![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типологич. Особ-ти личности преподавателят и стили педагогич. Деятельности
Педагогич д-ть предусм-ет наличие, по крайн. мере 2х своих сторон: объективная–набор методов и приемов работы, кот препод традиционно использует, и личностный – то, как он в завис-ти от своих личностных кач-в и способ-й, эти методы и приемы использует. Чаще всего мастером своего дела явл-ся преп-ль, владеющий педагогич-им мастерством, обладающий своим индивид-ым стилем. Роджерс считает, что препод сможет создать в аудитории нужную атмосферу, если он будет руковод-ся сл. принципами. 1. С самого начала и на всем протяжении учебного процесса преподаватель должен демонстрировать полное доверие к обучаемым. 2. Он должен помогать обучаемым в формулир-и и уточнении целей и задач, стоящих как перед групп-и, так и пер. кажд обучаемыми в отдельности. 3. Он должен всегда исходить их того, что у обучаемых есть внутренняя мотивация к обучению. 4. Он должен выступать для обучаемого как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной проблемы. 5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ученика. 6. Он должен развивать в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его. 7. Он должен быть активным участником группового взаимодействия. 8. Он должен открыто выражать в группе свои чувства. 9. Он должен стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого учащегося. 10. Наконец, он должен хорошо знать себя. Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в структуре педагогических личностных способностей. Дидактические способности – способности преподавателя передавать студентам учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль. Академические способности - способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес. Перцептивные спос-ти –спос-ти проникать во внутр мир обучаемого, как личности, психологич-ая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний. Речевые способности - способность четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Преподу необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок. Организаторские способности - способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее. Коммуникативные способности - способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт. Педагогическое воображение - это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, в его способности и ум. + ко всему для препода-устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом. самое обязательное нравственное требование к педагогу - он должен любить своих учеников. А среди современных преподавателей студенты выделяют следующие группы: 1) преподаватели - " вечные студенты" - они понимают студентов, видят в студентах личность, охотно дискутируют на разные темы, обладают высоким интеллектом и профессионализмом; 2) преподаватели - " бывшие моряки" - пытающиеся установить военную дисциплину в вузе; под словом " дисциплина" эти люди понимают тотальное безоговорочное принятие их точки зрения, они ценят " рабство", а не интеллект и умение логически мыслить, пытаются задавить личность, " я" - студента путем административных мер; 3) группа преподавателей, которые отбывают часы, позволяют студентам все делать, лишь бы им не мешали. Старшекурсники среди преподавателей видят " безразличных", " завистливых", " ограниченных", " господ-баринов", " роботов" и т.п., но замечают и тех, кто " выкладывается в работе", " наслаждается работой со студентами - " гурманы", " друзья". Были выделены индивидуальные стили преп-ей: 1. эмоционально-импровизационный стиль. Преподавателей такого стиля отличает преимущественная ориентация на процесс обучения. Материал, представленный на уроках, логичен, интересен, однако в процессе объяснения у преподавателей с эмоционально-импровизационным стилем обучения часто отсутствует обратная связь со студентами. Опросом охватываются преимущественно сильные ученики. Семинары проходят в быстром темпе. Преподаватели с эмоционально-импровизационным стилем обучения не дают студентам самостоятельно сформулировать ответ. Для них (преподавателей) характерно недостаточно адекватное планирование учебно-воспитательного процесса: как правило, на их семинарах прорабатывается наиболее интересный учебный материал, а на дом задается менее интересный. Контроль за деятельностью студентов со стороны таких преподавателей недостаточен. 2. эмоционально методический. Преп-ли ориентируются на процесс и результаты обучения. Для них свойственны адекватное планир-е учебно-воспитательного процесса, высокая оперативность, некоторое преобладание интуитивности над рефлексивностью. Такие преподаватели поэтапно отрабатывают весь учебный материал, следят за уровнем знаний студентов, используют закрепление и повторение учебного материала, осуществляют контроль знаний учащихся. Преподаватели с эмоционально-методическим стилем обучения отличаются высокой оперативностью, использованием разнообразных видов работ на уроке, коллективных обсуждений. 3. рассуждающе-импровизационный. Для препода хар-но обучения характерны ориентация на процесс и результаты обучения, адекватное планирование учебно-воспитательного процесса. Такие преподаватели проявляют меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, они не всегда способны обеспечить высокий темп работы, реже практикуют коллективные обсуждения. во время опроса преп-ли предпочитают воздействовать на учащихся косв путем (посредством подсказок, уточнений и т.п.), давая возможность отвечающим детально оформить ответ. 4. рассуждающе-методичный стиль. Преп. преимущественно ориентируются на результаты обучения и адекватное планирование учебно-воспитательного процесса, проявляют консервативность в использовании средств и способов педагогической деятельности. Высокая методичность (систематичность закрепления, повторения учебного материала, контроля знаний учащихся) сочетается у них со стандартным набором используемых методов обучения, предпочтением репродуктивной деятельности учащихся, редким проведением коллективных обсуждений. Во время опроса такие преподаватели обращаются к небольшому количеству студентов, давая каждому достаточно времени на ответ, особое внимание ими уделяется «слабым» студентам. Для таких преп-лей характерна в целом рефлексивность.
|