Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности конфликта
Передача Церкви зданий музея и поселка была представлена как возвращение ценностей, изъятых в период политических репрессий. Однако монастырь не был подвергнут разорению и оставлен фактически добровольно. Поэтому претендовать на его возвращение РПЦ не имеет оснований. Передача монастырю Спасо-Преображенского Собора можно рассматривать лишь как дар государства. Поэтому на передачу каких-либо других построек на острове монастырь не может претендовать, а как всякая религиозная организация может лишь приобретать имущество или строить сооружения религиозного культа в установленном законом порядке. Однако статус федеральных памятников истории и культуры не может допускать распродажу исторических зданий поселка, а статус природного парка ограничивает строительную и хозяйственную деятельность. На сегодняшний день в споре о будущем поселка Валаам должны учитываться три заинтересованные стороны: Российская православная церковь «в лице» монастыря, местные жители со своей инициативой развития местного самоуправления и научное сообщество в интересах сохранения для острова Валаам статуса памятника. Причем, не только в историческом, но и природно-ландшафтном, геологическом значении. Позиция научного сообщества пока не получила должного признания. Инициатива органов власти Карелии придать территории острова статус памятника историко-религиозного значения прогнозируемо приведет к безраздельному управлению на острове монастыря, без развития поселка. Этой позиции пока противостоят лишь сами жители, которые рассчитывают защитить свои интересы путем организации местного самоуправления. Это противоборство пытается разрешить межведомственная комиссия, созданная правительством Карелии. Пока рассматривается вариант паритетного разделения интересов. При этом должны быть разрешены споры о праве собственности и распорядительной власти над землей и имуществом. Однако в этом процессе не представлена позиция Министерства культуры России, призванного сохранять памятники природы и культуры. А их позиция имеет существенное значение в ограничении возможностей и полномочий на острове, как монастыря, так и местного самоуправления. В свою очередь, региональное министерство культуры Республики Карелия не только не представляет интересы федерального ведомства, но и на практике делает все, чтобы лишить Валаам всякого «охранного» статуса. Особо удручает то обстоятельство, что изначально региональные органы власти и РПЦ, объединившись в стремлении восстановить Валаамский монастырь, никоим образом не учитывали и не считались с интересами жителей поселка. Более того, этот «тандем» продолжает сохраняться. Обе стороны считают поселок на острове «неперспективным». С позиции монастыря поселок представляется как «чуждое» образование на святой земле, а для органов власти, как поселковое образование, не способное на самообеспечение. В свою очередь жители поселка доказательно утверждают, что средств на муниципальное хозяйство более чем достаточно. Действительно, при поверхностном изучении обстоятельств владения и пользования собственностью острова, выясняется следующее: Валаамский монастырь, как и другие организации острова, получает значительную часть прибыли в связи с тем, что не выплачивает налоги на муниципальные нужды. Особо грубые нарушения допускаются при пользовании землей, которая передается в долговременную аренду по заниженным расценкам. Благодаря активной раздаче земли, сейчас фактически в муниципальной собственности ее не осталось. На собрании жителей в июле 2006 года с согласительной комиссией Правительства выяснилось, что Сортавальской районной администрации фактически нечего передать поселку Валаам при разделении имущества. (Примечательно, что на муниципальном балансе остается Валаамское кладбище. Но поскольку оно расположено на земле Леспромхоза, являющейся федеральной собственностью, какие либо работы там запрещены). Однако очевидно, что существуют убедительные правовые основания к тому, чтобы большинство договоров, заключенных с Сортавальской администрацией, признать незаконными. Разрешение конфликта между «немонастырскими» и «монастырскими» жителями Валаама, первые видят в разделении «территории острова на три части – общинную, скитскую и хуторскую. В первых двух могла бы протекать церковная жизнь, а в третей – сугубо светская. Представители же церкви считают, что на острове должно быть единовластие при монастырском управлении. Позиция Валаамского монастыря и РПЦ имеет право на существование и может учитываться властями при принятии конкретных решений. Однако открытая пристрастная поддержка этой позиции со стороны властей привела к тому, что монастырь стал осуществлять административное управление островом. При отсутствии какого-либо ведомственного и прокурорского контроля, он фактически стал органом власти на острове, подменяя собой и государственное управление. Думается, что это обстоятельство тягостно и для самого монастыря. Т.к. по монастырским канонам братия монастыря не может участвовать в политической деятельности. Если учесть, что монастырь при массовом посещении туристов и паломников, не может обеспечить «закрытость» от светского влияния, цель монастыря сберечь религиозную духовность в таких условиях недостижима. Особенно неприемлемо то обстоятельство, что монастырь, находясь в конфликте интересов с жителями поселка, имея «обременение» (особенно с жилым фондом) применяет в этом конфликте церковные каноны взаимоотношений. Тогда как такие конфликты, связанные с соблюдением гражданских прав, должны разрешаться только по закону. В итоге, монастырю понадобилась юридическая служба, в обязанность которой входят исключительно вопросы использования юридических процедур для «избавления» от бремени гражданских забот, а с ними и людей. Такие попытки все чаще обречены на провал, при грамотной и инициативной правовой защите жителей поселка. Следует заметить, что настоятель монастыря епископ Панкратий для раскрепощения ситуации не использует мирные переговоры с жителями, но примирение по церковным (монастырским) канонам совершенно неприемлемо для сугубо светского населения поселка. Монастырь постоянно инициирует благотворительные акции, при развитии своего хозяйства косвенным образом помогает и населению. Служители в ответ ждут от жителей благодарности и смирения. А инициативная группа поселка считает своим долгом привлечь монастырь за многочисленные нарушения закона и готовы судиться в защиту своих прав и законных интересов. В итоге, социальная помощь монастыря жителям острова сворачивается: «Отец Саватий отказывает в пище (обедах для пенсионеров) и приобретении продуктов. Люди покупают еду прямо на монастырской ферме. А деятельность монастыря вызывает злость и зависть»[64]. Это тоже источник усугубления конфликта. Для Церкви судебные тяжбы неприемлемы ни по форме, ни по духу. Каноны РПЦ предполагают смирение перед действием власти. Действия же жителей, служители воспринимают как объявление «войны». Очевидно, что это противостояние необходимо прекратить. А это может произойти только тогда, когда управление на острове будет соответствовать Законам и Конституции РФ. Возможно, эту задачу решит избранная самими жителями поселковая администрация. Восстановление прав жителей поселка Валаам и разрешение конфликта нам видится при реализации следующих мер: 1. Необходимо восстановить правовой статус собственности на острове Валаам. Для этого, Министерству культуры необходимо внести в Правительство Российской Федерации предложение по наделению Валаамского комплекса статусом особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, а также обратиться с предложением в Комитет Всемирного наследия при ЮНЕСКО о включении комплекса в Список Всемирного культурного и природного наследия. 2. В этой связи Русской православной Церкви необходимо представить заявку в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (согласно Положению)[65] на передачу в безвозмездное пользование здания Спасо-Преображенского Валаамского собора и других зданий имеющих культовое значение (построек скитов). 3. Прокуратура Российской Федерации обязана опротестовать законы Республики Карелия, касающиеся передачи зданий федеральной собственности (Законы Республики Карелия «О безвозмездной передаче государственного имущества Республики Карелия в собственность Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального монастыря» от 11 мая 2004 года № 769-ЗРК от 26 января 2006 года № 957-ЗРК). 4. Следующий шаг – разделение прав управления собственности между государственными и муниципальными органами. После чего необходимо рассматривать вопрос о выделении обособленной собственности в пользование и владение Валаамскому монастырю (по аналогии с разрешением вопроса по Соловецкому архипелагу); 5. Избирательная комиссия республики Карелия должна назначить выборы в поселковую сельскую администрацию поселка Валаам и в течение 3 месяцев провести выборы (независимо от даты единого голосования), в соответствии с судебным решением. 6. Правительству Республики Карелия надлежит инициировать строительство социального фонда поселка Валаам на основе ранее утвержденного и согласованного федеральными органами плана развития поселка. 7. Федеральной налоговой инспекции, антимонопольному комитету и прокуратуре необходимо провести комплексную проверку работы федеральных учреждений острова на предмет выполнения своих функциональных обязанностей. Эта проверка необходима, в частности, для устранения практики неправомерного использования государственного имущества в интересах Валаамского монастыря (в т.ч. рыбоводного хозяйства «Летняя ферма», лесхоза, Валаамского музея, общеобразовательной школы). 8. Необходимо также восстановить инспекторский контроль за территорией Валаамского природного парка, в т.ч. в ограничении посещений этих территорий жителями острова и туристами.
|