны строгое следование классическим архитектурным ордерам, описанным Витрувием и позже Палладио, прямоугольные симметричные компоновки зданий, широкое применение колоннад, аркад, портиков, фронтонов. В интерьерах зданий применялись копии или мотивы античных скульптур, декоративные элементы известных тогда древних цивилизаций. Архитекторы: Чарльз Камерон, В. И. Баженов, И. Е. Старов, Д. Кваренги. Ярким примером строгого классицизма служит величественный Таврический дворец (И. Е. Старов, 1783—1789 гг.). Ампир (первая треть XIX в.) Русский ампир (примерно 1812-1830 гг.) В России первой трети XIX века ампир оказался нужен для прославления государственного могущества страны-победительницы. Внешне архитектура русского ампира использует классические ордерные системы, причём не только тосканские или дорические. Композиции зданий строго симметричны, торжественны. Наряду с лаконичностью форм отмечается проявление милитаристской символики Древнего мира: изображения доспехов, лавровых венков, орлов. Возникают декоративные архитектурные сооружения: триумфальные арки, памятные колонны. Главные мастера: К. И. Росси и В. П. Стасов. Ансамбли: Дворцовая площадь со зданием Главного штаба (1819—1829), Сенатская площадь со зданиями Сената и Синода (1829—1833), Александринская площадь со зданием Александринского театра (1827—1832). Эклектика (1830-1900 гг.) В раннем периоде развития эклектики преобладал романтизм и стилизации под древние стили: византийский, древнерусский, готический; возобновились подражания античности, ренессансу, барокко. Ансамбли: необарокко — Дворец Белосельских-Белозерских (1839—1844, Штакеншнейдер); неоренессанс — Николаевский вокзал (1843—1851, архитектор К. А. Тон), Министерство государственных имуществ (Исаакиевская площадь, И.Е. Ефимов); Мариинский театр (1859—1860, архитектор А. К. Кавос, неорусский стиль — храм Воскресения Христова (Спас-на крови), воздвигнутый в память погибшего императора Александра II в 1883—1907 гг. архитектором А. А. Парландом. Модерн (1890-1900-е гг.) Отличительными чертами зданий являлись асимметрия фасадов и свободная планировка. В подражание природе, у которой нет прямых линий, установилась мода на криволинейные силуэты, живописные ограды и детали, иногда непосредственно включавшие символический растительный и животный орнамент. Строились сложные в плане здания, имевшие украшенные скульптурами и узорами дверные и оконные проемы. Широко применялись сравнительно новые по тем временам материалы: сталь, широкоформатное стекло, бетон и железобетон, которые в известной степени и позволили создавать ажурные, воздушные конструкции. На фасадах использовались рустика, мозаика, майолика, витражи, металл. Примеры: магазин Елисеева, (Г. В. Барановский, 1902—1903), Дом компании «Зингер» («Дом Книги», П. Ю. Сюзор, 1902—1904), Витебский вокзал (С. А. Бржозовский, 1904), гостиница «Астория» в Петербурге (Ф. И. Лидваль, 1911—1912).
Конструктивизм (XX в.) Основой новой архитектуры стал функциональный подход. Проекты зданий отличались лаконичностью форм, геометрической чёткостью, подчёркиванием несущих конструктивных элементов. Стилистика конструктивизма хорошо подходила для новых видов строений: многоквартирных домов-коммун, общественных зданий (домов и дворцов культуры, рабочих клубов, универмагов), учреждений и особенно для промышленных строек. Примеры: здание школы им. 10-летия Октября (1925—1927, архитекторы А. С. Никольский и А. В. Крестин, проспект Стачек, 5/2), Институт народов Севера (1930—1932, И. И. Фомин, пр. Стачек, 30) Советский монументализм (1932-1955 гг.) Называется сейчас «Сталинской архитектурой», «монументальным классицизмом», «Сталинским ампиром», «Сталинским неоренессансом» и т. д. Отличительными чертами стиля являлись преимущественно крупные архитектурные формы, включая целые ансамбли, частое применение различных архитектурных ордеров, богатая по тому времени наружная отделка с барельефами, скульптурами, рустикой, наличниками, применение бетона, металла, натурального камня. В официальных зданиях предусматривалась богатая отделка интерьеров, в жилых домах — улучшенная планировка, наличие всех инженерных систем. Памятники: Дом Советов (1936-1941, архитекторы Н. А. Троцкий, Я. Н. Лукин, М. А. Шепилевский и др., Московский пр., 212) и другие здания на Московском пр.; комплексы зданий на пр. Стачек, например, Здание Кировского райсовета (1930—1935, архитектор Н. А. Троцкий, пр. Стачек, 18). Советский функционализм и минимализм (вторая половина XX в.) После смерти Сталина строительство перешло на типовые проекты жилых домов, школ, детских учреждений, больниц, магазинов, столовых, санаториев и гостиниц. Получили широкое распространение крупнопанельные здания, отличавшиеся отсутствием каких-либо элементов отделки на фасадах, кроме окраски или облицовки керамическими плитками. Эти панели обычно имели размер «на комнату» для уменьшения количества наружных швов. Наряду с крупнопанельными домами возводили и крупноблочные здания (с меньшими размерами сборных элементов), а также кирпичные дома. С современной точки зрения большинство этих домов не выдерживают критики ни с архитектурной, ни с инженерно-технической, ни с социальной точек зрения. Строительные нормы и правила, введённые в 1955—1957 гг, предусматривали минимум удобств для жителей: комнаты размером 9-12 м², высоту помещений 2, 5 м, совмещённые санузлы и др. Однако в то время индустриальное строительство привело к быстрому улучшению жилищных условий сотен тысяч горожан, многие из которых впервые получили отдельные квартиры. В настоящее время в домах этого класса в Санкт-Петербурге проживает 900 тысяч жителей.
|