Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О безопасности






Первые девять месяцев нашей жизни — это время, когда большинство из нас любимы, желанны, нужны и все необходи­мое само приходит к нам и нам не нужно ни о чем просить. Иначе говоря, мы живем в атмосфере подлинной любви, когда наши потребности удовлетворяются без того, чтобы нам при­ходилось простить об этом. Любить кого-то — значит осознавать свои подлинные (не невротические) потребности и удовлетворять их, возможно, при необходимости, в ущерб своим собст­венным. На протяжении первых девяти месяцев нашей жизни мы пребываем в полном блаженстве, находясь в материнском лоне. В этот период наше сознание, так сказать, двойственно: с одной стороны, мы наделены нашим собственным сознанием, с другой — у нас есть общее сознание с нашей матерью, по­скольку в это время мы — это еще и часть единого целого, которое мы составляем.

Когда я прикасаюсь к себе, это нормально, я чувствую себя в безопасности, чувствую себя защищенным, и это наиболее близкий контакт из всех возможных. Когда я касаюсь материн­ского лона, я чувствую себя комфортно, это часть меня самого, (ведь у нас общее сознание). Итак, прикасаясь к себе, я чувст­вую себя отлично. Касаясь материнского лона, я тоже чувст­вую себя абсолютно комфортно. Но лоно матери окружает меня со всех сторон, поэтому я повсюду ощущаю комфорт и безопасность. Материнская утроба — это мой мир, поэтому я составляю целый мир (космическое сознание). Это подобно тому, как если бы я был галькой на морском берегу и берегом в то же самое время. Это чувство, что все хорошо со мной и с миром тоже все в порядке — суть того, что составляет ощуще­ние безопасности.

Когда вы покидаете материнскую утробу, вы понимаете, что ваш мир увеличился и теперь в него включены также и другие люди. Теперь ощущение безопасности и комфорта воз­никает, если я знаю: все хорошо со мной, все в порядке с другими и все в порядке с миром вокруг меня.

Это чувство мы берем с собой в жизнь из нашего пребывания в материнском лоне, но теперь это чувство должно быть под­креплено в процессе нашего внеутробного существования. Вам необходимо чувствовать себя любимым, вам нужны объятия и ласки ваших родителей, чтобы контакт с внешним миром был для вас полноценным и чтобы все ваши подлинные потребно­сти удовлетворялись. Если этого не происходит, вы будете чув­ствовать постоянную неуверенность и незащищенность в ва­шей жизни. Вы тщетно будете искать безопасности и покоя, не находя этому чувству адекватной замены. Если же вы не жи­вете с ощущением безопасности, некоторые части вашего со­знания и вашей личности приостанавливаются в своем развитии и не достигают зрелости. Вам не удастся достичь высшего плана сознания, пока вы не разрешите эту проблему — как достичь этого чувства комфорта и безопасности. Проблема эта имеет свое решение — вы можете стать своим собственным родителем, родителем самому себе и подарить себе ту любовь и то ощущение безопасности, дефицит которых тормозит ваш рост и препятствует достижению зрелости.

Случается и так, что вы проводите первые девять месяцев своей жизни, чувствуя что вы не желанны и не любимы. И ваше внеутробное существование из-за этого сопровождается посто­янным чувством того, что происходит нечто нестоящее, не имеющее ценности, ощущением сожаления по поводу того, что вы присутствуете " здесь". И для вас также единственный спо­соб справиться с этими чувствами — это стать тем родителем, которого у вас никогда не было и дать самому себе ощущение того, что в тебе испытывают необходимость и тебя любят. Сле­дующие упражнения имеют целью помочь вам стать своим собственным родителем.

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 2

Начиная упражнения, желательно, чтобы на первом эта­пе его вы вошли в то состояние повышенной концентрации внимания, которое описано в упр. 1, вплоть до той его ста­дии, когда вы обращаете свой мысленный взор внутрь себя, чтобы увидеть свое сознание. В то время, когда вы наблюда­ете за своим сознанием, представьте тот самый марафон­ский забег, который предшествовал вашему появлению " здесь", и скажите себе, что, стартовав в этом забеге, вы изъявили свое желание быть " здесь".

 

 

УПРАЖНЕНИЕ 3

В то время, когда вы находитесь в измененном состоянии сознания, помня о том, что вы захотели появиться здесь, подумайте о том, что среди живущих на этой Земле нет никого кроме тех, кто победил на этой марафонской дистан­ции. Поэтому скажите себе: " Ты достоин пребывать здесь, как и любой другой человек на земле".

 

УПРАЖНЕНИЕ 4

Вашей победой в марафоне вы доказали, что обладаете наилучшей способностью к адаптации среди пятидесяти миллионов соперников и что вы обладаете исключительным правом предпринять это путешествие под названием жизнь и добиться успеха. Итак, скажите себе: " Ты способен побе­дить и добиться успеха и поднять свое сознание на более высокий уровень".

 

УПРАЖНЕНИЕ 5

Скажите себе: " Ты одержишь свою победу и поэтому тебе не придется повторять все это снова и ты примешь ответ­ственность за свою жизнь и самого себя".

 

УПРАЖНЕНИЕ 6

Скажите себе: " Ты с симпатией относишься к себе за победу в марафоне и ты научишься любви к себе".

 

Каждый раз вам следует проводить не больше двух-трех минут за этими упражнениями, поскольку вы не сможете удер­живать должный уровень концентрации более продолжитель­ное время. Возвращайтесь к упражнениям каждые два-три ча­са, пока не начнете чувствовать то, что говорите себе, и повто­ряйте упражнения, если вы начнете утрачивать это чувство.

 


Глава 2. ПОВЕДЕНИЕ В МОМЕНТ РОЖДЕНИЯ.

 

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ ИМПРИНТИНГ.

ТРАВМА ПЕРВОГО РОДА

 

Р.Р.Тиллард-Коул считает, что существует три схемы обу­чения. Первая из них — импринтинг. Он возникает при зача­тии, во внутриутробном существовании, или в момент родов, или в первые несколько часов после родов, а также в любой последующий момент, когда стимул обладает достаточной си­лой, чтобы то или иное переживание было зафиксировано в качестве опыта раз и навсегда. Это тот случай, когда ребенок, обжегшись о пламя, отпрыгивает от него в течение долгого времени после состоявшегося опыта.

Другой путь обучения — это павловские условные рефлек­сы. Суть этого метода заключается в интенсивном подкрепле­нии стимулов, которое происходит с большой частотой в тече­ние короткого отрезка времени. Павлов продемонстрировал свой метод на кормлении собак и одновременном позванива­нии в колокольчик. Примерно через две-три недели он заме­тил, что может звонить в колокольчик, не давая пищи соба­кам, при этом у них будет происходить процесс слюноотделе­ния, как если бы они на самом деле получали пищу. Довольно скоро без дополнительного подкрепления этот эффект исчеза­ет. В жизни человека, если стимул не подкрепляется, если кто-то из родителей не проявляет в достаточной степени свою любовь и привязанность по отношению к ребенку, весьма ве­роятно, что эмоциональные реакции ребенка со временем бу­дут носить искаженный и отклоняющийся от нормы характер.

Третий метод — оперантное обусловливание. Этот метод, как правило, ориентирован на некоторую цель. Если за каким-то действием следует некоторое вознаграждение, то довольно скоро мы научимся повторять это действие в надежде на по­лучение причитающегося нам вознаграждения. Если же дейст­вие производит негативную реакцию, к примеру, если ребенок получает шлепок за какой-то поступок, то очень скоро он понимает, что лучше " этого" не делать либо сделать " это" незаметно. Это желание к сокрытию некоторых поступков ле­жит в основе наших первых обманов. Чтобы выжить, мы нуждаемся в любви наших родителей. И чтобы получить эту лю­бовь, мы вынуждены нередко забывать о собственной индиви­дуальности. Поскольку то, чего мы хотим для самих себя, по­рой, совершенно противоположно тому, что наши родители хотят для нас. Поэтому мы утрачиваем нашу идентичность, уверенность в себе, не доверяя больше своим чувствам и мыс­лям. Мы начинаем делать одно, чувствуя при этом другое. Этот внутренний конфликт порождает всевозможные неврозы, страх, агрессию, постоянное чувство вины.

Мысли и чувства невротиков часто совершенно не тождест­венны друг другу. Их чувства не являются истинными по отно­шению к настоящему, они не являются подлинным ответом на ситуацию " здесь и теперь". В их чувствах и реакциях на сию­минутное всегда присутствует некоторая доза вины.

Следующая таблица иллюстрирует это положение:

 

 

ЖАЛОБЫ МЫСЛИ ЧУВСТВА
Агорафобия[1] Мне небезопасно да­лее оставаться в доме, почему бы мне не схо­дить в супермаркет Страх, когда я иду к двери, и сильный страх, когда я нахо­жусь в супермаркете. Я должен уйти отсюда и вернуться домой
Навязчивое мытье рук Я знаю — это глупо Я должен продол­жать мыть руки или я почувствую себя край­не неуютно
Алкоголизм Я знаю, что мне не следует пить Я должен выпить еще один раз. Я не мо­гу остановиться
Курение   Я знаю, что это вред­но и ведет к раку и что это может убить меня Я должен еще раз закурить  
Реактивная депрес­сия Я знаю, что переживания по этому поводу не помогут мне Я не могу выкинуть это из головы

 


 

Во время зачатия, внутриутробной жизни и особенно в мо­мент рождения и первые несколько часов после него опыт, переживаемый человеком, абсолютно уникален и поэтому, за­печатлеваясь, он генерирует определенную поведенческую модель. Каковы свидетельства того, что момент рождения так важен для нашего поведения в дальнейшей жизни? Мнение Фрейда на этот счет таково, что рождение является нашей первой травмой и лежит в основе всех позднейших пережива­ний и психологических проблем. Он говорил, что поздние трав­мы оказываются в некотором смысле повторением и подкреп­лением первого родового переживания. Он утверждал также, что мы приобретаем способность не допускать в сознание это первичное тревожное состояние, что приводит к прерыванию связи с этой первоначальной родовой тревогой, в результате чего в нас остается некий изолированный страх, заявляющий о себе позднее в форме " блуждающего" тревожного состояния.

Таким образом, это вытесненное переживание, связанное с рождением, становится моделью для более поздних реакций тревоги и беспокойства, которые, соединяясь с упомянутым " блуждающим" беспокойством, превращаются в тормоз наше­го развития и делают нас зависимыми от этого беспокойства.

Ранк в своей книге " Травматические переживания, связан­ные с появлением человека на свет" развивает мысль Фрейда и высказывает идею, что всякий невроз связан с моментом рождения. Ференци расширяет и углубляет теорию Ранка. Фредерик Лебойер, Дэвид Чик, Франк Лейк, Льюис Мел и многие другие присоединяют собственные наблюдения, свиде­тельствующие о воздействии переживаний, сопутствующих рождению, на последующее поведение.

Станислав Гроф, работающий с состояниями глубокой ре­грессии, в частности, с применением вещества ЛСД, выработал концепцию четырех стадий, или матриц сознания, возникаю­щих в процессе роста, начиная с внутриутробного существова­ния и собственно момента рождения.

Первую стадию он определяет как " символическое целое". Речь здесь идет о жизни в материнском лоне и связанном с этим ощущении безопасности, защищенности, глубокой удовлетво­ренности и переживаний единства с космосом (см. предыдущую главу). Здесь мы получаем наше первое представление о " якоре" и " якорении" (см. упр. 7).

Вторая стадия носит название " антагонистической". Это реакция на первые родовые схватки и сжатие пространства, в котором располагается плод. На этом этапе возникает ощуще­ние страха замкнутого пространства, физического страдания, экзистенциального кризиса и беспомощности, соединен­ной с чувством вины. Этот опыт в дальнейшем, как я полагаю, и приводит к поведению в духе клаустрофобии: с неизменным рефреном: " Я должен выбраться отсюда", возникающим в цер­кви, автобусе, театре, переполненном баре или супермаркете, где срабатывает, так сказать, спусковой механизм рефрена: " Мне надо уйти отсюда немедленно". В кабинете дантиста, когда вы распластаны в зубоврачебном кресле в окружении всевозможных инструментов и людей, которые могут причи­нить вам боль, а вы бессильны изменить ситуацию, снова воз­никает это чувство: " Надо бы мне выбраться отсюда". Вот вам пример классической дентальной фобии (страха перед зубо­врачебным кабинетом). Подобные состояния, которые можно заключить в формулу: " Я должен покинуть это место немед­ленно" могут возникнуть в любом заполненном людьми месте, где вас подстерегает нечто, на ваш взгляд, опасное, а вы не можете изменить ситуацию. В подобной ситуации возможно также ощущение, которое может быть выражено словесной формулой: " Мне не следует находиться здесь" или даже " Я не имею права продолжать жить", могут возникнуть мысли о самоубийстве или острый страх перед неизлечимой болезнью.

Третья стадия получила в концепции Грофа название " синергизм". Эта стадия начинается с движением плода по родо­вому каналу. И здесь сталкиваются, с одной стороны, борьба за выживание, а с другой, угроза удушья и страх, что вы можете застрять в родовом канале.

Каждый момент рождения представляет собой уникальное переживание, соответственно последствия этого момента в дальнейшем поведении человека могут быть очень различны­ми. Лично я думаю, что депрессия берет свое начало на этой стадии родового процесса, когда голова ребенка проходит через тазовое кольцо и плечи оказываются как бы застрявшими на этом участке родовых путей. Мы здесь оказываемся в положении, когда нет возможности вернуться назад и, если мы не можем двигаться назад или вперед, единственное, что мы мо­жем сделать — это отключить наши чувства. Мы напуганы неприятными ощущениями и если движения не происходит, нам страшно возвращаться к нашим чувствам. Здесь, на мой взгляд, один из истоков классической депрессии. Эта стадия может порождать также разрушительное чувство вроде того, что " они хотят избавиться от меня", следствием которого яв­ляется резко негативное поведение ребенка по отношению к матери (" После того, как она пыталась избавиться от меня или, может быть, убить меня, как могу я доверять ей? Но если я не доверяю матери, почему я должен доверять кому-либо еще? "). Такие переживания создают классический тип личности, не доверяющей никому и не для кого не делающей исключений в этом отношении. Если малыш отвергает свою мать в силу тех самых разрушительных чувств, о которых было сказано выше, мать, возможно, никогда не будет нежна с ребенком не потому, что она не хочет этого, а просто потому, что ребенок отверг ее и в том числе и ее ласки. Однако в конечном счете ребенок будет жить, возвращаясь к переживаниям того дня, когда он отверг ее, то есть в результате все будет выглядеть так, как будто мать просто оказалась неспособной любить своего ребен­ка.

Один пациент, страдающий ночным недержанием мочи, пришел ко мне в сопровождении своей матери. Она рассказала, что роды были мучительными и всякий раз, когда она пыталась взять ребенка на руки, у него поднималась неудержимая рвота, сопровождаемая неистовым плачем. Ей время от времени го­ворили, что у мальчика, по-видимому, аллергия на контакт с ней и что ей не следует брать его на руки. Малыша перевели на искусственное кормление, и в результате мать утратила вся­кий контакт с ребенком. Это постепенно привело к тому, что ни ребенок, ни мать были уже не в состоянии физически выра­зить свою привязанность друг к другу.

Четвертой стадией родовых переживаний по классифика­ции Грофа, является " отделение". Это состояние легкости и освобождения, сопровождаемое, однако, страхом одиночества и физической беспомощности. При этом, если ребенок " отсое­динился" от своих чувств на предшествующей стадии родов и не почувствовал, что он уже появился на свет, в дальнейшем он будет испытывать потребность в зависимости, что резко ограничит выбор возможностей в его будущей жизни. Послед­ствием этого будет " психологический вампиризм" — постоян­ный поиск людей, которых можно использовать как своего рода защиту и источник энергии.

Янов и его концепция первичной терапии говорят о том, что переживания, которые слишком болезненны для того, чтобы их можно было принять и интегрировать, подавляются и про­должают свою жизнь в психической системе личности подобно возобновляющимся отраженным волнам (эффект " ревербера­ции"). Эти неосознаваемые переживания непрерывно накла­дываются на настоящее и превращают это настоящее в нере­альное, пугающее и болезненное.

Янов замечает также, что исцелить эту боль можно, лишь осознав и пережив ее. В то же время при этом осознавании первичное травматическое переживание может закрепиться и даже стать более болезненным. За этим нередко следует также игра в " самообвинение", которая может оказаться весьма де­структивной. Человека будет преследовать ощущение, что он не способен " выйти" из своего переживания, подобно тому, как не мог выйти из узкого места в родовом канале и продвинуться вперед.

По моему представлению, опасным моментом в первичной терапии Янова является то, что пациент может зафиксиро­ваться на своем первичном негативном переживании и продол­жать жить с этим переживанием спустя долгое время после того, как оно имело место в действительности. Этот опыт, возникающий в момент рождения и первые часы после него и встраивающийся в психическую систему личности, соответст­вует " травме первого рода" на языке теории Янова.

Давайте попробуем взглянуть на некоторые из этих пове­денческих реакций, связанных с моментом рождения, а также на те органические явления, которые они вызывают. В дейст­вительности они оказывают серьезное влияние на функциони­рование органов, которые " приступают" к работе в первые часы после рождения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал