Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические особен-ти учения и обучения в ВШ.
В проц обуч-я и научного поиска формир-ся знания, навыки и умения, происходит всестороннее интеллекту-ое развитие личности обучающихся и их мировоззрения. Все это происходит через гл. сферу - умственную д-ть студентов: ощущение, восприятие, представления, осмысливание, запоминание и др психич-е процессы. В рез-те мыслительного функционир-я все это анализируется, синтезируется путем гармоничного действия высш нервной д-ти ч-ка. На основе этой д-ти создается система обучения, объединяющая содержание и форму научного познания, устанавливающая связи и отношения между предметами и явлениями объективного мира Усл-ем построения теории обучения в ВШ явл-ся взаимосв. 3х формирующих начал: 1)накопление опытного эмпирич-го материала исходя из оценки практики уч процесса, его типизации, классиф-ии и группировки; 2)установление эмпирических связей и элементов, составляющих уч процесс; 3)формирование теоретич-х, обобщенных, объективных отношений, составляющ. учеб. процесс, выявление их причин и развития. Взаимосвязь этих начал обеспечивает теории обучения содержательную основу, достаточную научную определенность и объективность. Обучение, учебный процесс, мыслительная д-ть и ее развитие - это понятия неразрывные по существу и по форме. Это относится и к самому широкому понятию образования, и к любому конкретному факту обучения. Весьма существенным явл-ся также и то обстоятельство, что обучение происходит направленным, организованным путем. А это значит, что сам процесс обучения как процесс мыслительного развития требует опоры на основополагающие данные науки о функциях и природе мышления, опоры на физиологию высшей нервной деятельности и психологию. То есть, теория обучения должна находиться в самой тесной связи с психофизиологией и психологией учения. Это требует от преподавателей обращения к активной психической деятельности студентов, влияющей на развитие их творческой мыслительной работы, обоснованного психологического подхода к каждому занятию и, что особенно важно, умению моделировать студенч-ю аудиторию, управлять ее познават-ой д-тью. В ВШ наиболее существ-ми прикладными задачами психологии явл-ся: - психологич-ое обоснование путей приобретения знаний и навыков; - организация и упр-ие процессами мыслительной и трудовой деят-ти; - психол-ое обоснование путей совершенств-ие методов преподавания; - обоснование особенностей возрастного развития студентов; - оценка психических свойств студента; - выявление и развитие индивидуальных творческих особенностей и склонностей студентов; - оценка душевного и морального состояния студентов. Выявление закономерн-ей психол-ой теор обучения в ВШ - связано с рассмотрением особен-тей психологии студенч-го возраста (в ср 17-23 года). Это возраст расцвета физич-го и умств-го развития ч-ка; наиболее плодотворный для формир-ия знаний, научного и профес-го развития, совершенств-ия всесторонней мыслит-ой культуры. Наряду с возрастными особенностями интерес представляет и оценка свойств личности по темпераменту. Среди студентов, как и вообще среди людей, различаются: холерики (темпераментны, активны, общительны, энергичны); сангвиники (легковозбудимы, настойчивы, активны, уравновешены, общительны); меланхолики (медлительны, замкнуты, склонны к устойчивым настроениям и состояниям, застенчивы, болезненно чувствительны, не уверены в себе); флегматики (с наиболее сильным, уравновешенным типом характера, неторопливы, настойчивы, необидчивы). В отнош к уч и науч работе выявились специфич-е студенч-е типы: эмпирики, аналитики, рационализаторы, логики, исполнители, организаторы, систематики, эрудиты, генераторы идей, романтики, подражатели и даже перехватчики мыслей.
|