Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные направления и перспективы развития административного менеджмента⇐ ПредыдущаяСтр 35 из 35
В современных условиях с учётом изменения факторов внешней среды организациям приходится решать все более новые (инновационные), разнообразные и сложные задачи в своей деятельности. Их эффективное решение зависит от способности организации целесообразно сформировать, своевременно мобилизовать, результативно использовать необходимые для этого ресурсы. Эта способность в большей степени определяется следующим: – стратегической ориентацией организации на разработку своего потенциала; – активизацией и уровнем использования имеющихся ресурсов; – совершенствованием и развитием перспективных направлений административного менеджмента в организации. В зависимости от характера и динамики происходящих процессов развитие может принимать две различные формы: 1) эволюционную – связана с постепенным качественным и количественным изменением различных элементов администрирования в организации; 2) революционную – предполагает скачкообразный, неосознанный, может быть, даже непредсказуемый переход элементов администрирования из одного состояния в другой, причём это изменение может быть кардинальным. Кроме того, можно выделить два направления развития: · прогрессивное (переход от низшего к высшему или от совершенного к более совершенному); · регрессивное (предполагает обратный прогрессу процесс, т. е. деградацию). На развитие администрирования в организации влияет множество различных факторов. С учётом того что организация имеет внешнюю и внутреннюю среду, то и факторы, оказывающие влияние на процесс развития административного менеджмента в организации можно разделить на две группы (рис. 10.2).
Рис. 10.2. Факторы, оказывающие влияние на процесс развития административного менеджмента
Именно постановка и применение новых административных ресурсов административного менеджмента с учётом влияния перечисленных на рис. 10.2 факторов позволят в будущем формировать и реализовывать оптимальное соотношение основных элементов администрирования в организации. Развитие административного менеджмента основывается на следующих позициях: – разработке новых принципов выделения элементов администрирования; – разработке новых методов построения связей в администрировании; – разработке нового инструментария функциональной координации в организации; – проектировании механизма рыночной адаптации организации в современных условиях и т. д. Совершенствование выражается в постановке и достижении новых целей административного менеджмента, в большей степени определяющих соответствующую модернизацию ресурсов содержания и возможностей их использования. Значение разработки стратегических перспектив и тактических возможностей совершенствования и развития административного сопровождения функционирования организации определяется последовательным утверждением, формированием, закреплением объективных основ становления, применения, развития административного менеджмента. Проявление эффективного развития (прогресса) и совершенствования административного менеджмента заключается в следующих позициях: 1) детерминировании и специализации административных функций; 2) углублении должностной кооперации; 3) объединении и усложнении звеньев организации; 4) повышении результативности взаимодействия органов управления в организации; 5) расширении многообразия структурных и процедурных конфигураций в организации и др. Перечисленные аспекты и положения позволяют определить основные направления совершенствования административного менеджмента, причем А.В. Райченко предлагает распределить эти направления по видам и типам. Основные направления совершенствования и развития административного менеджмента по видам и типам представлены в табл. 10.2 [25, с. 356].
Таблица 10.2 Основные направления совершенствования и развития административного менеджмента
Особое значение в рыночных условиях приобретает последовательно осуществляющееся комбинирование функциональных и конструктивных начал административного менеджмента. Оно объективно основывается на преемственности и гармонизации постановки и применения составляющих административного подхода в процессе его практической реализации. Таким образом, в современных часто изменяющихся условиях организации с целью повышения своей конкурентоспособности, укрепления на рынке, дальнейшего развития и т. д. обязаны адекватно реагировать на различного рода инновации, среди которых можно выделить совершенствование и применение ресурсов административного менеджмента с целью повышения эффективности функционирования и развития современных организаций. Помимо инновационных процедур, с целью развития и совершенствования административного менеджмента должны применяться такие способы, как функционально-объектное моделирование, экспериментально-органическая апробация, процедурный и структурный реинжиниринг и др.
Контрольные вопросы и задания
1. В чём заключается сущность совершенствования административного менеджмента в организации? 2. Перечислите основные этапы совершенствования и развития административного менеджмента. 3. Какие инновационные модели административного сопровождения функционирования организации применяются в современных условиях? 4. Дайте определение понятия «контроллинг». 5. Раскройте сущность организационно-экономического механизма контроллинга. 6. Что такое реинжиниринг? 7. Какие факторы оказывают существенное влияние на процесс реинжиниринга в организации? 8. Какие основные этапы включает в себя проект реинжиниринга бизнеса? 9. Какова роль информационных технологий в реинжиниринге? 10. Что представляет собой управление организационными изменениями и какую роль оно играет в процессе совершенствования и развития администрирования в организации? 11. Что представляет собой модернизация администрирования в организации? 12. Перечислите основные методы модернизации и развития административного менеджмента и раскройте их содержание. 13. На каких основных позициях основывается развитие административного менеджмента? 14. Раскройте основные направления совершенствования и развития административного менеджмента по видам и типам. 15. Какую роль играет процесс совершенствования, модернизации администрирования в развитии организации в целом?
Рекомендуемая литература: [6, 14, 17, 20, 25, 34, 37].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждому современному руководителю необходимо изучение и понимание сущности, состава и содержания, освоение форм и методов представления, позиционирования, сосредоточения и практического применения административных составляющих менеджмента организации. Как область знаний административный менеджмент представляет для изучения широкое разнообразие не только административных рыночных ресурсов, рычагов, методов и т. д., но и других основ руководства организацией, её структурными подразделениями и персоналом. Как самостоятельная дисциплина профессиональной подготовки административный менеджмент даёт обоснование, описание и направление действий руководителей в организации. Административный менеджмент как тип управления характеризуется главным образом приоритетами организационных средств и методов управления. При этом в управлении главное внимание сосредоточено на распределении и поддержании ответственности, построении жёсткой системы контроля, обеспечении предельной чёткости распределения функций и полномочий, составлении графиков взаимодействий, представления, выполнения и пр. С точки зрения практического аспекта данной дисциплины административный менеджмент представляет прикладные административные разработки и процедуры, предметно описывающие состав, содержание и последовательность предусмотренных действий специалистов и исполнителей в организации в современных условиях. В данном учебном пособии обобщен и проанализирован имеющийся опыт административного управления, раскрыты основные теоретические аспекты данной дисциплины, знание которых в современных условиях просто необходимо для будущих и уже осуществляющих деятельность в различных организациях специалистов. Изучение основ администрирования в организации также необходимо для продолжения развития специалистов разного уровня в процессе специальной подготовки и профессиональной деятельности.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ
Автократический стиль – стиль единоначального руководства, опирающийся на систему строгого и безусловного подчинения менеджеру. Автоматическое исполнение – безусловное исполнение процедуры, функций, действия по ранее установленному или установившемуся порядку. Авторитарный стиль – стиль руководства и исполнения, опирающийся на исключительный авторитет и власть сильного лидера. Авторитет – уровень общественного признания определенного статуса и соответствующего отношения к организации или личности. Агент – юридическое или физическое лицо, действующее на основе соглашения о представлении интересов уполномочивающего. Административный контроль – контроль соответствия реальных полномочий руководителя (исполнителя) с полномочиями, зафиксированными в документах, регламентирующих деятельность организаций. Административный ресурс – ресурс достижения различных целей должностного лица за счет официально предоставленных полномочий. Администрация – подразделение, комплексно обеспечивающее процессы функционирования и управления в организации. Администрирование – организация действий персонала на основе формализации, строгой регламентации и жесткого стимулирования. Аккредитация – официальная регистрация участника, обеспечивающая доступ к информации, мероприятиям, взаимодействию. Акт – 1) документ, официально подтверждающий результаты проверки, соглашения, заверяемый участвующими сторонами; 2) целенаправленное, значительное, единичное, официально или публично выделяемое действие. Активная система – система, в которой каждый из ее элементов обладает определенной свободой. Альтернатива – один из возможных вариантов решения проблемы. Аппаратные полномочия – полномочия работников административного аппарата (штаба): рекомендательные, обязательного согласования, функциональные, параллельные. Апелляция – аргументированное обращение с предложением о пересмотре принятого решения. Арбитражный метод – метод достижения соглашения противоборствующих сторон, основанный на поиске условий примирения. Архив – подразделение, систематизирующее в организации накопление, хранение и предоставление информации. Бюрократизация – целенаправленная ориентация на создание дополнительных органов, выделение полномочий, дискретизацию процессов. Бюрократический стиль – стиль руководства и управления, опирающийся на методы формализации прав, полномочий, ответственности, действий. Вероятностное решение – решение, принятое в условиях риска или неопределенности, результатом которого являются несколько вероятных событий. Вертикальные коммуникации – обмены информацией между уровнями иерархии. Власть – исчерпывающий комплекс полномочий подчинения, обеспеченных ресурсами контроля, исполнения и оценки. Внутрифирменная информационная система – совокупность информационных потоков, обслуживающих потребности организационных центров принятия решений. Состоит из технических средств обработки информации, каналов связи и информации, зафиксированной на определенных носителях. Выписка – официальный документ, отражающий учетные записи по состоянию объекта на определенный момент времени. Горизонтальные коммуникации – информационные обмены между подразделениями одного уровня иерархии. Декларация – публичное объявление, ознакомление, информирование о принципиальных составляющих решений, намерений. Делегирование – передача задач и полномочий определенному лицу, принимающему на себя обязательство их выполнения. Детерминированное решение – решение, принятое в условиях определенности, результатом которого является единственное событие, вероятность наступления которого близка к единице. Децентрализация – официальное перераспределение функций, предоставление самостоятельности нижестоящим подразделениям. Директор – должностное лицо, возглавляющее организацию или ее самостоятельное структурное подразделение. Дирекция – высший исполнительный орган структуры, обеспечивающий руководство и управление организацией. Документирование – официальное отражение состояния, положения и намерений организации в документальных формах. Документооборот – система обеспечения регистрируемого получения и контролируемого движения документов в организации. Должность – единичное персональное подразделение структуры, закрепляющее конкретный комплекс полномочий работника. Допуск – оформление ограничения, определения, осуществления режима участия, получения информации, взаимодействия. Доступ – форма организации и обеспечения возможности использования ресурсов организации. Единоначалие – принцип, обеспечивающий подчинение каждого сотрудника исключительно одному руководителю. Задача – самостоятельная, обособленно выделяемая, ресурсно обусловливаемая цель функционирования организации. Звено – последовательно обособляемая часть организации, определяемая установленными составом связями. Иерархия – целенаправленно устанавливаемая последовательность соподчиненности организаций и их составляющих. Инспектирование – оперативное организационно-методическое обеспечение исполнения определенной программы действий. Инструктирование – способ развернутого, адаптированного информационно-методического обеспечения функционирования работника. Инструкция – развёрнутое, адаптированное информационно-методическое обеспечение функционирования работника. Интеграция – процесс объединения усилий всех подразделений организации для достижения ее целей и задач. Интеграция рассматривается как структурная, кадровая и культурная проблема, реализуемая на общей информационной основе. Интегрированная компьютерная система – унифицированный информационный поток, объединяющий на основе компьютерной техники функции управления и области деятельности организации. Информационная технология – комплекс методов и технических средств получения, хранения, преобразования и использования информации. Информационное обеспечение менеджмента – создание эффективной системы сбора, обработки, хранения и передачи информации. Кадры управления (управленческий персонал) – работники, выполняющие функции управления, в том числе менеджмента и маркетинга (часть человеческих ресурсов) в вертикальной иерархии. Канцелярия – подразделение администрации, обеспечивающее документооборот и делопроизводство в организации. Категория – формально закрепляемый, градируемый уровень соответствия установленным требованиям. Квалификация – уровень практического овладения работником совокупностью профессиональных знаний и навыков. Квота – количественное ограничение предоставляемых прав, ресурсов или возможностей. Коллегиальный стиль – стиль руководства и управления, опирающийся на обязательность обсуждения вариантов решений. Коммуникационный процесс – последовательность взаимосвязанных этапов, необходимых для осуществления информационного обмена: формулирование идеи, кодирование информации, выбор канала связи и передачи сообщения, декодирование сообщения, формирование ответа и передача его отправителю. Компетенция – право осуществления функций, обеспеченное профессиональными знаниями и навыками субъекта. Контроллинг – совокупность всех форм контрольной деятельности, призванной объективно и качественно проанализировать и оценить работу организации для ее развития или совершенствования исходя из поставленных целей. Контроль – управленческая функция по систематическому наблюдению за всеми сторонами деятельности объекта управления с целью выявления отклонений, возникших в ходе процесса производства и управления. Контроль исполнения – соотносительное сравнение показателей фактического состояния организации с запланированными. Конфликт – столкновение людей или социальных групп с противоречивыми интересами. Координация – обеспечение целенаправленного взаимодействия, согласование участия организаций в общем процессе. Критерий выбора – показатель, на основе которого производится сравнение альтернатив и выбор оптимального решения. Лидерство – способность выдвигать цели для организации (группы) и эффективно использовать все имеющиеся источники власти для их реализации; один из механизмов интеграции групповой деятельности. Методы исследования – методы управления, преимущественно предназначенные для сбора и обобщения информации о текущем состоянии внешней и внутренней среды организации. Назначение – 1) функциональное указание на целенаправленное применение организации и ее составляющих; 2) фактическое оформление решения о занятии конкретной должности определенным работником. Норма – установленный уровень применения и использования ресурсов. Норма управляемости – количество работников, непосредственно подчиненных одному руководителю. Обратная связь – реакция получателя на принятое сообщение, доведенная до отправителя; средство повышения эффективности процесса коммуникации. Обращение – 1) адресное информирование с целью привлечения внимания, активизации действий, организации взаимодействия; 2) обеспечение выпуска, регистрации, движения, получения, хранения документов или иных объектов. Объявление – публичное доведение до сведения заинтересованных лиц информации. Обязательное согласование – разновидность аппаратных полномочий, означающая для руководителя необходимость обсуждать и согласовывать с наделенными такими полномочиями подразделениями или работниками административного аппарата проекты принимаемых им решений. Обязанность – закрепляемое за должностью или персоналией исполнение определенной функции. Обязательство – принимаемое субъектом к исполнению положение устава, договора, контракта, соглашения. Операция – профессионально выполняемая последовательность целенаправленно осуществляемых действий. Опровержение – декларация несоответствия предоставленной информации фактическому состоянию организации. Орган – подразделение организации, обладающее правом самостоятельного осуществления законченных функций. Оптимальное решение – альтернатива, позволяющая максимизировать (минимизировать) некоторый заранее определенный показатель (критерий выбора). Организация (как функция управления) – управленческая функция, посредством которой субсчет управления и объект управления приспосабливаются для решения задач, сформулированных на этапе планирования. Организационная структура управления – совокупность соединенных между собой связями элементов объекта и органа управления. Отражает строение системы управления, содержанием которой являются функции управления – вертикальное и горизонтальное соотношение уровней управления, а также количество и взаимосвязь структурных подразделений в пределах каждого уровня. Различают линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штатную организационные структуры иерархических вертикальных, а также горизонтальных связей. Организация (в менеджменте) – процесс взаимодействий людей как юридических лиц, направленный на достижение четко поставленной цели. Opганизация появляется тогда, когда поставленная цель превосходит возможности отдельно взятого человека. Организация в менеджменте – интегрированная система, в которой все элементы объединены общей деятельностью (регламентом, контрактацией) постоянно или временно. Ответственность – обязательство менеджера или клиента выполнять задачи, присущие занимаемой им должности или закрепленные в контракте, и отвечать за результаты своей деятельности. Отказ – официальное заявление, резолюция о непринятии сделанных предложений, выставленных требований. Откладывание – перенос сроков, порядка, последовательности проведения мероприятий. Отклонение – резолюция, выражающая несогласие с содержанием предложенного варианта решения, программы, инициативы. Отмена – согласованное исключение исполнения ранее действовавших положений или договоренностей. Отправитель – лицо, стремящееся донести определенные идеи с помощью передаваемой им информации. Отстранение – фактическое исполнение решения о недопущении выполнения должностных обязанностей. Отчет – документальное отражение информации, анализа и результатов выполнения обязанностей. Оформление – документальное отражение, заверение и представление организации. Параллельные полномочия – разновидность аппаратных полномочии, означающая право отменять решения линейного руководителя (право вето). Пассивная система – жесткая система вертикального иерархического управления. Пересмотр – официальное изменение содержания положения или документа на основании его анализа и оценки. Планирование – процесс, включающий в себя разработку основных направлений деятельности и развития организации, определение потребности в ресурсах и средствах, необходимых для реализации указанных направлений, а также выбор методов и способов осуществления намеченных мероприятий. Подведомственность – подчинение организации, определенного вида ее деятельности конкретному ведомству. Подразделение – структурно обособляемая, функционально идентифицируемая составляющая организации. Полномочия – свод должностных прав по исполнению закрепленных профессиональных обязанностей и несения ответственности. Положение – выделяемая существенная часть организации, материала, документа. Поручение – персонально ориентированное воздействие, определяющее конкретные задачи подчиненного. Порядок – эволюционно складывающееся или целенаправленно устанавливаемое соотношение составляющих организации. Постановление – оформление результата работы коллегиального органа о принципах и формах решения рассматриваемой проблемы. Последовательность – очередность определенных действий в соответствии с установленным порядком. Правила – устанавливаемые в организации, ожидаемые в выполнении, контролируемые положения функционирования. Правление – 1) высший представительный орган структуры организации, осуществляющий общее управление; 2) деятельность руководства организации по осуществлению властных полномочий. Предложение – инициативно сформулированный подход, принцип, план, программа, ориентация и другие формы решения проблемы. Предписание – официально оформленное требование устранения отмеченных позиций, положений, состояний. Представление – 1) официальное объявление, ознакомление, предложение кандидатуры, программы, инициативы; 2) формируемое, развиваемое, используемое комплексное отражение состояния организации. Прецедент – первый практический пример разработки и реализации инновационной организации, принимаемый за основу. Приведение – изменение формы представления, адаптация материала в соответствии с устанавливаемыми требованиями. Привлечение – инициирование участия субъектов и использования ресурсов в организации. Приказ – официальное, субъектно закрепленное организационное воздействие, обладающее юридической силой. Приложение – материалы, подтверждающие, раскрывающие, дополняющие сформированное представление. Приостановка – временное ограничение, прекращение действия организации или ее составляющей. Проблема – расхождение между желаемым и реальным состоянием управляемого объекта, набор нерешенных вопросов. Проектирование организационных структур – формирование количества уровней управления и структурных подразделений, расчет численности аппарата управления одним из имеющихся в арсенале проектировщика методов, а также формирование сетей горизонтальных отношений с клиентами рынка. К методам проектирования можно отнести: метод структуризации целей, метод структуризации задач, метод организационного моделирования и др. Пролонгация – продление действия срочного соглашения без изменения содержания ранее действовавших условий. Протокол – 1) официальная, документально оформляемая регистрация содержания и результатов проведения мероприятий; 2) свод утвержденных правил организации и проведения встреч, переговоров, мероприятий. Процедура – формализованное представление логически обусловленной последовательности проведения процесса. Процесс принятия решений – последовательность действий субъекта управления, направленная на разрешение проблем организации и заключающаяся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения и организации его выполнения. Публикация – официальное, как правило, печатное сообщение, оглашение, обнародование решения, информации. Разъяснение – дополнительное адаптированное толкование содержания того или иного положения. Распорядительные методы управления – методы управления, применение которых направлено на внутриорганизационное обеспечение выполнения всех необходимых функций управления. Распоряжение – развернутая форма содержательного воздействия, обязывающая подчиненного выполнить предложенное. Распорядок – построение порядка проведения мероприятия, функционирования объекта. Рассмотрение – процедура анализа и оценки содержания материалов и предложений. Ревизия – официальная, независимая, документальная проверка соблюдения правил и положений. Регистрация – официальное, формализованное фиксирование допуска, участия, достижения. Регламент – правила для соблюдения жестких границ, рамок, пределов, квот. Регулирование – система управленческих отношений, обеспечивающих поддержание или изменение социально-экономических явлений и их связей. Режим – пространственное, временное, содержательное и прочее ограничение функционирования. Резюме – последовательное перечисление мест, должностей, видов работы, обучения и подготовки кандидата. Реквизит – официально закрепляемые признаки идентификации организации. Рекламация – оформленная претензия к качеству исполнения работ, услуг, продукции. Рекомендательные полномочия – разновидность аппаратных полномочий, означающая право давать линейному руководителю советы и рекомендации, следовать которым он, однако, не обязан. Рекомендация – содержательное предложение по способу решения проблемы. Ротация – перестановка сотрудников с целью совершенствования функционирования. Руководство – функция управления, состоящая в принятии решений, разработке целей и стратегии управления, координации всех уровней организации, общем контроле и подборе кадров. Санкционирование – предоставление разрешения на исполнение ответственного действия, наложения взыскания. Сектор – подразделение структуры организации, специализирующееся на осуществлении ряда обеспечивающих функций. Сертификация – оформление документа, предоставляющего организации определенные им права. Скалярная цепь – иерархия уровней руководства в организации, сформированная делегированием линейных полномочий. Совет – коллегиальный орган, вырабатывающий содержание решений и рекомендаций. Согласование – получение согласия на организацию и проведение конкретных действий. Соглашение – достижение совместного решения сторон в результате переговоров. Сообщение – информация, закодированная с помощью соответствующих символов и имеющая определенную форму. Стандартизация – приведение характеристик организации к специально устанавливаемым параметрам. Статус – официально или неформально признаваемое положение, предоставляющее определенные возможности. Статут – формализованное детальное описание состояния, вида, формы, строения и представления организации. Стенограмма – дословная регистрация содержания проведения мероприятия системой специальных знаков. Стиль руководства (или менеджмента) – совокупность методов и приемов, которые использует руководитель (или менеджер). Структура – отражение внутреннего строения организации конструкцией элементов и связей. Субординация – правила осуществления официальных должностных взаимоотношений сотрудников. Табель – документ, регистрирующий фактическое исполнение сотрудниками подразделения графика работы. Технология управления – это приемы, способы и порядок осуществления управленческой деятельности. Требование – 1) строгое, адресное обращение, обеспечивающее безусловное исполнение необходимых действий; 2) документ, обеспечивающий оформление, получение, использование ресурсов. Уведомление – официальное документальное сообщение, информирование, подтверждение. Указание – обращение внимания на недостаток организации с целью его устранения. Управленческое решение – выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и направленный на достижение целей организации. Устав – свод правил, положений, определяющих построение и деятельность какой-либо организации, права и обязанности её членов. Утверждение – официальное оформление уполномоченным субъектом вступления в действие конкретного решения. Форма – соотношение строго определенных составляющих. Формализация – представление организации процесса или системы соотношением строгого определенных составляющих. Функциональные полномочия – разновидность аппаратных полномочий, означающая право самостоятельного принятия решений в рамках определенной функции. Функция управления – обособленный однородный вид деятельности, направленной на достижение целей функционирования организации. Характеристика – систематизированное описание официальных данных и отличительных особенностей организации, личности. Централизация – сосредоточение прав, обязанностей, ответственности, функций в едином вышестоящем органе. Штаб – орган централизации полномочий оперативного управления организацией. Эффективность управления – отношение совокупного результата управленческой деятельности к стоимости ресурсов, затраченных на его достижение. Юрисдикция – полномочия контроля, правовая и административная подведомственность оценки организаций и процедур.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Боргено, Я. Я. Офисные технологии: учеб. пособие / Я. Я. Боргено, М. В. Кирсанова. – М.: Инфра-М, 2006. – 256 с. 2. Веснин, В. Р. Менеджмент: учеб. для вузов / В. Р. Веснин. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2005. 3. Виханский, О. С. Менеджмент: учеб. / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Экономистъ, 2006. 4. Галенко, В. П. Менеджмент. Системы управления. Методология. Предпринимательство: учеб. / В. П. Галенко, А. И. Рахманов, О. А. Страхова. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2003. 5. Герчикова, И. Н. Менеджмент: учеб. для вузов / И. Н. Герчикова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2007. 6. Глазунова, Н. И. Государственное (административное) управление: учеб. / Н. И. Глазунова. – М.: ТК Велби; Проспект, 2006. – 560 с. 7. Грошев, И. В. Служебное совещание: учеб. пособие для вузов / И. В. Грошев. – СПб.: Питер, 2005. 8. Делопроизводство: образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов / В. В. Галахов [и др.]; под ред. И. К. Корнеева, В. А. Кудряева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби; Проспект, 2005. – 456 с. 9. Егоршин, А. П. Управление персоналом / А. П. Егоршин. – 2-е изд. – Н. Новгород: НИМБ, 2007. – 624 с. 10. Информатизация менеджмента: учеб. / под ред. М. С. Клыкова, Э. С. Спиридонова. – М.: Изд-во ЛКИ, 2008. – 584 с. 11. История менеджмента: учеб. пособие / под ред. Д. В. Валового. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 256 с. 12. Контроллинг / А. М. Карминский [и др.]. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 336 с. 13. Кибанов, А. Я. Управление персоналом: регламентация труда: учеб. пособие / А. Я. Кибанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Экзамен, 2003. – 480 с. 14. Мазур, И. И. Корпоративный менеджмент: учеб. пособие для вузов / И. И. Мазур, В. Д. Шапиро. – М.: Омега-Л, 2005. 15. Антонов, В. Г. Корпоративное управление: учеб. пособие для вузов / В. Г. Антонов, В. К. Крылов, А. Ю. Кузьмичев. – М.: Форум; Инфра-М, 2006. 16. Макарова, И. К. Управление человеческими ресурсами. Пять уроков эффективного HR-менеджмента / И. К. Макарова. – М.: Дело, 2007. 17. Менеджмент корпорации и корпоративное управление / А. Н. Асаул [и др.]. – СПб.: Гуманиcтика, 2006. 18. Переверзев, М. П. Менеджмент: учеб. для вузов / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М.: Инфра-М, 2005. 19. Мескон, М. Х. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело, 2005. 20. Можаев, А. В. Административный менеджмент: учеб. пособие / А. В. Можаев, В. С. Мингалев. – М.: Гардарики, 2008. – 207 с. 21. Орлов, А. И. Менеджмент: учеб. / А. И. Орлов. – М.: Изумруд, 2003. – 298 с. 22. Основы теории управления: учеб. пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 560 с. 23. Панасенко, Ю. А. Документирование управленческой деятельности / Ю. А. Панасенко. – М.: Изд-во РИОР, 2006. – 138 с. 24. Полукаров, В. Л. Основы менеджмента: учеб. пособие для вузов / В. Л. Полукаров. – М.: КноРус, 2007. 25. Райченко, А. В. Административный менеджмент: учеб. / А. В. Райченко. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 416 с. – (Учебники для программы MBA). 26. Репин, В. В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В. В. Репин, В. Г. Елиферов. – 5-е изд. – М.: Стандарты и качество, 2007. 27. Слиньков, В. Н. Свод документов административного делопроизводства в менеджменте бизнеса. Практические рекомендации / В. Н. Слиньков. – М.: Алерта, 2002. 28. Социальный менеджмент: учеб. / под ред. Д. В. Валового. – М.: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. – 384 с. 29. Спивак, В. А. Управление персоналом для менеджеров: учеб. пособие / В. А. Спивак. – М.: Эксмо, 2007. 30. Тебекин, А. В. Менеджмент организации: учеб. для вузов / А. В. Тебекин, Б. С. Касаев. – М.: Кнорус, 2007. – 416 с. 31. Теория менеджмента: учеб. для вузов / под ред. А. М. Лилина. – СПб.: Питер, 2009. – 464 с. 32. Теория управления: учеб. для вузов / под ред. Ю. В. Васильева, В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. 33. Управление – это наука и искусство / А. Файоль [и др.]. – М.: Республика, 1992. – 642 с. 34. Фомичев, А. Н. Административный менеджмент: учеб. / А. Н. Фомичев. – М.: Дашков и К, 2006. – 228 с. 35. Черников, Б. В. Информационные технологии управления: учеб. для вузов / Б.В. Черников. – М.: Форум, 2008. – 352 с. 36. Шеметов, П. В. Теория организации: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации» / П. В. Шеметов, С. В. Петухова. – 3-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 282 с. 37. Щенников, С. Ю. Реинжиниринг бизнес-процессов. Экспертное моделирование, управление и оценка / С. Ю. Щенников. – М.: Ось-89, 2004.
|