Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развития общества
Как видно из вышеизложенного, и философия истории марксизма второй половины XIX столетия, и социально-философские концепции " индустриализма" второй половины XX века основаны на признании того, что источником прогресса человечества и его измерителем выступает развитие материального производства. Степень совершенства материального производства, развитость его форм и методов лежит в основе оценок того или иного общества как в марксизме, так и в современных западных " индустриальных" концепциях. В указанных вариантах философии истории развитие общества, по сути, делится на три большихцивилизационных периода. В марксизме различают периоды: архаичный (доклассовый), экономики классового общества (от рабовладельческой до капиталистической включительно), и в перспективе - коммунистический (бесклассовый, с экономикой изобилия). В концепциях " индустриализма" это - аграрное, " индустриальное" и " постиндустриальное" общества (или как вариант, - первая, вторая и третья " волны" в развитии цивилизации). Переход к грядущей, коммунистической формации, так же как и смена " индустриальной" цивилизации " постиндустриальной" представляется основоположникам марксизма и авторам современных концепций " индустриализма" революционным событием, радикально изменяющим ход истории и кардинально преобразующим человеческое общество. Существует сходство и в изображении того социума, который трактуется как коммунистическая общественная формация и как " постиндустриальное общество". К. Маркс и Ф. Энгельс справедливо обозначали грядущее историческое событие как общество свободной индивидуальности. Развитие способностей человека, замещение прежней рутинной трудовой деятельности проявлениями творческой активности отмечают в качестве важнейшей характерной черты нового состояния социума и теоретики " постиндустриального общества". Поэтому можно констатировать, что общая направленность обеих теорий (коммунистической и " постиндустриальной") - гуманистическая, а рассматриваемые ими идеалы являются достойными человека целями. Методологическое сходство философии истории марксизма и ее " индустриальных" вариантов второй половины XX века, немалое влияние марксистской философской социологии на авторов концепции " постиндустриального общества" дало право одному из основателей последней Д. Беллу прямо говорить о себе и своих коллегах как о " постмарксистах". Разумеется, между описанными подходами в философии истории есть и заметные отличия, связанные прежде всего, с временным фактором: в середине XIX столетия невозможно было предвидеть научные, технические и технологические прорывы последних десятилетий XX века. Однако, заметим, и при этом основоположники марксизма не раз говорили о научно-техническом прогрессе как важнейшей основе преобразования общества. Теоретики " постиндустриализма" создавали свои теории тогда, когда информационная революция, новейшие высокие технологии стали реальностью. Поэтому их важная идея, что в " индустриальном" обществе главную роль играли вещественные и энергетические компоненты, а в " постиндустриальном" определяющим ресурсом становится информация, — высказывались уже не в качестве прогноза, ав качестве констатации того, что уже имело место в реальной жизни. А отсюда вытекал вывод, что информационные процессы, затрагивая все стороны " постиндустриального " общества, формируют принципиально новую систему жизнедеятельности этого общества, ее контроля и совершенствования. Становление информационно-технологической цивилизации и глобальные изменения (на этой основе) жизни современного общества определили необходимость нового уровня их философско-методологического осмысления. В настоящее время, на рубеже XXI века актуальным являются не пути и способы " опровержения" марксизма (который сыграл свою историческую роль), а проблемы дальнейшего развития общественно-исторической теории и практики применительно к реалиям сегодняшнего дня. Глава YI. ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ,
|