Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Рынок олигополии






Если на конкурентном рынке действует несколько продавцов, то речь идёт об олигополии (от латинского «олиголис» – несколько и «полист» – продавец). На ряде рынков может существовать дуополия (две фирмы), как частный случай олигополии.

Олигополия является одной из самых распространённых структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отраслевые рынки продуктов тяжёлой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолётостроение и др.) имеют именно такую структуру. В данных отраслях наряду с крупными фирмами могут действовать и немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится большая часть суммарного оборота отрасли, и именно их деятельность определяет развитие событий. Формально к олигополистическим рынкам обычно относят такие, где несколько крупнейших фирм (от 3 до 8) производят и продают более половины всей выпускаемой продукции.

Существует несколько причин, объясняющих почему определённые отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм. Первой причиной можно считать эффект масштаба. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, когда крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и преимущество над мелкими. Многие отрасли начинали свою деятельность на базе несложной техники, в условиях небольшого эффекта масштаба и значительного числа конкурентов, но по мере развития научно-технического прогресса совершенствовалась техника и становился более резко выраженным эффект масштаба. Например, в начале ХХ века в период становления американской автомобильной промышленности существовало более 80-ти фирм. В результате использования новых технологий в области автомобилестроения, банкротств и слияний здесь сформировалась «большая тройка компаний»-«Дженерал моторс», «Форд», «Крайслер», на которую приходится подавляющая доля произведённых в стране автомобилей (оставшаяся часть приходится на филиалы крупнейших иностранных компаний).

Новые фирмы не вступают в данную отрасль, поскольку, чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, нужно вложить в производство огромные денежные средства, которые олигополисты постепенно инвестировали в дело за десятилетия. Эффект масштаба становится труднопреодолимым барьером для вступления в данную отрасль.

Второй причиной является эффект слияния. Поводом для слияния могут быть разные причины. Объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю, перенимать достижения и использовать сбытовые каналы друг друга, и следовательно, дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта.

В олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты. Например, сталь, цинк, алюминий, медь, свинец, цемент, нефть и т.д. являются стандартизированными продуктами. Их производство и продажа происходит в условиях однородной олигополии. В свою очередь, производство и реализация автомобилей, покрышек, бытовой техники осуществляется в условиях дифференцируемой олигополии.

В данном случае большая доля в выпуске продукции обеспечивает фирмам значительную степень контроля над рынком. Однако при выборе ценовой политики каждая фирма должна принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов. Всеобщая взаимозависимость, вытекающая из немногочисленности фирм, и как следствие, необходимость для фирмы взвешивать возможные ответные действия конкурентов в случае изменения её ценовой политики, являются характерными свойствами олигополии.

Одна из наиболее распространённых систем ценообразования получила название «следование за лидером». Абсолютным лидером считается фирма, которая имеет бесспорные преимущества перед конкурентами либо в объёме выпуска продукции, либо в уровне затрат. Все фирмы следуют за лидером, не превышая его уровня цен. На взаимозаменяемую продукцию (например, бензин) устанавливается единая цена. Если продукция близка по параметрам у нескольких фирм (автомобили), то в ценах возможны некоторые различия. Другая ценовая стратегия, используемая на олигополистическом рынке, - координация действий при установлении цены. Она существует в виде принятия соглашений о ценах или о доли в общем объеме производства и продаж между участниками рынка. Такого рода соглашения называются «картельными». В некоторых странах такого рода соглашения запрещены законом.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал