Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Решения республиканских и местных органов власти и особый статус Валаамского монастыря






В 1991 году по инициативе Министерства культуры[16] Правительства Республики Карелия памятники истории и культуры Валаамского архипелага, включенные в федеральный список, были признаны памятниками республиканского значения. В 1993 году вышло распоряжение Президента РФ[17], определившее задачу для Правительства РФ по «поэтапной передаче в собственность или пользование религиозным организациям культовых зданий, строений и прилегающих к ним территорий…». Постановление Правительства от 6 мая 1994 года за № 446 установило специальный порядок такой передачи. Специально созданная комиссия, рассматривала обращения религиозных организаций, готовила решения и направляла его на утверждение Правительства РФ.

Но в 1992 году «во исполнение Постановления Верховного совета КаССР 1991 года о передаче Русской православной Церкви культовых и административно-хозяйственных зданий», Валаамский музей был уже расформирован[18]. В итоге, 80 постоянных сотрудников музея лишились работы, многие – с нарушением трудового законодательства.

Согласно этому же Постановлению, основная часть фондов музея передается монастырю, оставшаяся – в специально созданное подразделение «Валаамский музей». Министерство культуры Карелии объявляет о создании историко-культурного заповедника религиозного назначения, создается администрация природного парка. Одновременно Русской православной Церкви (далее – РПЦ) передается главное здание монастыря – Спасо-Преображенский собор вместе с пристройками внутреннего каре.

Позднее, законами Республики Карелия (РК) монастырю также передаются в собственность основные постройки поселка: в 2004 году – «Работный дом, Свечная лавка, помещение бани и прачечной Водопроводного дома», а в 2006 году – «здание Зимней гостиницы»[19].

Фактически, с ликвидацией в 1992 г. государственного музея-заповедника, Валаам потерял статус особо охраняемой территории. В настоящее время Валаамские острова не имеют такого статуса. В 1994 г. по Указу президента РФ Валаамские острова были объявлены особо ценной историко-культурной и природной территорией РФ и РК, однако статус не был подкреплен законодательно и практического значения не имел. Была попытка республиканских властей объявить Валаамские острова Уникальной исторической и природно-ландшафтной территорией, с этой целью был даже принят Закон о таких территориях в Карелии, образована Дирекция на Валааме. Однако Закон противоречил федеральному законодательству, и Дирекция была ликвидирована. Вместо Дирекции в 1998 г. был образован Природный парк, претерпевший несколько реорганизаций и подчинений (Комитету по физкультуре, спорту и туризму, Министерству экономического развития РК, теперь предполагается его подчинение Министерству сельского хозяйства РК). При образовании Парка «Положение» о нем пришло в противоречие с Законом «Об особо охраняемых территориях», поэтому парк практически не действует, его попытки организовывать палаточные лагеря для туристов привели к тому, что предельно допустимая нагрузка на участках расположения лагерей (причем, в особо заповедных зонах) была превышена в десятки раз. Программа лагерей в 2006 г. была свернута.

Природному парку в оперативное управление были переданы Зимняя Гостиница здание-памятник и ряд других сооружений. Существенную часть доходов парка составляла квартплата жителей Зимней гостиницы, при этом, в течение нескольких лет не проводилось ремонтных работ, коммунальные услуги практически сводились к вывозу мусора.

Характерно, что с инициативой образования Национального парка выступил Президент России, а заказ на разработку проекта Национального парка инициировала религиозная организация «Валаамский монастырь». В настоящее время при поддержке Министерства культуры Карелии проектируется создание историко-культурного заповедника религиозного значения на Валаамском архипелаге. Причем это понятие предлагается ввести в научный оборот. Проект (Институт Спецпроектреставрация, СПб) готовится на согласование в Правительство Российской Федерации[20]. Для финансирования обоснования проекта использовалось 600 тыс. руб. из федеральной целевой программы, направленной на сохранение культурного наследия и развития Валаамского музея (фактически, путем подлога). Единогласное мнение ученых: надуманный статус – вершина некомпетентности, опасная своими разрушительными последствиями для всего мира культурных и природных ценностей Валаама.

За последние 10 лет жизнь на острове значительно изменилась. Монастырское хозяйство развивалось ударными темпами, росло число монахов (по данным монастыря, в нем постоянно находятся около 200 монахов – «насельников»), численность жителей поселка Валаам, наоборот, сокращалась. Основным проводником таких перемен стала деятельность «Международного фонда возрождения Валаамского архипелага и Спасо-Преображенского Валаамского монастыря». Благодаря пожертвованиям крупных меценатов России и бюджетному финансированию на острове были отреставрированы и частично реконструированы все культовые здания (включая реконструкцию построек 9 скитов). С начала 2000-х годов для обеспечения посещения монастыря паломниками создается ООО «Паломническая служба», со своим флотом пассажирских и грузовых судов, для ведения торговли на острове – ООО «Валаам – сервис», для обслуживания коммунального хозяйства поселка – ООО «СЭНТ» и др. коммерческие структуры.

В этот же период Международный фонд реализует программу переселения жителей поселка на материк. В районном центре – в городе Сортавала выкуплены 3 подъезда квартир в недостроенном доме, а в сентябре 2001 года Дом «переселенцев» был торжественно открыт и освящен Патриархом Алексием II. Кроме того, были выкуплены квартиры в других домах Сортавалы и прилегающих поселках (с учетом пожелания жителей), выдавались субсидии на строительство коттеджей[21]. Всего с острова Валаам переселились более 100 семей.

Однако это переселение для многих жителей стало пагубным: «Уезжали в основном социально-незащищенные. Многие из них или вымерли или спились без работы». На острове они были задействованы на социальных работах (убирались, чистили туалеты и т.п.), и получали за работу меньше, чем «пришлые»[22].

Но благодаря этой программе, монастырь получил освободившиеся помещения в самом Спасо-Преображенском соборе (внутреннем и внешнем каре) и постройках скитов, для воссоздания монашеских келий.

Таким образом, большинство жителей поселка, кто посчитал возможным переезд с острова, – получили необходимое жилье. На острове остались еще более 300 человек. Большинство из них переселяться с острова не намеревалось. По опросам, проведенным в январе 2002 года[23], 43% жителей категорически не желают покидать остров, 32% – не хотят, но в силу обстоятельств допускают выезд с острова и только 17% – намерены выехать.

Только в течение последних пяти лет исполнение программы переселения жителей острова определялось задачами освобождения помещений построек монастыря для его нужд. Позже эта задача переросла в доктрину, выразившуюся в установлении монастырем монополии управления всем островом Валаам. Такая политика нашла активную поддержку в органах власти и тем самым предопределила конфликт интересов жителей острова и монастыря.

На протяжении 10 лет органы власти Республики Карелия и местное самоуправление (администрация Сортавальского района) активно поддерживали Валаамский монастырь: в изыскании дополнительных средств на восстановление храмового комплекса, в организации предпринимательской и хозяйственной деятельности служб монастыря, в развитии его инфраструктуры. Однако эта поддержка часто сопровождалась грубыми нарушениями закона и дискриминацией в соблюдении интересов жителей острова.

1. Наиболее значимыми решениями, приведшими к развитию конфликта местных жителей со светской властью и монастырской, были решения о передаче зданий острова в собственность Спасо-Преображенского Валаамского монастыря.

Решение о передаче в собственность монастыря памятников истории и культуры было принято законами республики. Но переданные в собственность постройки (см. приложение 1) были включены в перечень памятников культуры федерального значения еще в 1960 г. И такое решение было неправомерным, поскольку принималось неправомочным на то органом.

Следует заметить, что это решение стало следствием другого решения Республики Карелия – о переводе федеральных памятников в собственность субъекта Федерации. Принималось оно в переходный период действия законодательства, при разделении собственности Федерации и субъектов Федерации. Однако в этот момент памятники федерального значения (в том числе Спасо-Преображенский собор) сохраняли свой статус неприкосновенности. И их передача Русской православной церкви решением республиканских органов власти, не могла быть легитимной (см. приложение 3). Такие решения не были оспорены ни федеральными органами – прокуратурой РФ, ни региональными – прокуратурой Республики Карелия, но юридически, при неизменном федеральном законодательстве, не имеют силы с момента принятия.

Федеральное законодательство (в частности, Положение о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения от 2001 года)[24] для случаев передачи имущества устанавливает жесткий порядок принятия решений. И положительное решение принимается лишь на условиях сохранения исторической и культурной ценности и принимается только Правительством Российской Федерации.

Кроме того, передача имущества допускается только в случаях использования зданий в культовых целях, но не для хозяйственной деятельности.

2. По этим же основаниям не могло иметь правовых последствий решение о ликвидации музея федерального значения. И это решение фактически недействительно. Более того, оно и осталось незамеченным Министерством культуры России, поскольку на протяжении 15 лет музей продолжает не только стабильно финансироваться из средств федерального бюджета, но и обеспечиваться средствами на поддержание ансамбля Валаамского монастыря.

Таким образом, поскольку процедура передачи помещения Валаамского музея проведена с нарушением федерального законодательства, можно говорить о том, что Спасо-Преображенский Валаамский монастырь незаконно владеет музеем.

3. Значительные претензии существуют и к хозяйственной деятельности Спасо-Преображенского Валаамского монастыря в части сохранения историко-культурных ценностей. При ликвидации музея фактически был утерян государственный контроль за памятниками. В этой связи активная деятельность монастыря не могла не привести к разрушению и утрате исторических и природных ценностей, в т.ч. в связи с реконструкцией памятников. Не могло обеспечить сохранность исторических ценностей и желание настоятеля монастыря, поскольку в монастыре не было необходимых специалистов. В итоге, многие здания подверглись значительной реконструкции без разрешения и контроля федеральных инспекционных органов. Особо следует обратить внимание на строительство здания нового скита – Свято-Владимирского; разрешение на строительство, очевидно, не получено. Его постройка началась ударными темпами как раз после первого посещения острова Президентом РФ. Также без должного согласования были возведены на острове «Гостевые домики» – 2 современных коттеджа. В июне 2006 года по указанию настоятеля монастыря через поселок была проложена асфальтовая дорога: фактически на месте, кое-где сохранившейся древней, вымощенной брусчаткой, дороги. И эта стройка также не согласовывалась с органами охраны памятников[25].

Факты грубых нарушений Спасо-Преображенским монастырем природоохранного и историко-культурного законодательства были отмечены Счетной палатой Российской Федерации в 2004 году: «В нарушение Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и постановления Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 г. № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», разрешения на проведение ремонтно-восстановительных работ на объектах культурного наследия, имеющих религиозное значение, не оформлялись, проектно-сметная документация государственными органами охраны памятников не рассматривалась или не утверждалась, контроль за выполнением работ государственными органами охраны памятников не осуществлялся»[26].

Еще в 2001 году Сортавальская инспекция по налогам и сборам обращалась в арбитражный суд по поводу сокрытия налогов «Паломнической службой Спасо-Преображенского Валаамского монастыря» (ведение деятельности через обособленное подразделение без ее постановки на учет по месту нахождения). Суд был проигран по процессуальным основаниям[27]. Но подразделение вскоре было зарегистрировано, и Сортавальская администрация стала получать часть налоговых отчислений.

По фактам сокрытия монастырем налогов, нарушения антимонопольного законодательства, инициативная группа поселка обращалась с жалобами в различные инстанции, в т.ч. в прокуратуру.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал