Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характер деятельности менеджера, управленческие роли менеджера. Особенности управленческого труда. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в менеджменте.
Менеджер - это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделённый полномочиями принимать решения по определённым видам деятельности организации, функционирующей организации. Менеджеры занимают различные позиции в организации (директор, руководитель группы, организатор определённого вида работ, начальник, заведующий и т.д.), выполняют разные функции. Менеджеров традиционно подразделяют на 3 уровня: низший, средний и высший. Признание особой роли менеджеров поставило вопрос об их профессиональном обособлении, специальной подготовке. Профессионализм менеджера заключается в овладении специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способности работать с людьми в различных сферах. По данным исследований, современный руководитель лишь на 12-20% должен быть специалистом в своей отрасли, а, прежде всего - организатором, психологом, социологом. Роли менеджера: 1. Связана с принятием решений. 2. Информационные роли. 3. Межличностные роли. Основные требования, предъявляемые к личностно-деловым качествам менеджера: 1. Профессиональная компетентность; 2. Организаторские способности; 3. Морально-этическая зрелость; 4. Личные качества. Также к любому менеджеру предъявляются следующие требования: • Наличие знаний в области управления предприятием; • Компетентность в вопросах технологии отрасли; • Владение навыками предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, активно перераспределять ресурсы фирмы; • Умение принимать обоснованные решения с участием нижестоящих работников, привлекать их к исполнению; • Наличие опыта и знаний в области экономической ситуации на рынках или их сегментах, на которых работает; • Умение анализировать деятельность конкурентов. Менеджеры должны обладать организаторскими способностями, под которыми понимаются индивидуально - психологические особенности личности, позволяющие человеку овладевать методами организационной деятельности и успешно их реализовывать; лидерскими качествами. Управленческий труд - особый вид умственного труда, связанный с осуществлением исполнительно-распорядительных функций и с преобразованием информации. Он отличается высокой сложностью, интенсивностью, широким диапазоном задач, часто требует творческого подхода, его результаты не всегда предсказуемы. Как правило, у руководителей ненормированный рабочий день, им приходится обдумывать свои проблемы и днем, и ночью. Управленческий труд связан с повышенной ответственностью, так как недостатки в работе руководителей ощутимо сказываются на результатах всего коллективах. правленческий труд чрезвычайно разнообразен, в связи с чем операции и процедуры, характеризующие содержание этого труда, трудно поддаются четкой классификации, типизации. К тому ж круг управленческих операций непрерывно расширяется, а сами операции видоизменяются вследствие, с одной стороны, трансформации методов управления и областей их применения и, с другой стороны, в связи с возрастающим использованием новых технических средств хранения, передачи, накопления, обработки информации. Революционные изменения в содержание операций, процедур управленческого труда вносит компьютерная техника, дающая возможность внедрять принципиально новые информационные технологии. Тем не менее можно выделить наиболее характерные операции управленческого труда, встречающиеся, прежде всего, в процессе выработки и принятия управленческих решений: *Постановка задачи; *Поиск информации вручную и с использованием компьютера; *Анализ информации; *Группировка информации; *Принятие решений; *Оформление документов и т. п. Конечный продукт управленческого труда - решения, определяющие меры управленческих воздействий на объекты. Но не все решения, а только реализованные. Результаты труда служащих в целом должны оцениваться не по количеству изданных распоряжений или документов, а по их влиянию на деятельность всего коллектива организации или ее подразделения. Горизонтальное и вертикальное разделение труда в менеджменте: Горизонтальное разделение труда - Организация труда на научной основе объективно требует соответствующих форм его разделения, главной целью которого является специализация работников на выполнении отдельных видов работ, операций и процедур. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. От того, насколько полно и глубоко учтена квалификация, будет зависеть эффективность труда, личный трудовой вклад исполнителей. Вертикальное разделение труда- Поскольку работа в организации разделяется на составляющие части, кто-то должен координировать работу группы для того, чтобы она была успешной. В данном случае на первый план выступает обособление функции управления, суть которой состоит в целенаправленном координировании и интегрировании деятельности всех элементов организации. В данном случае формируются отношения субординации — взаимоотношения между высшими и низшими звеньями управления (т.е. между теми, кто принимает решения, и теми, кто их выполняет). Проявляются отношения субординации после принятия высшим руководителем решения и передачи его на более низкий уровень для исполнения. Кто-то должен, взять на себя обязанности капитана с тем, чтобы определить круг обязанностей подчиненных, планировать, организовывать, координировать и контролировать все структуры и звенья организации. В такой работе всегда присутствуют два момента: интеллектуальный (подготовка и принятие решений) и волевой (проведение их в жизнь).
|