Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационная экономика – материальная основа общества знаний






В наше время в индустриально развитых странах происходит повышение квалификации сотрудников, интеллектуализация их труда, что связано с внедрением высоких технологий и расширением сферы информационных услуг. Зарождение новой отрасли – информационной экономики привело к становлению предприятий принципиально нового типа. Именно информационная экономика является материальной основой информационного общества (схема 1).

 

Схема 1

 
 

 

 


Производство оборудования для обработки информации

 

 

 
 

 


Как видно из схемы, решающую роль в информац

 

В информационной экономике играют особую роль творческие виды деятельности, в том числе управление и различные виды образования. Поистине гигантское коммерческое значение приобрели в последние годы сфера новых знаний, воплощаемых в новейших технологиях и производстве оборудования, а также подготовка кадров и организация производственного процесса в сфере информационной экономики. На их долю в развитых странах Запада приходится более 80% прироста производства ВВП. По данным экспертов, ежегодный оборот на рынке новых технологий и наукоемкой готовой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья, включая нефть, нефтепродукты, газ и древесину. Речь идет уже не о миллиардах, а о триллионах долларов.

Это приводит к глубоким социальным преобразованиям. Резко сокращается число занятых в промышленности и сельском хозяйстве. В ближайшие годы, по имеющимся прогнозам, в развитых странах лишь один из десяти занятых будет трудиться в промышленности. Центр тяжести в сфере занятости перемещается из индустрии в область сервиса, а в деловой активности - из материального производства в сферы финансовых и иных трансакций. Происходит разбухание фиктивного финансового капитала, искусственное раздувание рекламы и развитие торговли, ориентированных не на обслуживание, а на подчинение потребителя и подталкивающие его к росту престижного - и в этом смысле фиктивного - потребления. Увеличивается число занятых в бюрократическом (т.е. работающем прежде всего на воспроизводство “бюро” - аппарата) управлении всех уровней, что наблюдается и России. Широкое распространение получило развитие массовой культуры - не развивающей, а разрушающей творческий потенциал человека.

Между тем, как верно отмечает А.В. Бузгалин, “ключевой проблемой прогресса человеческого сообщества в XXI веке становится освобождение творческой деятельности от форм, которые ей навязываются в превратном секторе*, выдавливание этого сектора и использование высвобождаемых ресурсов для прогресса креатосферы - мира культуры, общедоступной творческой деятельности и, соответственно, сфер, в которых создаются культурные ценности, идет процесс формирования, воспитания, обучения и развития человека как свободной, всесторонне развивающейся личности”[19]. Развитие личности (а не просто обучение, переобучение, повышение квалификации) провозглашалось высшей целью общества многими философами прошлого. В наши дни об этом говорят уже практики. “Только воспитание и разностороннее обучение в сочетании с формированием всесторонне развитой личности создают подлинный капитал нашего общества”, - пишет Э. фон Кюнхайм - президент автомобильного концерна БМВ (Германия). И подчеркивает: только реализация этой триединой задачи позволит Германии в будущем удерживать позиции в группе ведущих индустриальных стран мира[20]. В Германии пока так и не услышали призыва Эбергарда фон Кюнхайма. Там продолжают недооценивать важности триединства: воспитание - обучение - формирование личности. В итоге качество подготовки выпускников немецких вузов уже сегодня не отвечает потребностям рынка. К тому же уровень подготовки в вузах Германии очень низок: по итогам международного исследования (“Pisa-Studien”) они занимают 32 место в мире. В итоге руководитель немецкого отделения McKinsey Юрген Клюге вынужден с тревогой писать: “Положение в системе немецкого образования критическое. Даже если мы по мановению волшебной палочки уже завтра имели бы наилучшую в мире систему образования, потребовалось бы 20 лет для того, чтобы она принесла свой эффект. За эти годы молодой человек окончил бы свое школьное образование и получил специальность в вузе. Именно поэтому мы должны действовать быстро, поскольку отсталость системы образования Германии ведет нас к серьезному экономическому кризису”[21]. Более широкий подход к оценке роли образования у нашего ученого: “Образование и воспитание становятся своего рода “первым подразделением” общественной деятельности в рамках мира культуры”, - замечает А.В. Бузгалин[22]. Причем, образование и воспитание, как единый процесс развития человека, станут “первым подразделением” креатосферы в той мере, в какой обеспечат формирование человека, обладающего творческими способностями. Они призваны содействовать формированию человека, способного увидеть проблемы, противоречия этого мира, способного распредметить его, способного найти новые комбинации известных элементов и своей деятельностью создать недостающие элементы для того, чтобы творческое озарение породило новую культурную деятельность. Говоря языком Э.Фромма, этот человек должен быть, а не иметь. Леонтьевская школа психологии (МГУ им. М.В. Ломоносова) в данном случае делает акцент именно на деятельностной стороне человека, а не просто его способности быть.

В то же время в современном мире “формирование профессионала, его деятельность, потребление им массовой культуры или узко профессиональных знаний становятся слагаемыми единого процесса функционирования псевдокультуры, псевдовоспитания и псевдообучения, точнее культуры, воспитания и обучения в превращенных формах, характерных для современного информационного общества или общества профессионалов”[23]. Фактически, речь идет о проблемам зарождающегося общества знаний. В нем растет разделение труда, обостряется профессионализм меньшинства при культурно-творческой деградации большинства[24].

Работник сферы обслуживания значит сегодня в обществе больше, чем работник промышленного предприятия. Тот, кто желает добиться власти, стремится не столько к владению средствами производства, сколько к владению средствами коммуникаций. Именно этим обусловлена политическая борьба за новые средства массовой информации. В России в 2000-2008 гг. мы наглядно видим эту борьбу, которую ведут влиятельные “олигархи” и власть.

Наши ученые также отмечали еще в середине 80-х годов, что третья промышленная революция ведет нас в информационную эру. “Наши потомки будут жить в информационном обществе, - писал Г.Г. Воробьев. – Это означает, что профессии многих будут связаны с производством и обработкой информации, а это потребует больших изменений в условиях и методах труда и даже в образе жизни” [25]. Можно сделать вывод, что в информационном обществе важнейшими производственными факторами становятся новые виды “товаров” – интеллект и фантазия.

Основой информационного общества вместо земли и труда (в прошлом) становятся интеллект, информация и интерес [26]. Генезис нового общества в развитых странах на рубеже XX - XXI веков, называемого сначала постиндустриальным, а затем информационным (с множеством разновидностей: общество профессионалов, общество знаний и т.п.), стал почти общепризнанным. Основные характеристики этого общества, - по определению А.В. Бузгалина, - превращение производства know how и особенно информационных технологий в ключевой фактор прогресса (экономического процветания, геополитической власти), вытеснение индустрии сферой услуг; изменение структуры производства, институциональной системы (в частности, новая природа фирм и систем управления), поселений; превращение профессионалов и центров “производства” в ключевые параметры развития[27].

Различные сферы информационной экономики породили спрос на работников особо высокой квалификации, которых в настоящее время не хватает во многих странах мира, в том числе в России. В дальнейшем рабочая сила еще более усложнится. В частности, почти все новые рабочие места, которые будут созданы в ближайшие 10 лет, потребуют специалистов с высшим образованием. Это предъявляет новое требование к обществу, которое будет вынуждено перейти к всеобщему высшему образованию, как обязательной предпосылке дальнейшего трудоустройства своих граждан и конкурентоспособности своей экономики в глобализирующемся мире. Сегодня закон о всеобщем высшем образовании принят только в Японии.

" Инвестиции в людей важны для роста, так как образованное и здоровое население – решающий фактор реализации всех преимуществ экономического потенциала общества», - пишут специалисты Совета экономических консультантов при президенте США[28].

Между тем, в условиях современного кризиса компании России решили экономить именно на программах обучения и развития сотрудников, а также на затратах на занятия спортом.

 

КАК БУДУТ ЭКОНОМИТЬ НА ПЕРСОНАЛЕ [29]

 

75% компаний отменят программы обучения и развития сотрудников
33% компаний отменят льготные ссуды для сотрудников
17% компаний отменят расходы на добровольное медицинское страхование
17% компаний сократят льготы на занятия спортом
на 50% в компаниях сократятся расходы на оплату питания и мобильной связи.

Все это затруднит возрождение большинства предприятий России после завершения кризиса, поскольку еще больше обострится проблема дефицита квалифицированных кадров, необходимых для построения конкурентоспособной компании экономики знаний.

 

 

Москва, 12 февраля 2009 г.

 

 


[1] В кн.: Национальная экономика России и вызовы XXI века. – М., Профиздат, 2009, с. 239 – 262.

[2] Headhunter: Magasine (https://www.hhmagazine.ru/contents/publication.do? publicationId=617)

 

[3] Цит. по Бест М. Новая конкуренция. Институты промышленного развития. – М.: ТЕИС, 2002, с. 9.

[4] Варнеке Х.-Ю. Революция в предпринимательской культуре. Фрактальное предприятие. – М.: МАИК " Наука/Интерпериодика", 1999, с. 159.

[5] Клок К., Голдсмит Дж. Конец менеджмента. СПб: Питер, 2004, с. 31.

[6] Там же, с. 102

[7] Там же, с. 83.

[8] Предисловие к книге: К. Клок и Дж. Голдсмит. Конец менеджмента. – СПб.: Питер, 2004, с. 11 – 12.

[9] К. Клок и Дж. Голдсмит. Конец менеджмента. – СПб.: Питер, 2004, с. 63.

[10] https://www.e-xecutive.ru/community/articles/741669/index.php? ID=741669

[11] См. подробнее: К. Клок и Дж. Голдсмит. Конец менеджмента. – СПб.: Питер, 2004, с. 95 - 96.

 

[12] См. подробнее: Старк Д. Гетерархия: неоднозначность активов и организация разнообразия в постсоциалистических странах. Экономическая социология. – М.: РОССПЭН, 2002, с. 49 – 95.

[13] См.: Гайсин О. Виртуальные организации XXI века. – Союз предпринимателей. Выпуск № 16, с. 5.

[14] Друкер, Петер Ф. Управление в обществе будущего. – М.: " Вильямс", 2007, с. 37

[15] https://top.rbc.ru/society/28/02/2008/145633shtml

[16] Mittelbayerische Zeitung, 11.09.2002.

[17] Друкер, Петер Ф. Управление в обществе будущего. – М.: " Вильямс", 2007, с. 139.

[18] Там же, с. 88 – 89.

* Превратный (фиктивный) сектор - сфера, где не создаются ни утилитарные материальные, ни культурные ценности, где преимущественно производятся и воспроизводятся фиктивные блага, предназначение которых - обслуживание трансакций, трансформаций одних превращенных форм в другие.

[19] Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустирального общества и их теоретическая рефлексия. - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001 № 3, с. 83.

[20] Welt am Sonntag, 10.11.1996, S. 56.

[21] Die Welt, 5. Mai 2003. Более подробно проблемы образования и современной экономики Ю. Клюге рассматривает в своей последней книге “Покончить с нищетой образования. Концепция оздоровления”, которая вышла в Германии (Kluge J. Schluss mit der Bildungsmisere. Ein Sanierungskonzept. - Campus Verlag, Frankfurt-New York, 2003).

[22] А.В. Бузгалин, указ. соч., с. 90.

[23] Там же, с. 91 - 92.

[24] Подробнее см.: Маслов В.И. О всеобщей макдональдизации и способах ее преодоления. - Предпринимательство, 2000, № 3, с. 36 - 51, а также: Schmidt H. Auf der Suche nach einer oeffentlichen Moral. 2. Aufl. - Stuttgart: Deutsche Verlags-Anstalt, 1998; Ларуш Л. Вы на самом деле хотели бы знать все об экономике? ”. Пер. с англ. - Москва, 1992.

[25] См.: Воробьёв Г.Г.Человек – человеку. - М.: Молодая гвардия, 1979, с. 3.

[26] См. подробнее. В.И. Маслов. “Интеллект, Информация, Интерес – основы информационного общества. – Эксперт. 2001 г. №. 18.

[27] Бузгалин А.В. Социально-экономические противоречия генезиса постиндустирального общества и их теоретическая рефлексия. - Философия хозяйства. Альманах Центра общественных наук и экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. - М.: 2001 № 3, с.75

[28] " Economic Report of the President”. – Washington, 2003, p. 372

[29] Компания «АНКОР» ноябрь 2008.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал